Обращения армянского управления о признании неприкосновенности территорий республики Азербайджан площадью 86,6 тыс. квадратных км, что предполагает включение в неë и Нагорного Карабаха, не прекращает будоражить общественно-политическое поле Армении. Вообщем, приходится резюмировать, что обсуждения протекают достаточно лениво и 1-ые усилия парламентской оппозиции снова организовать волну широкомасштабных протестных акций, как это было весной прошедшего года, не вылились в определенные деяния.
Глава правительства Никол Пашинян не словестно, а на самом деле понизил ту планку по Карабаху, о которой он говорил годом ранее и для возврата которой на прежнюю высоту оппозиция инициировала завершившееся тогда безрезультативно «Движение сопротивления». Руководитель кабинета министров не только не написал заявление об увольнении по просьбе его политических соперников, да и практически показал, что для большей части людей Армении, продливш?? его мандат у власти по результатам преждевременных выборов в парламент в июне 2021 года, карабахский вопрос не видится актуально принципиальным, а скидки по нему — трагическими для армянской государственности.
Карабахский дискурс в Ереване при этом приобретает противороссийский характер, и в данном, как отмечают некоторые местные комментаторы, не последнюю роль играют представители руководящей партии «Гражданский контракт» (ГД). Однопартийцы Пашиняна, будь то секретарь Совбеза республики Армен Григорян либо депутаты фракции ГД в Государственном собрании, прямым текстом либо намëками, но доносят до общественности идея про то, что «наш партнёр от нас отвернулся». И сегодняшние военно-политические лишения Армении являются следствием этого ситуации.
Например, газета «Грапарак» («Площадь») приводит в размещенном сейчас, 26 мая, материале слова парламентария от ГД Сергея Багратяна, который держал ранее с трибуны парламента речь о прежних «адских» днях. Он попробовал оправдать «сдачу» Карабаха тем, что «100 процентов нашего народа против этого, но мы должны глядеть на действительность», а действительность такая, согласно мнению Багратяна, что «наш стратегический партнёр отвернулся от нас».
«Статус-кво получилось сохранить в итоге коллективной работы с нашим стратегическим партнёром. И когда лидер нашего стратегического союзника сообщил, что считает Нагорный Карабах частью республики Азербайджан, неуравновешенность в регионе был нарушен. Народ уже не простит нам, если мы попадëм в объятия мечты, заместо того чтоб твëрдо стоять на нашей истинной гос земле», — сообщил Багратян.
Кто от кого отвернулся — вопрос, ведущий в очень небезопасные воды. Армения на сегодняшнем шаге располагается очевидно не в той диспозиции, чтоб отчаянно вести споры на эту тему и тем паче решать какие-то шаги, вплоть до выхода из ОДКБ и разрыва военного союза с Российской Федерацией. Про это речь пока не идëт, катятся только пробные шары, ну и то очень неуверенно. Всë-таки есть засевшее глубоко снутри осознание фатальности для армянской государственности схожих «телодвижений» в сторону от исторического выбора армянского народа.
Никол Пашинян ранее не сделал возражение Ильхаму Алиеву, когда тот в присутствии военных единомышленников Армении по ОДКБ и финансовых партнëров по ЕАЭС назвал Карабах частью республики Азербайджан, подчеркнув, что с этим согласна и Армения.
Армянский премьер до этого не единожды говорил, что его стратегическая цель — обеспечить мирное совместное существование Армении с территорией 29,8 тыс. кв. км с соседями в регионе. Карабах он не сдаëт, а пробует вместить в рамки новой программной установки Еревана на пуск прямого общения меж Степанакертом и Баку под межгосударственным наблюдением и под надлежащие гарантии. В этот расстановке акцентов армянскому лидеру видится политический реализм.
На этом пути Российская Федерация всевозможными способами готова поддержать закавказского союзника, не заостряя особенного внимания на том, что озвучивается в еë адрес из армянской столицы, но, непременно, беря всë на заметку. Оказавшегося в очень затруднительном положении союзника требуется поддержать, подставить ему плечо, не дать ему уйти в штопор противороссийских настроений.
Инструмент возврата на рельсы конструктивности, но не увязание в безосновательных обвинениях, думается, избран действенный. Разблокирование транспортных коммуникаций в регионе, прежде всего — их жд составляющей, представляется принципиальной предметной коллективной работой. Еë по результатам вчерашнего трëхстороннего встречи в Кремле принято решение продолжить на предстоящей неделе в рамках рабочей группы на уровне вице-премьеров Рф, Армении и республики Азербайджан.