Содержание
30-летие признания Верховным советом Северо-Осетинской ССР Республики Южная Осетия обговорили депутаты различных созывов, политические деятели, представители общественности на круглом столе в Цхинвале на площадке медиацентра «Ир».
«С политической точки зрения событие может показаться незначимым, в связи с тем, что оно не тянуло за собой никаких серьезных изменений в статусе, в экономическом росте и остальных направлениях. Однако, это событие всколыхнуло всю Южную Осетию. Начиная с 1989 года мы постоянно ощущали плечо Северной Осетии. Это признание для югоосетинского народа имело сначала морально-психологическое значение», — подчеркнула глава медиацентра Ира Гаглоева.
Признание произошло 6 марта 1993 года. Гаглоева подчеркнула, что решение имело и политические результаты, до 1996 года отношения с Северной Осетией строились чрезвычайно интенсивно, принималось много документов, решений и т. д.
«К вопросу двухстороннего развития относились фундаментально, и в данном огромное значение сыграл Сергей Таболов. После данный вопрос перебежал в декларативное русло», — сообщила она.
Удар по Грузии
Лидер партии «Фыдыбæстæ» («Отечество») Вячеслав Гобозов отметил, что постановление о признании является одним из настоящих знаков интеграции, но оно было недооценено и позабыто.
«Я был приглашен на сессию парламента Северной Осетии, на котором принималось постановление. Положение дел была трудной, на управление Северной Осетии оказывалось суровое давление, чтоб это признание не произошло. Потому мы до последнего ждали вероятные кульбиты и находились в напряжении», — сообщил мемуарами Гобозов.
«Нужно отдать подабающее Ахсарбеку Галазову, он и иные госслужащие приняли постановление. Почти все считали признание нелегальным, но с законодательной точки зрения это решение не было беспримерным и неповторимым актом», — подчеркнул политический деятель.
Согласно мнению Гобозова, в политическом плане это решение стало мощным ударом по Грузии. Гобозов думает, что практически это был 1-ый настоящий шаг на пути, который в конечном итоге в 2008 году привел к признанию независимости Южной Осетии от Российской Федерации.
Тщательная работа
Депутат парламента РЮО нескольких созывов Юрий Дзиццойты был одним из участвующих процесса признания. Все началось с разработки так называемой Идеи общественно-финансовой и культурной интеграции Северной и Южной Осетии.
«Данный документ неоднократно согласовался, центральной задачей на тот период было: 1-ое — чтоб нам подавали через Северную Осетию электричество, и кабинет министров России выделило на это средства, 2-ое — конечной целью Идеи должно быть признание Северной Осетией Республики Южная Осетия. По первому пункту возражений не было. А что касается нашего политического требования о признании, то здесь были суровые полемики», — подчеркнул он.
Была сформирована группа из 5 человек от парламента Северной Осетии и 5 — от парламента Южной Осетии. Когда прошли 1-ые споры, то, как гласит Дзиццойты, остались только он и Артур Цуциев, который возглавил спецгруппу, который и разрабатывал конечный вариант документа. Касательно самой полемики, то, согласно мнению бывшего депутата, благодаря Павлу Тедееву и Вячеславу Лагкуеву они выиграли в голосовании.
«К слову, и Таболов поддержал югоосетинскую сторону. Из 5 человек от парламента Северной Осетии трое отдали свои голоса за. После голосования Таболов взял на себя обязанности побеседовать с Галазовым», — сообщил Дзиццойты.
Галазов тогда дал обещание побеседовать с Борисом Ельциным и, произнес Дзиццойты, вопрос о признании был согласован с Москвой. Признание давало Южной Осетии возможность, во-1-х, объявить всему миру, что Северная Осетия считает нас южной частью Осетии, во-2-х, рассчитывать на конечный итог — на признание Рф. В-3-х — Российская Федерация утвердила законопроект о приграничных регионах и имела право на прямые отношения в экономической сфере, они могли в рамках этого закона вести взаимодействие с Китайской Народной Республикой, Таджикистаном, Казахстаном и т. д. Однако и Южная Осетия попадала под эту статью и производить отношения в экономической сфере было просто, отметил Дзиццойты. Тогда с субъектами Российской Федерации были заключены соглашения и контракта, развитие двухсторонних отношений решалось методом постоянных обменов делегациями различного уровня, что давало определенный итог.
Бутиковая интеграция
Руководитель информационно-аналитического управления администрации президента Юрий Вазагов думает, что сейчас наблюдается застой в развитии отношений севера и юга Осетии. Это он связывает и с позицией некоторых политиков и со сменой поколений.
«У преклонного возраста в различных сферах были тесноватые контакты с сотрудниками из Северной Осетии. Сейчас интеграция — бутиково-супермаркетная, наблюдаются еще дежурные контакты по огромным праздничкам. Если поглядеть съезды осетинского народа в различные годы и Систему общественно-финансовой и культурной интеграции Северной и Южной Осетии, то в них главное содержание полностью однообразное. В протяжении целого века несколько поколений пронесли мысль осетинского единства, и на данный момент реальную заполнение единства очень хромает. Нет настоящих интеграционных действий», — сообщил он.
Вазагов отметил, что пункт об общем государственном единстве должен быть одним из главных. «Два страны — один народ», — подчеркнул он девиз тех, кто отстаивал самостоятельность РЮО сначала становления. И мы должны наши отношения по всем фронтам выстраивать по данной схеме, произнес он.
«Говоря о признании Северной Осетии, можно длительно рассуждать о мотивах североосетинского управления, о колебаниях,которые имеют место быть, но в принципе происходившие сначала девяностых годов действия обосновали, что фактор Северной Осетии в судьбе Южной Осетии значим. Если б тогда, естественно, не без участия югоосетинских политиков, не получилось довести до подходящей кондиции положение дел в Республике Северная Осетия, чтоб с их стороны пошло давление на тогдашний общегосударственный центр, то, может быть, не было бы и введения миротворцев в зону югоосетино-грузинского конфликтной ситуации», — отметил Вазагов.
Согласно мнению Вазагова, то, что Северная Осетия была стороной в Смешанной контрольной комиссии по разрешению грузино-осетинского конфликтной ситуации, де-юре был североосетинский миротворческий отряд, дало возможность практически сделать неповторимую положение дел, когда субъект Россия имел своё вооруженное отделение за границами Рф.
«Это сообщает про то, что при подходящем осознании и усилиях Северная Осетия игралась чрезвычайно суровую роль. Это касается и периода с 2004 по 2008 год, когда в происходящих действиях огромное значение сыграл Таймураз Мамсуров. Нельзя исключать и роль активных, неизменных контактов меж 2-мя частями Осетии, бывш?? до 2008 года», — подчеркнул он.
«Делая упор на до этого принятые документы, с учетом текущих реалий, нам нужно поновой выстраивать всю работу. Считаю, в базисные документы, подписанные меж Южной Осетией и Российской Федерацией, необходимо было заносить фактор развития интеграции, что отдало бы определенный коридор возможностей», — подчеркнул глава управления президентской администрации.