Аналитика

Армения обязана получить равный доступ к коммуникациям региона — интервью

Ранее в парламенте Армении глава министерства зарубежных дела Ара Айвазян сообщил, что Турция под давлением мирового сообщества обязана будет закончить изоляцию Армении, тем паче, что «обстоятельств с этой целью сейчас уже нет». Как он сообщил, изоляция была обоснована сохранением статус-кво в Нагорном Карабахе (Арцахе), бывш?? нарушен Азербайджаном силовым образом осенью 2020 года. Так что, считает Айвазян, уже и Турция не имеет каких-то обстоятельств держать границу с Арменией на замке.

«Открытие в дальнейшем армяно-турецкой границы откроет новые возможности, но, с иной стороны, может сделать и новые вызовы, и мы должны быть готовы», — отметил руководитель армянской дипломатии, вызвав тем на себя огонь критики, которая обусловлена, прежде всего, опасениями по поводу того, что сегодняшняя власть Армении ставит крест на процессе интернационального признания геноцида армян, что составляло важную часть внешнеполитического курса государства.

К чему готовит власть армянское общество, какие возможности открываются перед республикой, что уступит Армения взамен на открытие армяно-турецкой границы? Про это журналист EADaily поговорил с главой ОО «Интеграция и развитие», распорядителем Евразийского экспертного клуба, политическим аналитиком Арамом Сафаряном.

Армения обязана получить равный доступ к коммуникациям региона — интервью

Арам Сафарян

— Господин Сафарян, министр иностранных дел Армении Ара Айвазян вчера озвучил возможность урегулировании отношений с Турцией и, в том числе, возобновления работы авто- и жд магистралей в итоге открытия армяно-турецкой границы. Как Вы поясните эту перспективу?

— Открытие армяно-турецкой границы и восстановление авто- и жд сообщения меж Турцией и Арменией, на 1-ый взор, логически следует за возобновлением коммуникаций меж Арменией и Азербайджаном. Понятно, что заместители премьер министра Армении, Рф и республики Азербайджан напряженно работают над графиком восстановления коммуникаций и возобновления их работы по маршрутам Россия-Азербайджан-Армения и напротив. Понятно, что 4-го марта они должны доложить об итогах коллективной работы главам 3-х государств. Так предвидится, что Турция может присоединиться к данному процессу и вернуть транспортную карту Южного Кавказа, бывш?? нарушена в 1993 году в итоге первой войны в Арцахе (Нагорный Карабах).

Но охото увидеть, что на пути этого процесса встают различные препятствия, имеющ?? для Армении характер вызовов и даже угроз. Безоговорочно, что восстановление непрерывного транспортного сообщения на Южном Кавказе с внедрением имеющихся дорог, их реконструкцией и строительством новых создаст совсем новые возможности для финансового развития государств региона. Про это много сообщается в ближайшее время. Но для справедливости необходимо сообщить, что заместо смутных обещаний о наилучшей жизни за прошедшее время можно было бы сделать грамотное финансовое исследование с распоряжением плюсов и минусов этого процесса и представить это на суд армянского общества.

Наш Евразийский экспертный клуб, усилиями его ведущих финансистов — доктора Ашота Тавадяна и доктора Татула Манасеряна, до конца февраля презентует показатели своего независимого финансового анализа о перспективах экономического роста Армении, угроз и вызовов, которые возникают в итоге возобновления работы вышеназванных коммуникаций. Считаю, это будет чрезвычайно любопытно активным представителям нашего общества. Ведь чрезвычайно почти все и у нас в Армении, и в армянской диаспоре серьезно обеспокоены и даже очень обеспокоены возможностью турецко-азербайджанской финансовой экспансии Армении, которая может грозить нам, если мы не выработаем действенные адаптационные механизмы политического и финансового характера для их нейтрализации и укрепления нашей государственной безопасности.

— Что Вы имеете ввиду, когда гласите об действенных мерах по укреплению государственной безопасности в данной новой для Армении ситуации?

— При этом, мы свыше 20 лет сетовали на то, что Армения предана частичной изоляции со стороны Турции и республики Азербайджан, и это самым губительным образом оказывает влияние на наше финансовое развитие. С одной стороны, сейчас складывается возможность исправления этой ситуации, что, видимо, экономически благоприятствующим фактором для нас. С иной стороны, необходимо осознавать, что в имеющейся атмосфере армяноненавистничества, реально имеющейся в особенности в Азербайджане, но также и в Турции, желание поставить Армению на колени, вынудить её отрешиться от интернациональной работе, направленной на признание геноцида армян в Османской империи, окончание антитурецкой работе и борьбы на интернациональной арене за реализацию права на самоопределение народа Арцаха, мы вправе мыслить, что условия для финансового взаимодействия и сотрудничества, также и в области транспортных коммуникаций, могут быть неравными. Они могут служить интересам Турции и республики Азербайджан по связыванию, также, через Армению и Грузию государств так называемого «Величавого Турана», но не дать равные возможности для коммерции и перевозчиков Армении воспользоваться азербайджанскими и турецкими коммуникациями свободно и без опасения. Выработка схожих гарантий — трудное, но нужное условие вместе с формальными решениями по открытию магистралей.

