Экономика

Атаман из КЧР: «Без православия казачества не будет!»

Проходящие через Карачаево-Черкесскую Республику стратегические коммуникации Кавказа исторически охраняют местные казаки. Столица КЧР Черкесск образовался на месте казачьей станицы Баталпашинская, до 1934 года Черкесск носил заглавие Баталпашинск. Казачество КЧР в официальном порядке называется Баталпашинским отделом Кубанского казачьего силы (ККВ).

Казачий фактор в КЧР — это российский фактор. Для того чтоб выяснить жизнь кубанских казаков из КЧР, специальный корреспондент EADaily посетил древную казачью станицу Зеленчукская. Станица размещается недалеко от известных старых аланских городищ. Собеседником EADaily стал казачий сотник Иван Рыбалов — атаман Зеленчукского станичного общества Баталпашинского отдела Кубанского казачьего силы.

Атаман из КЧР: «Без православия казачества не будет!»

Иван Рыбалов. Фото: Артур Приймак / EADaily

— Иван Викторович! Кубанское казачество в последние несколько лет занимает особенное место в информационной повестке Рф. Атаман Кубанского казачьего силы Николай Долуда — основной атаман Общероссийского казачьего общества, глава организационного совета Союза казачьей молодежи Рф. Про Баталпашинский отдел ККВ аудитория центральных средства массовой информации фактически ничего не знает. Большое количество жителей России в принципе не в курсе того, что в КЧР столетиями проживают и служат Рф казаки. Растолкуйте, почему так случается?

— Прежде всего это соединено с тем, что мы находимся в большей географической и информационной удаленности от метрополии, чем Краснодарский край. Притом Карачаево-Черкесская Республика — это государственная республика, в силу этого мы себя особо не афишируем. А в общем мы, как и казаки из Краснодара, находимся в плотном содействии с правоохранительными органами Рф. Мы несем службу по охране границы вместе с развернутыми в КЧР пограничными частями ФСБ Рф. Мы готовим учащихся школ для предстоящей службы Родине. В станице Зеленчукской есть два класса казачьей направленности и класс чисто пограничный. С учащимися этих классов мы ездили на пограничные заставы, проводили стрельбы, проводим до настоящего времени военно-спортивные состязания.

Казаки из Зеленчукского района защищали с орудием в руках ДНР и ЛНР, служили в составе МЧС Рф в Сирийской Арабской Республике. Наши казаки служат в 34-й некоторой мотострелковой бригаде Наземных вооруженных сил Армии Рф, которая дислоцирована в нашем районе, в станице Сторожевая. Данная бригада создана для реализации боевых задач в критериях горной местности. Зеленчукские казаки служат в Военно-космических войсках и остальных родах войск.

Исторически казаки нашего региона — это сначала пограничная служба. Я сам отставной пограничник, в Баталпашинском отделе много военнослужащих погранвойск — военных пожилых людей. Пограничные войска в КЧР располагаются с 1993 года, с сих пор наше казачество и принимает участие в охране госграницы. В текущем году, вместе с атаманом станицы Кардоникской нашего района и военнослужащими погранвойск, мы задерживали нарушителей паспортного режима. Зеленчукские казаки до настоящего времени ездят на охрану границы.

— Вопрос о продолжении казачьей традиции. Может ли поступить в казачий класс ребенок, чьи предки — не казаки, праотцы никогда не были казаками?

— До 1917 года было так: всеполноценным членом казачьего общества мог быть лишь выходец из казачьей семьи. На данный момент в казачий класс может отдать собственного малыша хоть какой православный человек, которому близки традиции казачества. До того как отдавать малыша в казачий класс, сыну либо дочке нужно дать соответственное воспитание. Ранее жизнь казака держалась на службе Богу, царю и Отчизне. На данный момент Российская Федерация — республика, но Бог и Отечество никуда не делись и никуда не денутся. Без православной веры казачества нет и не будет!

Минобороны Российской Федерации на данный момент проводит огромную работу по приготовлению запасов. Мы тоже принимаем в данном участие. Как правило в этой программе часть наших казаков занята в военно-полевом выходе — практических упражнениях по боевой подготовке. Эти казаки и войдут в запасы Министерство обороны в КЧР. Не считая совершеннолетних казаков, я усердствую ввязывать туда и молодых казачат, с которыми мы увлечены по некоторой программе.

