Аналитика

AUKUS и 8 новых АПЛ для Австралии: в чем интерес США и Англии?

1 декабря 2021 года президент Джозеф Байден представил Конгрессу «Соглашение меж Австралией, Соединенным Царством и США об обмене сведениями о морских ядерных движках». Это соглашение оформляет определенный военный проект, являющийся частью «расширенного трехстороннего сотрудничества в области безопасности» под заглавием AUKUS, о котором кабинета министров 3-х государств объявили 15 сентября 2021 года.

Трехстороннее соглашение нуждается в одобрении Конгрессом США, так как американский закон об атомной энергии 1954 года воспрещает передачу зарубежным странам ядерных технологий. Соглашение дозволит правительствам 3-х государств обмениваться сведениями о военно-морской ядерной двигательной установке.

США имеют такое же соглашение по ядерной военно-морской двигательной установке лишь с Англией, которое оформлено в рамках двухстороннего соглашения об обоюдной обороне 1958 года.

Первой инициативой сотрудничества AUKUS, согласно Коллективному заявлению от 15 сентября, является 18-месячное исследование «для поиска рационального пути доставки» военной мощи в Австралию. Это исследование должно включать развитие программ атомных субмарин США и Англии, «чтоб ввести в эксплуатацию австралийский потенциал в кратчайшие осуществимые сроки». Т. е. старшие партнеры Австралии — США и Англия собираются применять кооперативный с Австралией проект для развития своих программ атомного подводного кораблестроения.

Соглашение, которое было подано Байденом в Конгресс, было подписано 22 ноября 2021 года. Оно разрешает каждой стороне обмениваться «сведениями о морских ядерных движках, которая нужна для исследовательских работ, разработки, проектирования, производства, использования, регулирования и утилизированию военных реакторов». Соглашение должно оставаться в силе до 31 декабря 2023 года, когда оно «автоматом продлится на 4 доп периода по пол года каждый», то есть еще на два года.

США имеют соглашения о взаимодействии в ядерной области с коллегами по AUKUS — как с Австралией, так и с Соединенным Царством. Взаимодействие имеет принципиальный аспект. По Договору о нераспространении ядерного вооружения (ДНЯО) Великобритания является страной, которые обладают ядерным вооружением, а Австралия — нет. Поэтому Китай уже назвал договор по австралийским атомным подводным лодкам «очень безответственной» и сейчас настаивает на соблюдении контракта о безъядерной зоне для Юго-Восточной Азии.

США и Австралия имеют соглашение о взаимодействии в области мирного атома, заключенное в 1957 году, освеженное в 1979-м и возобновленное в 2010 году. Австралия реализует приблизительно 36% собственного экспорта урана на сумму в $ 1 миллиардов в США. США также являются большим переработчиком австралийского урана, продаваемого Австралией в остальные государства. Однако в текущее время в Австралии нет ни одной АЭС. Она только использует один научный реактор. Т. е. Австралия в атомной сфере в текущее время имеет недостающий уровень компетенции для постройки военных судов с атомной двигательной установкой. Взаимодействие с Соединенными Штатами и Англией дозволит австралийцам получить нужные компетенции. Рассчитывают, что соглашение убыстрит постройку Австралией первой из собственных атомных субмарин на 5 лет ранее намеченного срока, так как помощь США убыстрит реализацию проекта. Австралия может спустить на воду свою первую атомную субмарину сначала 2030-х годов. Схожее «жизнеутверждающее» утверждение из Канберры, как мы увидим ниже, нуждается в значительном уточнении.

Для выполнения проекта постройки атомных подлодок Австралии понадобятся юридические изменения, которые позволяют применять ядерные реакторы в государстве. Кабинету министров придется рассмотреть вопрос о назначении внутреннего ядерного регулятора, генерального инспектора по ядерной безопасности и обмыслить вопрос об утилизированию радиоактивных отходов после того, как срок службы реакторов на субмаринах истечет.

В соответствии с работающим планам Минобороны Австралии, которая была построена во время с 1990 по 2003 год шестерка субмарин типа «Коллинз» остается в строю по меньшей мере до 2025 года. Однако далее эти австралийские субмарины нуждаются в серьезном ремонтных работах, чтоб продлить их срок службы до 2038 года. Под капремонт снова же необходимы судостроительные мощности — все в той же Аделаиде, где эти субмарины были построены и где на данный момент собираются строить новые — уже с ядерной двигательной установкой. Т. е. отменно совершенно другие суда.