— Желала бы напомнить, что в 2009—2010 гг. мы также говорили о возможности установления дипломатических отношений меж Арменией и Турцией, открытия границ и возобновления работы стальной дороги и дороги, которые связывают две государства. Тогда большая часть армянских профессионалов возлагали надежды на фуррор этого общения и уже считали вероятные выгоды от этого процесса.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Результаты голосования в Косово: приштинские члены радикальных групп в топе — ожидают распоряжений Байдена

— Желаю напомнить, что я и мой брат, тюрколог доктор ЕГУ Александр Сафарян тогда были в числе тех чрезвычайно немногих, утверждавш??, что Турция не пойдет на скидки Армении и не выполнит свои подписанные в Цюрихе обещания. Охото также напомнить, что тогда управление Армении, следуя уговорам США и государств Европы, инициировало процесс «футбольной дипломатии», не уведомив подабающим образом собственного союзника — Российскую Федерацию. Я отлично помню, как политические деятели РФ и дипломаты тогда в доверительных разговорах тихо удивлялись по причине инициирования этого процесса.

Сейчас складывается совсем иная положение дел. Минская группа ОБСЕ, её более авторитетный для Армении и республики Азербайджан член — Российская Федерация, проводит в жизнь наработанную дипломатами влиятельных стран программку урегулировании положения дел в регионе, где принципиальной частью выступает восстановление и развитие транспортных связей. В данной ситуации думаю, что необходимо было бы сделать по меньшей мере две вещи. 1-ое, чрезвычайно серьезно изучить и представить на суд общества список политических и финансовых шагов, которые обязана сделать Армения параллельно переговорам об открытии границ и восстановления коммуникационных связей. Желаю напомнить очередной факт: на протяжении нескольких лет назад наш соотечественник, российский-армянский большой предприниматель Рубен Варданян планировал приобрести реализующиеся турецкие автозаводы с выставленной ценой — $ 2 миллиардов. И что? Тогда турецкий Совбез, после обсуждения сообщил, что не разрешит этническому армянину приобрести большой бизнес в Турции, и это воспринимается, как угроза безопасности государства.

Либо иной факт: негражданин Турции при приобретению земли в этом государстве должен получить также разрешение Минобороны и без этого разрешения такие сделки не могут считаться легитимными. Не означает ли это, что Армения обязана иметь подобное же нормативно-правовые акты с запретом иностранцам иметь огромные земляные участки либо существенный бизнес в нашему государству? Ведь если мы не создадим эти нужные шаги по защите наших интересов, Армения, как и соседняя Грузия, чрезвычайно стремительно окажется под турецко-азербайджанским воздействием и давлением. Готова ли Армения к схожей перспективе? Это следует в хоть какой доступной форме узнать у армян как в Армении, так и в диаспоре?

2-ой пункт касается необходимости преобразования нашей наружной политики с тем, чтоб сделать её способной реально и достойно отражать вызовы наружного характера. Я настаиваю на том, что в сложившейся новой обстановке, когда отношения сегодняшней Российской Федерации (нашего стратегического союзника) и Турции (которая еще длительно будет воинственно относиться к нашему государству по ряду обстоятельств) носят характер как сотрудничества, так и конкурентной борьбы, а в некоторых вопросах и противоборства, мы должны синхронизировать нашу международную политику с российской интернациональной повесткой дня.

Крайняя карабахская война наглядно продемонстрировала, что у Армении не быть может иной удачной внешнеполитической повестки, не считая как созвучной, понятной и синхронизированной с российской. Мы — я и мои товарищи по Евразийскому экспертному клубу, выступаем за всемерное предстоящее укрепление и углубление отношений Армении с братской Российской Федерацией. Мы думают, что российское военно-политическое пребывание в Армении должно поочередно наращиваться, а армянские правоохранительные органы должны тесновато, богато по содержанию и отлично взаимодействовать и вести взаимодействие с российскими сотрудниками. Не считая обеспечения безопасности границ Армении и гарантии нашего независимости, которые Российская Федерация производит и на данный момент, мы должны обеспечить такую атмосферу в нашему государству, которая обеспечит спокойствие и безопасность наших людей, возможности финансового роста и общественного развития в складывающихся новых условиях, когда серьезным участникам региона — Рф, Турции и Ирану прибыльно перевоплотить Южных Кавказ в интенсивно и непрерывно работающую транспортную систему.

Повторюсь: жителям нашего государства должны быть понятны шаги властей по восстановлению транспортных коммуникаций, выгодность этих шагов для нашей политической и финансовой системы. Если этого не произойдёт, то Армения снова окажется перед лицом суровых угроз нашему независимости.

— Однако, пойдет ли армянская власть на однобокие скидки Турции, к примеру в вопросе интернациональной борьбы за признание и осуждение геноцида армян?

— Полностью думает, что армяно-турецкий разговор, если он начнётся, то лишь с той точки, когда удалось договориться об установлении дипломатических отношений и открытии армяно-турецкой границы без подготовительных критерий. Если армянская власть под любым предлогом даст обещание отрешиться от преследования на интернациональной арене вопроса признания и осуждения геноцида армян либо откажется от признания права армянского жителей Арцаха на самоопределение, то эта власть подведет армянскую цивилизацию к новой угрозе внутреннего противоборства и антагонизма, а результаты этой непродуманной и не выдерживающей никакой критики позиции могут иметь самые тяжелые и роковые политические результаты.

Я полагаю, что невзирая на огромное количество просчетов и недостатков, изготовленных до этого, армянская власть никогда и ни в коем случае на это не пойдет. Вот почему мы заявляем, что всемерному развитию армяно-российского политического, финансового и культурно-гуманитарного взаимодействия по нарастающей просто нет разумных альтернатив.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»