При казачьем управлении станицы Зеленчукская есть особый молодежный взвод. Самым младшим там 8 лет, самым старшим — восемнадцать. Мы с ними увлечены раздельно. Наша цель такая, чтоб данный молодежный взвод чаще бывал в расположении 34-й мотострелковой бригады. Пусть молодые казаки знакомятся со службой бригады, имеют представление о несении службы в высокогорье Кавказа, однако бы поглядят на службу в вооруженных силах как наблюдатели. Став взрослыми, не все эти сегодняшние молодые казаки посвятят жизнь армейской службе. Однако кто-то да будет кадровым военным, членом казачьего общества. Преемственность поколений у нас сохраняется, как казакам без этого? Необходимо, чтоб у нас была смена. А с этой целью необходимо, чтоб казачата с юношества росли в духе сохранения и продолжения наших традиций, культурного наследства.

— Как протекает жизнь казачьих классов в КЧР, в Кубанском казачьем войске в общем?

— Ежегодно поступившие в казачий класс дети принимают казачью присягу в православном соборе. Там находятся предки этих казачат. На принесение присяги торжественно выносится знамя Кубанского казачьего силы. Мы учим казачат обладать орудием, это непременно. Однако владение орудием — далековато не самое главное в казачьем образовании. Главное — это казачьи традиции, познание истории родной станицы, откуда и когда пришли в станицу наши праотцы, какие были цели у казаков, чего они достигнули в конечном итоге…

Когда я был русским школьником, нам преподавателя ничего этого не ведали. Сегодняшние казачата должны знать, что в наших краях был передовой предел долголетней Кавказской войны. В сегодняшних Ставропольском крае и КЧР была реальная политика колонизации. Праотцы сегодняшних наших карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев не попросту так воевали против российских войск. Они обороняли свои дома. Конечно, они и грабили, и убивали. Наши праотцы тогда тоже не были ангелами. Однако это была война, на войне ангелов и бесов не бывает. Были мирные горцы, были и немирные. В числе мирных горцев были те, которые позже предавали российские силы. В числе казачества были мародеры и убийцы. Были российские бойцы, которые дезертировали к горцам, воспринимали ислам.

Занятия с малеханькими казачатами я начинаю с истории нашего края. Станицу Зеленчукскую основывали не лишь местные казаки. В 1841 году из Королевства Польского на Кавказ был перебазирован 51-й Литовский Его Правительского высочества цесаревича пехотный полк. Когда полк выдвинулся из станицы Радостная — это Краснодарский край, 61 километр до Зеленчукской — до станицы Сторожевая в сегодняшней КЧР, в Сторожевой уже стоял один отряд этого полка. От Сторожевой до Зеленчукской — 15 км. Там уже была казачья крепость, казачья застава, действовали казачьи пикеты. Два отряда Литовского полка и 40 казачьих семей пошли в обход к месту, где на данный момент стоит наша станица. Шли в обход, так как был конец апреля, Зеленчук разлился, а моста через Зеленчук тогда не было. Дошли до станицы Исправная, в 24 километрах от Зеленчукской. В Исправной был мост. Переправились через реку, ширина которой тогда была больше 4 метров, до места нашей станицы. Тут остались 40 казачьих семей и один отряд Литовского полка. Иной отряд, через полноводную реку Маруху, пошел к станице Кардоникская, где и тормознул. И все это — за сутки, пешком либо на подводах, в критериях бездорожья.

На месте будущей Зеленчукской казаки и пехотинцы строили крепость, копали рвы, делали валы. 1-ое нападение горцев произошло через 6 дней после основания станицы Зеленчукская. В местах, где на данный момент Зеленчукская, ранее был абазинский аул, больше сорока кибиток. Через 20 дней после чего нападения случилось очередное. На станицу напал отряд горцев количеством больше 20 тысяч человек. Горцы угнали значительное число скота. В числе защитников станицы было много убитых и покалеченых, утонувших в Зеленчуке при обороне. Горцам, обитавш?? в границах Зеленчукской, после чего предложили оставить пределы станицы. Они переселились на 23 километра к северу, где в Хабезском районе КЧР на данный момент располагается аул Али-Бердуковский.

После чего Зеленчукская пережила еще много нападений горцев. Станичники обрабатывали землю и пасли скот лишь с орудием. С ранешнего утра со станицы на дозор выходили пикеты и разъезды. Однако горцы тоже умели вести войну. Они выжидали, пока пикеты и разъезды оставят станицу, занимали впадины и участки леса и нападали. Казаков-мужчин убивали, дам и детишек брали в плен, скотину угоняли. Все это продолжалось длительно.

