На рассмотрении Государственной Думы располагается проект закона, который предполагает упрощение процедуры дизайна ряда налоговых вычетов. После внесения изменений в Налоговый кодекс Общегосударственная налоговая служба (ФНС) обязана будет готовить возврат сумм с НДФЛ без участия людей. Общение учреждения с налогоплательщиками сведется к диалоге через веб-сайт. О новации сообщает издание «Профиль».
Перемены заденут ипотечных заемщиков и хозяев вкладывательных счетов. Мотивированная аудитория громадна. А именно, в 2020 году в Российской Федерации было выдано приблизительно 1,7 млн займов на приобретение жилища. Число физлиц,которые имеют брокерские счета на ММВБ, достигнуло 8,8 млн. За прошедший год показатель как никогда вырос — сходу на 5 млн.
Действующие правила дизайна имущественных вычетов тем или иным образом подразумевают личное обращение гражданина в инспекцию ФНС и подачу впечатляющего пакета удостоверяющих документов. В списке: декларация 3-НДФЛ, выписка из ЕГРН, ксерокопии акта приема-передачи и соглашения об ипотечном займе, справка из банка о платежах по жилищному кредиту, справка 2-НДФЛ с места работы.
Предвидится, что после правки нормативной законодательной базы все заботы возьмут на себя налоговики. Они сами начнут инспектировать, какие жители имеют право на имущественные вычеты. Сведениями о сделках с жилой недвижимым имуществом поделятся кредитно-финансовые учреждения, а по вложениям на бирже — брокеры.
Предлагаемый механизм смотрится презентабельно. Иной вопрос, управятся ли инспекции ФНС с возросшим размером работы. Опыт дизайна соц и имущественных вычетов онлайн (функция доступна уже пару лет) оптимистического настроя, положа руку на сердце, не вселяет. К примеру, после введения личных кабинетов плательщиков налогов кто-то нашел суммы будто бы некорректно удержанных налоговых платежей и предложение распорядиться ими. Был выбор — оформить возврат либо зачесть переплату в счет текущих фискальных платежей. Но в действительности ни то, ни другое сделать было нереально. Равно как и получить объяснения.
Работники инспекции Общегосударственной налоговой службы (ИФНС) в приватных разговорах посылали к разрабам ПО, ну а обращения, которые были поданы онлайн, в принципе игнорировались. В результате ошибку в системе поправили, и суммы, причитавшиеся к возврату, обнулились.
Остальные «сюрпризы», вероятно, уготованы клиентам по ипотеке и личным финансистам. Разумеется, что сроки получения кэшбека с НДФЛ приметно сдвинутся. Информацию о доходах (заработной плате и премиях) с места работы стают доступны в электронном виде в марте либо даже апреле. Это зависит от того, когда бухгалтерия сдаст годовой отчет.
С картонными справками, которые, проявив расторопность, можно получить и подать уже в первую рабочую неделю нового года, ИФНС работать, конечно, не будут. В итоге, с учетом 3-х месяцев, отводимых на камеральную проверку и 1-го месяца на перечисление средств, вопрос будет решаться в июле месяце, а то и в принципе в августе.
Доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев думает, что настолько долгая камеральная проверка ничем не оправдана. Фискальные органы в состоянии работать еще оперативнее. Как заявляется, была бы на то политическая воля.
«С октября 2020 года камеральная проверка по возврату НДС для честных компаний уменьшилась до 1-го месяца. Такое же решение навязывается и в отношении возврата вычетов с НДФЛ», — отметил Равиль Ахмадеев.
При этом, заведующий кафедрой руководства и коммерческой деятельности факультета финансовых и соц наук РАНХиГС Евгений Ицаков видит выход в цифровизации сервисов ФНС. Уже сейчас есть возможность решать главные вопросы удаленно. К примеру, при переплате налоговых платежей получить возврат можно с помощью личного кабинета, не посещая районную инспекцию.
Касательно низкого уровня организации внутренней работы, то тут трудность в кадрах, считает Ицаков. Студенты финансовых факультетов высших учебных заведений после получения дипломов обычно добиваются трудоустроиться в больших корпорациях. Только немногие готовы делать трудовую деятельность в властных структурах. Причина — маленький уровень заработных плат. ФНС не исключение — обученных профессионалов, в особенности в территориальных подразделениях, не хватает, а те, кто есть, перегружен текущей работой. Отсюда и ошибки.
Утолить кадровый голод как раз и поможет цифровизация. Это касается не лишь начисления налоговых платежей, да и предоставления всех видов вычетов. На техническом уровне уже сейчас практически всё можно делать автоматом и в уведомительном порядке, выделил Евгений Ицаков.
Налоговая служба имеет доступ к расчетным счетам плательщиков налогов. Она может выслать информационное письмо и тотчас получить ответ из банка со сведениями о движении средств на счетах клиента.
«Не представляет затруднений в принципе исключить посредничество заемщика либо финансиста в цепочке коммуникации меж банком и работником ФНС. Это и желают сделать инициаторы проекта закона», — сообщил Евгений Ицаков.