Создается узнаваемый временной разрыв — на определенный период после 2025 года ВМФ Австралии испытывают судьбу в принципе остаться без субмарин до того момента, пока в строй не будет введена 1-ая атомная субмарина проекта AUKUS. Возможен длительный период понижения боевой готовности австралийского флота. Оппозиционная в Австралии лейбористская партия подвергла критике правительство государства конкретно за возникающий 10-летний разрыв в постройке технологически больше трудных субмарин, который появится в итоге поставки первой атомной субмарины не в 2031-м, а в 2040 году.

Никто из участвующих проекта AUKUS и фактически сама Австралия не держат в тайне, что проект строительства австралийских универсальных атомных субмарин нацелен против КНР. В данном есть определенный резон. Ведь китайские ВМС имеют в собственном строю с 2005 года универсальные атомные субмарины класса «Шань» — две подлодки типа 093 и 4 — типа 093A. В постройке располагается еще две подлодки этого класса. В китайском оборонном отчете 2019 года на их счет зявлялось, что к середине 2020-х годов ВМС Китай получат усовершенствованные подлодки класса «Шань» (тип 093B), которые будут обустроены управляемыми ракетами с возможностью нанесения ударов по наземным целям.

В итоге, планируемая восьмерка австралийских универсальных атомных субмарин является зеркальным ответом на 8 китайских подлодок этого типа. Возрастающая напряженность в отношениях с Китайской Народной Республикой ускоряет перевооружение ВМФ Австралии. Потому отказ Австралии от коллективного проекта с Францией по постройке 12-ти подлодок с обыденным движком типа «укороченная „Барракуда“» в пользу проекта постройки атомных подлодок был логически правильным решением в отношении своей политики безопасности. Договор с французской Naval Group по постройке был аннулируют, как объяснили из Канберры, «для удобства», так как «требования Австралии поменялись». Решение было принято из-за «потрясающих технологий», которыми США и Англия собираются поделиться с Австралией. Заметим, что разрыв с французами означал и отказ от сделки с популярной американской компанией Lockheed Martin, которую уже подрядили для сотворения боевой системы австралийских субмарин французского проекта.

А также, появилась информация, что Индия в скором времени получит в аренду от Российской Федерации универсальную атомную субмарину типа «Щука-Б» (971-й проект). Как следует, индийцы после начала у себя постройки ПЛАРБ типа «Арихант» анализируют возможность обзавестись своими атомными универсальными подлодками для Индийского океана. Универсальные атомные субмарины стают военно-морским эталоном держав Индо-Тихоокеанского региона. Австралия идет в данном тренде и собирается выстроить наилучшие в многофункциональном плане субмарины этого типа.

В оперативном отношении австралийские военные мореплаватели особо и не держат в тайне планы проецировать военно-морскую мощь Австралии далее на север с тем условием, чтоб новые австралийские атомные субмарины было сложнее найти возможному противнику.

Сначало подразумевалось, что универсальные атомные субмарины войдут в состав ВМФ Австралии самое преждевременное до 2040 года, но Минобороны Соединенных Штатов уверяет в том, чтоб двинуть эти сроки и убыстрить постройку. Глава министерства обороны Австралии Питер Даттон сказал, что Англия и США предпринимают все возможные меры, чтоб убыстрить проект. Поэтому глава министерства сказал: «Я считаю, что американцы желают видеть нас способными еще ранее 2040 года, и, разумеется, на этот момент исследуются варианты».

В отчете Австралийского института стратегической политики проект постройки атомных субмарин был назван «самым трудным предприятием, к которому приступила Австралия». Проект дает обещание стать «масштабным», «самым большим» и «трудным» делом, которое осуществила Австралия.

Однако неувязкой становится сам принцип, который был принят для военно-морского кораблестроения в Австралии: «Мы не можем поддерживать военно-морские суда, если мы их сами не строим». Например, к примеру, которые находится на данный момент в строю субмарины класса «Коллинз» были построены в Австралии на верфи в Аделаиде по шведскому проекту, отчасти из сделанных в Швеции секций корпусов. В проекте с французской Naval Group по постройке 12-ти укороченных «Барракуд» австралийцы желали повторить их постройку у себя на верфи в Аделаиде. Таким же образом проект AUKUS по постройке атомных подлодок австралийцы хотят выполнить в Аделаиде.

AUKUS и 8 новых АПЛ для Австралии: в чем интерес США и Англии?