У меня есть книжка по истории нашего казачества, которая была написана в 1904 году старшим урядником Георгием Колковым. Колков — выходец из Зеленчукской, сын казачьего урядника (урядник — казачий аналог унтер-офицера. — EADaily). Он имел высшее образование, в 1908 году стал руководителем четырехклассного училища в станице Сторожевая.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Санду: Румынское электричество дозволит Молдавской Республики не зависеть от Российской Федерации

Жизнь Георгия Ивановича Колкова — пример нашим современникам, которые на данный момент обожают много и прекрасно разговаривать о патриотизме и героизме. Колков не говорил об этих вещах, а действовал. В 1914 году, когда началась 1-ая глобальная война, Колков пошел добровольцем в Русскую императорскую армию, однако его не призывали. В королевской армии он дослужился до хорунжего (казачий аналог поручика в королевской армии. — EADaily). В Междоусобную войну он принял сторону Белого движения. С весны 1918 года Колков — старший офицер Армии Юга Рф. Он был старшим адъютантом у Андрея Григорьевича Шкуро, есаулом (казачий аналог майора. — EADaily) в «Волчьей сотке» Шкуро. К окончанию Гражданской войны Колков дослужился до казачьего полковника. Сын Колкова в августе — сентябре 1920 года был в белогвардейском десанте, который по распоряжению Петра Николаевича Врангеля вышел из Республики Крым и высадился в Краснодарском крае, чтоб открыть фронт против Красной армии и занять Екатеринодар. Руководил этим десантом генерал Сергей Григорьевич Улагай. Десант Улагая в Краснодарском крае проиграл. Сын Колкова за проявленные в данном десанте мужество и героизм получил Георгиевский крест.

Об этих страничках истории казачества мы также рассказываем казачатам на упражнениях. Мы объясняем детям, кто подобные были казаки в старину, для чего они пришли на Кавказ из родных мест Центральной Рф. Казачата выяснят, что управленческий аппарат станиц был чрезвычайно скромен. Кто был в станичном правлении? Атаман станицы, писарь, два пристава и совет пожилых людей — несколько знатных казаков преклонного возраста. Этот умеренный аппарат обеспечивал действенное управление делами станицы, оперативно решал все вопросы. В военное время был еще воинский руководитель станицы — старший по чину казак, которому подчинялись все военнообязанные казаки.

Мы говорим, что казаки — люди, для которых главнее всего были свобода и казачье братство. Когда большевики объявили «Вся власть Советам!», почти все казаки данный девиз приняли. Чем был большевистский Совет в представлении тогдашних казаков? Данный этот же казачий круг. Исполнительный комитет — то же казачье местное правление. Правление исполняет наказы круга, исполнительный комитет — решения местного Совета. По «Тихому Дону» Михаила Александровича Шолохова все знают, что в Междоусобную войну казаки были и на стороне белых, и на стороне бардовых, переходили из 1-го лагеря в иной. Откуда же казакам было знать, что большевики околпачат российский народ?

— Некоторые действия — к примеру, реклама кинофильма Алексея Преподавателя «Матильда» — продемонстрировали, что российская общественность, как и в девяностых годах, расколото на условных «бардовых» и «белых». Как эта трудность решается в казачьем обществе, системе казачьего образования?

— Я нередко говорю взрослым казакам и молодым казачатам: «Хватит с нас 1917 года!» Нереально допустить повторения братоубийства казаками друг дружку, как в Междоусобную войну. Нас и так на данный момент чрезвычайно не много. Сейчас — насчет идеологического конфликтной ситуации современных белых и бардовых. В 2020 году в Зеленчукском районе отмечали столетие со времени смерти 20 белых казаков, которые из станицы Сторожевой шли на разведку в сторону станицы Кардоникской и попали в засаду. Это как раз было восстание против продразверстки — большевистской политики грабежа казачества Кубани и Терека. Управлял восстанием казачий генерал Михаил Архипович Фостиков — герой Первой мировой войны, соратник Антона Ивановича Деникина.

У попавших в засаду казаков не было огнестрельного орудия — лишь шашки и кинжалы. Этим 20 казакам противостояли больше сотни большевиков с винтовками и пулеметами. Казаки подумали: раз они не вступали в вооруженные столкновения, следовательно, их допросят, заберут лошадок, прохладное орудие и отпустят к семьям. Заместо этого красные их всех расстреляли. В 2020 году мы помянули этих предательски убитых большевиками казаков. Мероприятие проходила в Сторожевой, около поставленного еще в 1920 году монумента белым казакам. Что броско: после завершения Гражданской войны большевики данный монумент не тронули.

