Warning: session_start(): open(/home/users/2/2bgroup-org/tmp/sess_91424b69fc17690404f97f06fb690071, O_RDWR) failed: Превышена дисковая квота (122) in /home/users/2/2bgroup-org/domains/tvesti.ru/wp-content/plugins/wpgrabber_5.5/init.php on line 11

Warning: session_start(): Failed to read session data: files (path: /home/users/2/2bgroup-org/tmp) in /home/users/2/2bgroup-org/domains/tvesti.ru/wp-content/plugins/wpgrabber_5.5/init.php on line 11
Азербайджану очень принципиально продолжить политику равноудаленности — мнение
Аналитика

Азербайджану очень принципиально продолжить политику равноудаленности — мнение

Как понятно, кто-то войны начинает, а кто-то останавливает. Долголетний конфликт в Арцахе (Нагорный Карабах) закончился благодаря трехсторонним соглашениям города Москва, Баку и Еревана. Турция же, которая подтолкнула регион к войне, пробует в качестве благодарности за военную поддержку получить отказ республики Азербайджан от независимости. Международные устремления Реджепа Эрдогана ведут к полной зависимости Баку от Турции, утрате Азербайджаном финансовой самостоятельности, потере лица азербайджанского общества, — сообщает Виктория Попова в статье «Турция в Азербайджане: нашему бы теленку волка съесть» на страничках издания «Ритм Евразии».

Тихая захват

Военное проникновение Турции в Азербайджан началось сразу после краха Советского Союза. Первой признав самостоятельность Азербайджанской республики и воспользовавшись гражданскими разногласиями в государстве, карабахской войной и ослаблением Рф, официальная Анкара начала крепить тут свое международное и силовое пребывание.

1-ые офицеры турецкой армии дохода в Азербайджан для участия в армейской подготовке его армии уже в сентябре 1992 г. Тогда же около 200 боец и офицеров республики Азербайджан были приняты Турцией в образовательных целях. В феврале 1994 г. меж 2-мя странами было заключено 1-ое договор о стратегическом сотрудничестве и обоюдной поддержки, предусматривавшее «внедрение военных средств и возможностей для воплощения личного либо коллективного права на самозащиту». Там же говорилось и о действиях оборонного взаимодействия, в числе которых — поставки оборонной продукции, создание и создание оборонной продукции, проведение солидарных армейских тренировок и учебных мероприятий по обороне, подготовка профессионалов для армии, тыловая поддержка и т. д. В 1996 г. в Азербайджане начала работу неизменная группа турецких помощников, которая координировалась Генеральным штабом Армии Турции.

Существенным является и военно-техническое взаимодействие меж 2-мя государствами. Однако большая часть договоров секретны, согласно имеющихся сведений, лишь в 2006—2008 гг. Азербайджан закупил у турецкой оборонной компании Roketsan разные ракетно-артиллерийские системы и бронетехнику на $ 244 млн, а сумма бесплатно переданного орудия добивается $ 20 млн. В числе поступающего из Турции — подобные передовые эталоны орудия, как дистанционно управляемые воздушные суда Bayraktar TB2, РСЗО TRG-300 Kaplan, противотанковые управляемые боевые припасы класса MAM-L. Не так давно появилась информация, что в скором времени Баку получит высокоточные крылатые ракеты класса «воздух-земля» SOM, которые в дальнейшем запланировано устанавливать на истребители МиГ-29 и фронтовые бомбовозы Су-24 ВВС республики Азербайджан.

В последней войне за Карабах в Азербайджане находилось до 1500 турецких военных: военные консультанты от Генерального штаба до отряда включительно, операторы БЛА и ПТРК, инженеры систем вооружения. В интересах азербайджанской армии действовали турецкие разведструктуры. В общем Анкаре за счет неизменного проведения учений на территории республики Азербайджан, подготовки персонала, обслуживания орудия и армейской техники получилось обеспечить неизменное пребывание собственных войск в Азербайджане и взять под контроль вооруженные силы государства.

Например, глава Baykar Defense Сельчук Байрактар, зять Р. Эрдогана, вручил сертификаты 77 азербайджанским военным, которые прошли обучение по использованию беспилотными аппаратами Bayraktar TB2. Это чрезвычайно припоминает положение дел, когда на Украине глава посольства Соединенных Штатов вручал погоны юным украинским лазутчикам прямо в помещении СБУ.

