Беглый бывший губернатор Юревич не прекращает выводить средства из Российской Федерации
В столице России стартовали судебные совещания по расследованию о самой большой в истории Рф взятке.
Парламентария Государственной Думы Вадима Белоусова винят в получении 3,2 миллиардов рублей «отката» в составе ОПГ, которую возглавлял его сподвижник, бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич. «Октагон» узнал, как, невзирая на уголовное дело, живёт и преуспевает зарубежный домашний бизнес бывших приятелей.
В сентябре 2020 года в Челябинский областной суд поступило 122 тома уголовного дела в отношении Вадима Белоусова – парламентария и экс-руководители холдинга по производству макаронных изделий «Макфа». В декабре материалы дошли до Московского городского судо, а 28 января текущего года произошло 1-ое совещание. На нём Белоусов не признал вину «ни всецело, ни отчасти».
Следствие заявляет, что во время с 2010 по 2014 год депутат получил взятку за оказание общего покровительства в сфере распределения государственных заказов на содержание, ремонтные работы и обустройство автодорог в размере приблизительно 3,2 миллиардов рублей. По этому уголовному делу также проходят бухгалтер «Первого хлебокомбината» (и по совместительству тёща Белоусова) Маргарита Бутакова и бывший глава региона Челябинской области Михаил Юревич.
Расследование коррупционного скандала тянулось больше трёх лет.
В 2017 году СК РФ начал уголовное расследование в отношении Михаила Юревича. Ему обвиняли получение взятки от челябинских бизнесменов за «деяния, которые входят в его служебные возможности, также за покровительственные услуги с его стороны».
За «посредничество во взяточничестве» задержали руководителя столичного консульства филиала ОАО «Макфа», ассистента парламентария Белоусова Андрея Чуркина и Маргариту Бутакову.
В предстоящем году к числу фигурантов добавился Вадим Белоусов. Его отношение к делу о наивысшей взятке доказывается отталкиваясь от того, что депутат держал под контролем предприятие «Южуралавтобан», через которое, как считают следственные органы, выводились приобретенные средства.
В текущее время Белоусова подозревают в том, что в обмен на 20 процентов дохода он предоставлял «очень прибыльные условия заключения государственных контрактов» и «полное избавление от конкурентной борьбы» в сфере дорожного строительства в регионе. Взятки, как было заявлено на втором судебном совещании, передавались Бутаковой, которая из Челябинска перенаправляла средства в Москву, где из банковской ячейки их забирала супруга парламентария.
Вадима Белоусова (на фотографии слева) подозревают в том, что он предоставлял «особенные условия» на заключение государственных контрактов в сфере местного дорожного строительства.
Фото: Анна Майорова/URA.RU/TASS
Обвиняемый Юревич располагается в розыске по линии Интерпол: он уехал заграницу в 2017 году для исцеления в Израиле, а оттуда перебрался с семьёй в Лондон. Андрей Чуркин исчез бесследно в сентябре 2018 года – о его местоположении до настоящего времени ничего не понятно ни родным, ни знакомым.
Как узнал «Октагон», средства, в выводе которых инкриминируются обвиняемые, может быть, стоит находить за рубежом.
Дружественный бизнес
Юревич и Белоусов познакомились посреди девяностых годов. Будущий глава региона занимался делом: поначалу открыл организацию по оптовой торговле продуктами, потом возглавил Хлебокомбинат № 1. На его базе после проведения переобустройства производства сделал агропромышленное объединение «Макфа», в которое вошли несколько компаний. Сам Михаил Юревич стал главой совета руководителей.
В конце девяностых Юревич приступил возводить политическую трудовую деятельность. Он был выбран депутатом Государственной Думы поначалу третьего, потом четвёртого созыва; в 2005 году стал мэром Челябинска, а через 5 лет был утверждён на пост главу региона Челябинской области.
Юревич позвал Белоусова в собственный бизнес в 1995 году. Белоусов занял пост коммерческого руководителя ОАО «Челябинский хлебокомбинат № 1», а в 1997 году вошёл в состав совета руководителей АПО «Макфа». Посреди двухтысячных он явился руководителем Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания “Макфа”» и стал партнером ОАО «Макфа» вместе с родителями Юревича.
В свое время Юревич возглавлял Хлебокомбинат № 1, позднее на его базе он сделал агропромышленное объединение «Макфа».
Фото: Донат Сорокин/СМИ
После назначения Михаила Юревича на пост главу региона Белоусов был выбран в законодательное собрание Челябинской области, где занимался строительной политикой. Уже в предстоящем году (2011-м) он прямо за руководителем вошёл в состав членов Государственной Думы.