Годом ранее казачество станиц Зеленчукская, Исправная, Передовая посчастливилось к данному памятнику станичную молодежь. Это был акт отдания памяти белым казакам, также акт гражданского примирения меж сторонами братоубийственной войны, бывш?? в Российской Федерации в 1918—1922 годах. После тех событий прошло больше 100 лет. В гражданских войнах не бывает всецело виноватых и всецело невиновных сторон. Сегодняшние станичники идиентично почетают память казаков-белогвардейцев и их братьев, которые пошли в Красную армию.

Во Вторую мировую войну казаки-красноармейцы выручили нашу Родину и всю Европу от ужасов гитлеровского нацизма. В их числе было много тех, кто до этого служил в королевской армии. Генерал Фостиков в эмиграции получил предложение пойти на службу к гитлеровцам. Он произнес: «Я большевиков терпеть не могу, но против собственного Отечества и собственного народа не пойду». Мы не забываем живых и почивших героев 2-ой мировой войны, защитников нашей Родины.

Напротив казачьего правления в Зеленчукской стоит монумент казакам — жертвам политических гонений. 24 января каждого года все школьники нашей станицы вместе с районной администрацией приходят к данному памятнику, чтоб склонить головы и почтить память невинно убитых казаков. Конкретно 24 января 1919-го Яков Свердлов подписал директиву Оргбюро ЦК РКП (б) о расказачивании. В процессе этой политики большевики желали всецело стереть казачество с лица земли. Тысячи казаков тогда погибли, вместе с супругами, детками, дедушками и бабушками. Позже казаки погибали в процессе коллективизации, сталинских гонений. Однако все эти действия — это история казачества. Историю нельзя разделять на красную и белую стороны.

— Политику расказачивания почти все казачьи лидеры и православные монархисты интерпретируют как геноцид казачества. Юридическое понятие «геноцид», которое введено в процессе Нюрнбергского суда, относится к народу. Однако казаки — служилое сословие, а не население.

— Насчет того, являются ли казаки некоторым народом, до настоящего времени идут научные и околонаучные споры. В 1917 году, после февральского и октябрьского переворотов, территориальные области казачьих войск решили отделиться от остальной Рф. Зачин подали кубанцы и донцы, за ними пошло терское казачество. Казаки хотели отгородиться от безначалия и бездуховности, разгулявшихся по бывшей Российской империи после отречения правителя Николая II. Казаки желали жить своим самобытным укладом. Атаманам необходимо было удержать власть. Крепкая вертикаль казачьей власти была гарантией того, что казачьи области не ввергнутся в бездну анархии. В 1917 году разгоряченные революционной агитацией головы желали отобрать власть у атаманов и правлений дореволюционного поставления, сами пожелали быть атаманами, правлениями и кругами. Если в больше широком смысле, то казаки после начала этой величавой смуты желали жить, выжить.

Кубанская казачья Рада выступала представителем кубанского казачества как народа, источника власти независимой Кубанской республики. При всем этом кубанцы не открещивались от общего с русским народом языкового и культурного корня. Не отрывали себя от российского народа терские, донские, уссурийские казаки. Российские люди, чьи праотцы не были казаками, побывав в казачьей среде, видят, что казаки говорят на российском, исповедуют российское православие. Однако также они замечают, что казаки такого же Северного Кавказа различаются от обитателей Центральной Рф по диалекту, складу ума, определенным культурным и хозяйственным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что казаки числились сословием в королевской Рф, когда был сословный строй. В России сословий нет.

Споры про то, являются ли казаки народом, поднимают в числе казачества тему Гражданской войны и истребления казачьего уклада большевиками. Опять исполняются попытки поделить казачество на бардовых и белых. Пора уже успокоиться на данную тему. Эти действия в истории казачества были. Родные сейчас живущих казаков были 100 годов назад и по одну сторону Гражданской войны, и по другую. Это было в одной и той же семье.

Над вопросом насчет того, кто подобные казаки — служилое сословие, народ, этнос либо субэтнос, — разламывают головы большие научные университеты. Чего ж здесь говорить про обычных казаков? Сколько казаков — столько и воззрений. Каждый казак — сам для себя атаман. «Как воно було при наших праотцах, как воно и должно быть», — говорят наши старые казаки. Однако в нынешних условиях этого просто так не добьешься.

Дискутировал Артур Приймак

Завершение следует.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»