О степени воздействия Анкары на азербайджанских сотрудников правоохранительных органов можно судить по кадровым перестановкам в Баку ранее «малеханькой победоносной войны», которую решил завести в Закавказье Эрдоган. Как подчеркивает зам гендиректора Института государственной тактики Александр Костин, «в июле, в силу противоборства партий мира и войны, Азербайджан стоял в шаге от захвата государственной власти. По результатам, чтоб не утратить власть, президент Ильхам Алиев избрал партию реванша, вероятно осознав, что война начнется с ним либо без него».

Однако основная мечта Анкары, естественно, не в данном. Уже с 2010 г. в Турции заговорили про то, что в Азербайджане должны показаться её армейские подразделения. Предлогом стала будто бы надобность обеспечения безопасности нефте- и газовых трубопроводов, идущих из республики Азербайджан в Турцию. На данный момент, когда И. Алиев оказался в зависимости от «брата» Реджепа, в ряде средств массовой информации Турции была размещена информация о намерениях Турции развернуть свои авиационной базы в азербайджанских городах Гянджа, Габала и в расположенной на берегу Каспийского моря Ленкорани. Руководитель пресс-центра Министерство обороны республики Азербайджан В. Даргяхлы поторопился опровергнуть такие сведения, сообщив, что Азербайджан является членом Движения неприсоединения, но, как заявляется, осадочек остался.

Финансовая экспансия

Пользуясь карабахским конфликтом и изоляцией Нахичевани, что затруднило финансовое взаимодействие республики Азербайджан с Россией и партнерами по региону, Турция попробовала играться роль «спасателя экономики». На самом же деле она решает свои международные задачи по проникновению в Каспийский регион и дальше в Центральную Азию.

Объемы взаимодействия вправду существенны. Турция вложила в Азербайджан около $ 13 миллиардов, а Азербайджан в Турцию — около $ 9 миллиардов. При всем этом Турции так и не получилось стать для республики Азербайджан торговым партнером № 1, уступив место Италии. По результатам 2019 г. объем реализованной продукции составил $ 4,4 миллиардов, а за 11 месяцев 2020 г. — $ 3,9 миллиардов. Однако есть и иные сведения. Как показывает доктор финансового факультета турецкого института «Ататюрк» К. Карабулут, «в 2013 году объем реализованной продукции меж Турцией и Азербайджаном составлял 3 млрд долларов. В 2020 году данное значение составил всего 2,2 млрд долларов». Однако, как видим, «одна цивилизация — два страны» не особо конвертируются в экономику, а Российская Федерация крепко занимает в сотрудничестве с Азербайджаном третью строчку, несмотря ни на настороженность Баку в связи с членством союзника Россия — Армении в ЕАЭС и ОДКБ, ни на ограниченность пребывания республики Азербайджан в евразийских и постсоветских интеграционных форматах. Если учитывать планы Баку вступить в Евразийский альянс, то положение дел может стремительно поменяться.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Двойные эталоны: в ФРГ участились случаи выдворении курдов в Иран

1 марта начало действовать договор о преференциальной торговле меж Азербайджаном и Турцией. Согласно мнению главы Турецко-азербайджанского делового совета при Совете наружных отношений в экономической сфере (DEIK) С. Аката, благодаря данному вложения в Карабах дозволят довести объем реализованной продукции меж 2-мя государствами до $ 15 миллиардов. Во время недавнего азербайджано-турецкого делового форума стороны подписали 11 документов по развитию взаимодействия на сумму выше $ 100 млн, но все равно в схожий «рывок» верится кое-как. Быстрее, эти наполеоновские планы отражают мечты Анкары о захвате финансового контроля над Азербайджаном.

У Турции просто нет таковых ресурсов. Это удостоверяют и взятые в ближайшее время у КНР кредиты в общем размере в $ 30 миллиардов. Как подчеркивает специалист Фонда стратегической культуры Д. Минин, Анкара достигнула «имперского перегрева» еще на пути к созданию «Величавого Турана». На данный момент, пробуя получить плату от Баку за военную помощь, Эрдоган очевидно начнет добиваться скидок на энергетические носители, что заходит в разногласие с интересами республики Азербайджан, которому нужно восстанавливать снова обретенные территории. Впрочем, ему, который имеет возможности для транзита собственных энергетических ресурсов через Российскую Федерацию, Грузию и Иран, совсем не непременно уступать «другу Реджепу» в его попытках за счет партнеров возродить свою кризисную экономику.