Австралийские подводной лодки класса «Коллинз» на базе в Перте. Источник: scpm.com

В сентябре глава правительства Австралии Скотт Моррисон объявил: «Мы еще не обусловили конкретное судно, которое мы будем строить, но это будет изготовлено при помощи достаточно существенной и всеобъятной оценки программы, которая будет проведена с нашими партнерами в течение последующих 12−18 месяцев». Конкретно эту «оценку» и хотят выполнить в рамках процедуры, определенной указанным выше соглашением об обмене сведениями о морских ядерных движках.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  2,5 млн погибших и $ 28 трлн убытка: о глобальном действии сильной эпидемии Covid-19

У австралийцев на данный момент на столе два других варианта — это взять за базу к постройке проект американской АПЛ «Вирджиния» (1-ая из большой серии вошла в строй в 2004 году) либо же проект такой же по классу английской АПЛ «Эстьют» (1-ая из серии вошла в строй в 2010 году).

AUKUS и 8 новых АПЛ для Австралии: в чем интерес США и Англии?

Выбор в меню AUKUS для Австралии: американская «Вирджиния», английский «Эстьют». Источник: Naval News

В итоге, Австралия будет взаимодействовать или с Соединенными Штатами, или с Англией, чтоб сначала приобрести их проекты лодок. У СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ есть преимущество: американцы строят у себя субмарины в 10 раз резвее, чем Англия.

Далее, как оказывается, большой неувязкой встал вопрос об объеме выделения финансовых средств постройки атомных субмарин в Австралии. Сейчас стало известно, что в Канберре об этом особо не думали, когда расторгали договор с французской Naval Group.

По начальному объявлению, проект постройки 12-ти обыденных подводных лодок класса «укороченная „Барракуда“» при взаимодействии с французами обошелся бы Австралии в $ 50 миллиардов. Глава правительства Скотт Моррисон согласился с тем, что постройка атомных субмарин в взаимодействии с американцами и англичанами обойдется для Австралии, вероятнее всего, дороже. Как дороже? Ссылаясь на Австралийский институт сказали, что 8 намеченных Австралией к постройке атомных субмарин обойдутся в $ 70 миллиардов и это — по «безусловному минимуму». Однако, согласно последовавшему новому отчету Австралийского института стратегической политики, с учетом повышения общего уровня цен цена проекта может добиться и $ 171 миллиардов, в особенности если график постройки субмарин растянется. Это нереальная для Австралии стоимость.

Правительство Австралии уже сообщило, что лодки будут строить на верфи в Аделаиде. Однако с той целью, чтоб строить атомные субмарины в Аделаиде, там нужно приготовить объекты, нанять и научить рабочих и инженеров. При всем этом большая часть подорожания проекта относится на его ядерный элемент. Вероятен и этот вариант, что стройку головной лодки начнется на верфи США либо Англии с тем, чтоб научить на ней при постройке австралийских рабочих и инженеров.

Однако даже и при всем этом доп условии при плане строительства в Австралии на верфи в Аделаиде, возможно, поставка первой атомной субмарины не случится ранее 2040 года. При этом американцы указывают на начало 2030-х годов как на предпочтительный срок выполнения военного проекта. Поэтому нужно направить внимание на полемику в австралийских средства массовой информации относительно выполнения проекта в рамках AUKUS. А именно, в процессе этих дискуссий было предложено другое решение трудности, которое бы ускорило перевооружение австралийского флота.

По нему субмарины для Австралии строятся на верфи США, а австралийская индустрия принимает участие в постройке, войдя в цепочки поставок. При таком варианте график поставок лодок в Австралийский военно-морской флот можно было бы сдвинуть на начало 2030-х годов.

Заместо постройки АПЛ «Вирджиния» в Аделаиде по американскому проекту Австралия просто приобретет у Соединенных Штатов Америки атомные субмарины класса «Вирджиния» своей американской постройки. В данном случае австралийская программа сводится к расширению промышленных мощностей на верфях в США для ублажения потребностей австралийского заказа.

США с их темпами и слаженностью постройки могли бы поставить первую атомную субмарину для Австралии на девять лет ранее, чем верфь в Аделаиде. Американская постройка при всем этом различалась бы большей надежностью при наименьших издержек.