Во время праймериз 2016 года оба вышли из «Единой Рф», но от участия в голосовании не отказались. Белоусов избирался в седьмой созыв Государственной Думы по списку от Кировской области и Удмуртской Республики и получил мандат после того, как от него не согласился лидер перечня Сергей Доронин. Юревич шёл самовыдвиженцем, но не был допущен к голосованию Центризбирком России. В 2017 году он сумел обосновать беззаконность этого решения в Конституционном суде. Скоро за этим последовал заочный арест Юревича, в качестве ответа на который он запустил функцию вывода бизнеса в офшорные зоны.
Зарубежные активы
В конце лета 2017-го владельцем главного пакета акций АО «Макфа» стала компания Rantip Invest Limited, год назад зарегистрированная на Кипре. Свою долю – 71,42 процента – ей передал отец Михаила Юревича Валерий Юревич. Владельцами акций Rantip Invest Limited в то время являлись отец и мама бывшего губернатора Челябинской области.
Изменения не прошли мимо Общегосударственной налоговой службы (ФНС). Налоговики выяснили, что во время с 2017 по 2018 год через кипрскую организацию «Макфа» провела свыше 8 миллиардов рублей – в качестве дивидендов и остальных отчислений родителям Михаила Юревича.
Непонятные операции получилось вскрыть после обращения самой кипрской компании в ФНС для возврата части налога на доходы, которая поступила в бюджет. «Октагону» же получилось найти компании семей Юревича и Белоусова, которые пока оставались вне поля зрения надзорных ведомств.
Makfa Europe s.r.o.
Компания зарегистрирована в Праге в 2015 году с уставным капиталом 10 тыс. чешских крон. Исполнительные функции делают два человека – Клара Яновская и Дмитрий Мешков. Последний – работающий депутат законодательного собрания Челябинской области, который с 1996 года является руководителем по коммерции и развитию «Макфы» и заходит в состав совета руководителей.
100 процентами акций чешской компании обладает нидерландская компания MGC International B.V., также учреждённая в 2015 году. Судя по выписке из списка Амстердама, один из руководителей MGC International B.V. – Антон Белоусов, сын Вадима Белоусова, который также заходит в состав совета руководителей «Макфы».
– Можно представить, что АО «Макфа» управляется нидерландской компанией через чешскую. Но доказанных фактов для этого обращения недостаточно, – откомментировал юрист Евгений Осинцев.
Он направил внимание на вероятное нарушение законодательства со стороны Дмитрия Мешкова, который был должен указать в декларации на источник доходов – пост в чешской компании.
Судя по декларации, Мешков как руководитель по коммерции «Макфы» заработал в 2019 году 13,4 миллионов рублей. В его принадлежности числятся 4 земляных участка общей площадью более 5 тыс. квадратных метров, жилой дом площадью 544,6 квадратного метра, квартира площадью 151,1 квадратного метра, гараж и нежилые помещения.
Нидерландская компания MGC International B.V. обладает и иным зарубежным активом, имеющ?? отношение к «Макфе». В 2015 году мажоритарный пакет акций украинского АО «Каланчакский комбинат хлебопродуктов» приобрёл отец экс-руководителя Валерий Юревич. В 2016 году долю в 99 процентов выкупила MGC International B.V. Но в декабре прошедшего года весь пакет был выставлен на продажу за 3 млн долларов.
Makfa Pasta (UK) Limited
Иной кооперативный домашний бизнес Юревичей и Белоусовых располагается в Англии, где скрылся от суда бывший глава региона. Makfa Pasta (UK) Limited была зарегистрирована в столице Великобритании спустя несколько лет после его эмиграции – в мае 2019 года.
Правят компанией, как и в случае с чешским активом, два руководителя – Ира Белоусова, супруга обвиняемого парламентария, и Александр Юревич, сын челябинского бывшего губернатора. По итогам 2018 года Ира Белоусова стала второй в перечне более обеспеченных жён госслужащих. Мажоритарный пакет акций принадлежит мамы Михаила Юревича Наталье.
Показательно, что в английском реестре Companies House мама и сын Михаила Юревича бытуют как лица с кипрским гражданством.
Возможно, что Makfa Pasta (UK) Limited – последующий претендент на проверку надлежащими контролирующими службами. В финансовом отчёте за период с 23 мая 2019 года по 31 мая 2020 года обозначено, что акционерный капитал компании, вначале составлявший 100 тыс. фунтов (10,3 миллионов рублей), уменьшился на 13,8 тыс. фунтов (1,4 миллионов рублей) непокрытого убытка. При всем этом валютные потоки от денежной и операционной работе были фактически равны: плюс 99 тыс. фунтов и минус 98,9 тыс. фунтов следовательно.
В итоге, в деле Юревича – Белоусова могут показаться новые факты, а в челябинском законодательном собрании – пройти очередные проверки. В ситуации, если беззаконность действий парламентария Мешкова будет подтверждена, может встать вопрос о лишении его мандата.
Юрист Михаила Юревича Игорь Трунов на вопросы «Октагона» о месте пребывания бывшего губернатора и его зарубежном бизнесе не ответил.
Последующее судебное слушание по делу Вадима Белоусова состоится 26 февраля.