Выстраивая свои финансовые «тюркские» тактики, идущие вразрез с проектами евразийской интеграции Рф и КНР, Турция делает для собственных партнеров, в том числе Азербайджан, международные трудности. Примером может служить встреча министров иностранных дел Турции, республики Азербайджан и Туркмении, во время которой велось обсуждение тем сотворения Лазуритового коридора и строительства Транскаспийского газового трубопровода, которые очевидно лоббируются США для уравновешивания китайскому «Одному поясу — одному пути» и развитию связей в рамках Евразийского союза. Другими словами, стремясь стать одним из самых крупных энергетическим хабом, Анкара с легкостью жертвует стратегическими интересами собственных «родных», стравливая их с наикрупнейшими игроками на евразийской «шахматной доске».

Одна цивилизация либо одно правительство?

Далековато не тайна, что гос идеологией современной Турции является доктрина панисламизма и пантюркизма. Первой жертвой стал конкретно Азербайджан, в адрес которого прозвучала формулировка «Одна цивилизация — два страны». В 2019 г. аппетит свежеиспеченного «османского султана Реджепа Первого» разыгрался, и количество два обратилось уже в шестерку тюркоязычных стран. Что бы при всем этом ни декларировали «великотуранцы», которые публикуются ими карты будущей Османской империи не подразумевают существования самостоятельных республики Азербайджан, государств ЦА и даже некоторых субъектов Российской Федерации.

Кроме того, идеологи пантюркизма даже не признают за тюркскими народами права на самоназвание и самоидентификацию, называя их просто «наружными турками». И если входящие в ЕАЭС и ОДКБ Казахстан и Киргизская Республика, также мощнейший Узбекистан не торопятся стать турецкими регионами, то замкнувшийся внутри себя Туркмения и расколотый войной Азербайджан в самой существенной мере попали под воздействие Анкары, которая пробует распоряжаться в их государствах как у себя дома. На очереди — Казахстан, где провластные средства массовой информации уже «в полный рост» пропагандируют мысль присоединения к «Величавому Турану» на принципах религиозного и языкового единства с Турцией.

Давление Турции на Баку по причине расположения армейских баз, для чего она не имеет никаких законодательных оснований, несет угрозу не лишь попадания азербайджанского управления в полную зависимость от Анкары, да и вовлечения людей республики Азербайджан в вооруженные конфликты за границами республики. В собственном стремлении определять международное будущее мира Эрдоган уже ввязался в целый ряд военных авантюр в Сирийской Арабской Республике, Ливии, Ираке и Восточном Средиземноморье. Вот чего точно не хватает азербайджанским военным, так это схваток в пустыне Сахара и горах Сирии за углеводородные интересы Анкары при попутной передаче пантюркистам своих каспийских месторождений.

Следование в фарватере политики Анкары может привести к существенным осложнениям в отношениях республики Азербайджан с Ираном. Последний является не лишь военным противником Турции в Сирийской Арабской Республике, да и очень плохо отреагировал на войну в Нагорном Карабахе (Арцахе), разместив в приграничных районах не лишь противовоздушной обороны, да и наземные вооруженные силы Корпуса стражей исламской революции. При этом взаимодействие с Ираном, в том числе в сфере строительства ГЭС на реке Аракс и развития транспортного коридора «Север-Юг», является очень прибыльным для республики Азербайджан.

Очевидно не обрадуется турецкому военному пребыванию и Российская Федерация. Необходимо помнить, что Анкара как и раньше является членом Североатлантический Альянс. Кроме того, все турецкие авиационной базы, которые были размещены в Азербайджане, находятся по периметру поражения со стороны ОТРК Россия, что в состоянии сделать территорию республики Азербайджан объектом удара. И в Баку это не могут не осознавать.

О чем бы ни желали в Турции, Азербайджан является независимым страной с азербайджанской, но не турецкой идентичностью. Позиция Баку по достижению трехсторонних соглашений в столице России о окончании конфликтной ситуации обосновала самостоятельность политики И. Алиева и предупредила попадание республики Азербайджан в турецкий капкан. Турция получила очевидно менее, чем ждала, несмотря на то, что выше, чем имела до начала войны. А если учитывать неоосманские притязания, Азербайджан, на самом деле, защитил свою независимость, безальтернативным гарантом которого является Российская Федерация.

Поэтому для Баку на данный момент очень принципиально продолжить свой курс равноудаленности от военных объединений, двухсторонней дипломатии, конструктивного общения со своими соседями и финансового прагматизма. Что все-таки касается отношений с Турцией, то сложившееся стратегическое сотрудничество и доверительные отношения Баку и Анкары азербайджанское управление может применять для вовлечения турецкой стороны в открывающиеся благодаря окончанию конфликтной ситуации в Нагорном Карабахе (Арцахе) транспортные, финансовые, инфраструктурные и взаимовыгодные возможности.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»