В текущее время в США работают две верфи атомного кораблестроения и огромное количество поставщиков, которые способны строить по две «Вирджинии» в год. Верфи также ведут работу по подготовке к серийной постройке новых ПЛАРБ класса «Колумбия». Австралия просто заплатит за расширение судостроительных мощностей США на этих верфях с тем, чтоб в год американцы рядом со своими 2-мя строили третью «Вирджинию» для Австралии. В соответствии с последнему в июле текущего года сообщению Министерства обороны США, постройка одной универсальной АПЛ «Вирджиния» обходится в $ 2,1−2,8 миллиардов. Специалисты считают, что цена одной АПЛ для Австралии американской постройки составила бы $ 3,5 миллиардов, а в сумме 8-ми лодок — $ 28−30 миллиардов. В итоге, постройка всех австралийских АПЛ на американских верфях могла бы обойтись для Австралии дешевле, чем её первичный проект с французами. Это может оказаться прибыльным и для американцев, так как повышение загрузки их верфей понизит стоимость за единицу постройки.

Промышленные издержки в США также могли быть ниже, так как работы там проводились бы со скоростью, втрое превосходящей ту, которую могли бы достигнуть на верфи в Аделаиде.

Но американский проект придется приспособить для потребностей Австралии, к примеру нужно будет удалить из американского БИУС «Вирджинии» функции ядерного вооружения.

Предлагаемый график — это условиться в первой половине 2022 году о начале подготовки индустрии США к реализации австралийского заказа. В 2023 году расширить мощности и далее заложить на американской верфи первую лодку для Австралии. В 2025 либо 2026 годах приступить к главным работам по постройке с той целью, чтоб поставить первую подводную лодку в 2031 году. В случае заказа одной дополнительной «Вирджинии» в год получить последнюю в серии восьмую атомную субмарину в 2038 году. Эти временные рамки полностью соответствуют начальному плану ввода всех обыденных субмарин французского проекта укороченной «Барракуды» к 2035 году.

В итоге Австралия смогла бы получить 8 атомных субмарин из Соединенных Штатов Америки так же стремительно, как если б новая переоборудованная верфь в Аделаиде смогла выстроить одну.

В схожем варианте новую австралийскую лодку легче будет ввести в строй флота. Австралийские команды можно было бы приготовить заблаговременно на американских «Вирджиниях». Другой вариант — сделать так, чтоб на первой австралийской «Вирджинии» был главной американский команда с добавлением в его ряды для обучения австралийских подводников.

На практике предложенный вариант значит расширение американских мощностей атомного подводного кораблестроения на 30% за счет австралийских ресурсов. Это значительная добавка в стратегический потенциал военного комплекса США.

Если в конечном итоге австралийцы под предлогом увеличения стоимости проекта откажутся от сотворения спец верфи в Австралии и пойдут на обычное приобретение для собственного флота американских АПЛ класса «Вирджиния», это будет значить, что схожий поворот был задуман в проекте AUKUS вначале.

Тогда при чем здесь Великобритания? Великобритания — иной партнер по AUKUS — не может принимать участие в предложенной схеме, так как не может стремительно строить субмарины у себя. Однако англичане извлекли бы выгоду из проекта через свою международную военную компанию BAE Systems, чей филиал BAE Australia принял участие бы в проекте постройки на американской верфи подводных лодок для Австралии под видом австралийского подрядчика.

По сообщению английского Интернационального института стратегических исследовательских работ, начальным пунктом для сотворения AUKUS послужила просьба руководителя Царского военно-морского флота Австралии собственному английскому сотруднике. Исторически австралийский флот зависит от опыта английского Царского военно-морского флота, а ряд его старших офицеров — это выходцы из Англии. На практическом стратегическом уровне AUKUS дозволит Англии получить больше прав на неизменное размещение собственных своих атомных субмарин в Австралии. Это обеспечило бы больше устойчивое военно-морское пребывание англичан в Индо-Тихоокеанском регионе, но не критическое размещение, как в текущее время, военно-морской группы с новым флагманом — авианосцем «Куин Элизабет».

Все же более принципиальное преимущество соглашения AUKUS для Англии кроется в нюансе её военно-промышленного комплекса. Всего через двое суток после объявления AUKUS английское правительство заключило два договора с BAE Systems и Ролс-Ройс на начальные проекты по разработке следующего поколения универсальных атомных субмарин для Царского флота. В данном проекте имеет смысл поделить издержки на проектирование с надежным партнером-клиентом, другими словами Австралией, тем паче что BAE Systems уже имеет существенное пребывание в этом государстве. При всем этом примерный срок ввода в строй новых австралийских атомных субмарин по времени пересекается с вводом в строй планируемых английским Адмиралтейством новых английских атомных универсальных субмарин.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»