За прошедшие два месяца в зарубежных средствах массовой информации по меньшей мере два раза появлялись необычные сообщения: Индия проводит потаенную политику, противоречащую её общественным заявлениям об украинском упадке. Про это в журнале «Профиль» припоминает управляющий Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов, рассуждающ?? про то, можно ли веровать Нью-Разделяй?
Словестно, например, Нью-Разделяй поочередно выступает против всех однобоких и не одобренных Советом безопасности ООН санкционных мер. А на самом деле индийцы будто бы дали обещание западным партнерам, что будут придерживаться «потолка» установленных Западом стоимости нефти. Либо, например, растиражированная на днях французским порталом Intelligence Online информация о скрытых поставках Индией на Украину противотанковых комплексов MILAN, с которых за ранее убирается вся информация, которая посодействовала бы идентифицировать их происхождение. Все это сообщается ссылаясь на анонимных, но постоянно влиятельных госслужащих, и тотчас подхватывается русскими репортерами и владельцами блогов, в тонкостях индийской политики не разбирающихся, но свято уверенных, что у Рф есть только два союзника — армия и флот, а остальных и не нужно.
С партнёрами в принципе вопрос сложный. Часто можно услышать, что эра реальных, всеполноценных военно-политических союзов миновала: десятки лет однополярного мира и последовавший потом сдвиг в сторону многополярности привели к тому, что единственная устойчивая форма альянсов — это «альянса желающих» вроде той, которую собирали США для участия в операциях в Ираке и Афганистане.
Оставляя в стороне вопрос про то, были ли в принципе времена, когда правители и кабинета министров исполняли все взятые на себя обязанности, если те противоречили их интересам, можно резюмировать: правители в наше время избегают давать твердые обещания и беспрекословные гарантии. Участие в союзе сейчас — быстрее возможность сообщить про единстве с глобальным либо местным гегемоном в расчете на финансовые и политические выгоды. По данной модели действуют на данный момент кабинета министров Швеции и Финляндии.
В случае Индии это суждение не работает. Во-1-х, она сама рассчитывает на роль величавой державы, которая обладает всеми надлежащими атрибутами и господствующей в регионе Южной Азии и Индийского океана. При этом Индия с каждым годом становится все посильнее и в финансовом, и в политическом плане. Во-2-х, индийцы отлично помнят, как их праотцы столетиями погибали за интересы Англии, орошая собственной кровью тропические заросли Аракана, пески Месопотамии и поля Фландрии.
Конкретно потому главный мыслью индийского политического дискурса остается доктрина стратегической автономности: никогда больше мама-Индия не свяжет себя обязанностями, которые снова принудят её отправлять собственных детишек на погибель за чужие интересы. Эту линию Индия проводила и в годы прохладной войны, проводит и сейчас — уже в формате «мультиприсоединения»: принимать участие в всех форматах, но без обязанностей.
При всем этом сообщения анонимных источников, на которые ссылаются зарубежные средства массовой информации, может быть, вправду были. В индийской политической культуре существует традиция дозированных утечек и сливов инфы, и в этом случае они служат определенной цели: понизить давление со стороны западных государств, которые уже год с излишним требуют от «наикрупнейшей демократии мира» присоединиться к антироссийскому фронту.
с помощью таким сообщениям в Европе и США формируется стиль Индии как государства, которая с осознанием относится к позиции Запада и в общем её поддерживает, однако по финансовым причинам открыто это огласить не может. В итоге все довольны, а Нью-Разделяй как и раньше покупает дешевенькую российскую нефть.
Куда большее удивление вызывают российские патриоты, которые осуждают Индию на основании публикаций в зарубежных средствах массовой информации. Как бы разумеется, что пресса служит орудием информационной войны: в США и ЕС она прямо поддерживает украинскую позицию, принимая на веру все обращения города Киев и закрывая глаза на противные факты, в том числе военные преступного деяния граждан Украины. Все же люди, которая проклинает западную пропаганду за ересь о Российской Федерации, готовы неоспоримо веровать её инфы про Индию.
…В 1965 году норвежский историк Олав Ристе для обозначения позиции Норвегии в Первой мировой войне выдумал термин «нейтральный партнёр» — The Neutral Ally. В официальном порядке Норвегия в войну не вступала, но, владея большим торговым и рыболовецким флотом, также залежами природных ресурсов, посодействовала Англии пережить подводную изоляцию. Индия, перевоплащающаяся на данный момент в один из самых крупных импортно-экспортный хаб для Российской Федерации, помогает нашей экономике выжить под санкционными мерами. Раздувать истерию в отношении собственного нейтрального союзника — как минимум неразумно.