Экономика

Иранский вектор расширения ОДКБ: Желаете ядерный зонт? Становитесь партнёром

Иранский вектор расширения ОДКБ: Желаете ядерный зонт? Становитесь партнёром

Противоборство меж Российской Федерацией и коллективным Западом вокруг Украины воспринимает длительный характер. Зона длительной международной турбулентности в Евразии расширяется. Это ставит перед Москвой новые военно-политические задачи, в том числе укрепление южного фланга Организации Контракта о коллективной безопасности.

Высококачественный прорыв на данном направлении, по нашему мнению, вероятен только в одном случае — вступление Ирана в ОДКБ. Почти всем это представляется оторванной от действительности мыслью, но мы дадим не согласиться со скептиками вовлечения шиитской державы в интеграционное объединение с армейской составляющей. Исламская Республика пребывает в идентичной с Россией точке выбора очень сверенной тактики представления интересов государственной безопасности. Недавний визит президента ИРИ Ибрагима Раиси в Москву отдал надежду на то, что данный выбор две государства готовы сделать в режиме тесноватого сотрудничества.

Тегеран уже стал членом Шанхайской организации взаимодействия, сделал реальную заявку на вступление в ЕАЭС. Его планы приобщения к армейской элементе интеграции на евразийском пространстве не так выражены. На этом пути перед иранцами стоит по меньшей мере одна формальная преграда в виде членства в Движении неприсоединения, которое не терпит нахождения в котором-или военном блоке. Но данный и иные барьеры полностью преодолимы, была бы на то воля политического управления.

Ибрагим Раиси возвратился на родину после обсуждений с Владимиром Путиным , как отмечают наши собеседники в Тегеране, в отличном настроении. Почти все дает подсказку, что в столице России получилось зафиксировать, пока только в устной форме, договорëнности о запуске совсем новых действий в двухсторонних отношений. Тут можно выделить военно-политический и финансовый вектор наращивания стратегического партнëрства.

Больших оружейных соглашений по закупке иранской стороной передовых боевых площадок (в средствах массовой информации Запада строились надлежащие догадки, например, по универсальным истребителям Су-35) в январе подписать пока не получилось. Вообщем, выход на них не за горами. Фактически как и синхронное продвижение Ирана к участию в ОДКБ.

На чëм строится такая уверенность? На простой констатации интересов ИРИ и Россия в вышеуказанной точке выбора международной возможности. Вступление Ирана в одну с Российской Федерацией местную систему коллективной безопасности обещает Москве последующие выгоды.

Необходим нам сберегал персидский

На шаге жëсткого отказа Североатлантический Альянс приостановить расширение на восток будет показана способность ОДКБ к проецированию собственной зоны ответственности на южном направлении. За Ираном может последовать Сирия, беря во внимание активное сотрудничество города Москва и Тегерана в данной арабской республике. У САР нет общей границы с Ираном, но, как показал опыт той же Армении, «анклавный статус» союзника Рф не является неодолимой преградой для его интеграции ни в военно-политическое, ни в финансовое объединение (ЕАЭС).

Выход ОДКБ к Персидскому заливу даст российско-иранским отношениям совсем новое стратегическое заполнение. Это не значит что ИРИ дозволит Россия военное размещение на своей территории. Иранцы очень чувствительны к данной теме, в чëм можно было удостовериться пару лет назад, когда самолëты далекой авиационной техники ВКС на непродолжительное время задержались на авиационной базе в западной части шиитской державы. В конце лета 2016 года Москва употребляла иранский аэропорт «Смертник Ножике» в Хамадане для нанесения ударов по объектам нелегальных в Российской Федерации экстремистских группировок «ИГИЛ» и «Джебхат ан-Нусра». Далекие бомбовозы Ту-22М3 были переброшены на 3-ю тактическую авиационную базу иранских ВВС в 40 км в северо-восточном направлении от города Хамадан. После удачного реализации задач российская авиация оставила иранский аэропорт и возвратилась в места неизменного размещения. Уполномоченное лицо Министерство обороны Рф Игорь Конашенков говорил, что предстоящее внедрение ВКС авиационной базы в Иране будет производиться на базе обоюдных договорëнностей по противодействии террористической угрозе и зависимо от складывающейся обстановки в Сирийской Арабской Республике. Тегеран тогда достаточно резко отреагировал на показавшиеся в средств массовой информации из России сведения о том, что партнёр по Сирии получил от него право размещения в рамках воздушных операций по борьбе с межгосударственным терроризмом.

С приходом Раиси на должность главы государства обычная для Ирана разнородность воззрений относительно военно-политических ценностей государства и перспектив вступления в надлежащие альянсы приметно утратила прошлую остроту. Умеренные реформисты под руководством Хасаном Роухани ушли из кабинета министров, Корпус стражей Исламской революции (КСИР) и армия Ирана получили сильную поддержку со стороны нового кабинета министров в разработке и реализации амбиционных стратегических планов. Непременно, при самом инициативном участии верховного управляющего и духовного лидера аятоллы Сейида Али Хаменеи, остающегося главной фигурой в иранской иерархии власти, когда речь входит о составлении и выполнении таковых планов.

Российская Федерация получит прямой и практически ничем не ограниченный выход на оружейный рынок нового члена ОДКБ. Санкционные меры США в случае вступления Россия и ИРИ в плотное военно-техническое партнëрство, непременно, будут таким ограничителем, но степень его настоящего воздействия представляется непонятной. Навязываются сравнения с введëнным ещë при Дональде Трампе и до настоящего времени работающим в отношении Ирана нефтяным запрета. Поставки его чëрного золота на зарубежные рынки в критериях «полного» запрета со стороны Вашингтона не обнулились.

Тегеран остро нуждается в обновлении собственных ВВС, возникновении на его вооружении ударных площадок поколения 4+. В обозримой перспективе наиважнейшим партнëром в решении этой задачи для него будет Российская Федерация, при вероятной вспомогательной роли КНР. Приобщение к ОДКБ откроет иранцам оружейный рынок северного соседа с правом закупки продукции армейского предназначения по внутрироссийским ценам.

Иран в сравнимой с усовершенствованием собственных вооружëнных сил мере нуждается и в ряде остальных направлений оборонного взаимодействия с Российской Федерацией в итоге его потенциального вступления в ОДКБ. Это солидарные учения на постоянной базе, расширение образовательных программ, набор иранских учащихся в военные академии Россия.

Укрепятся позиции в регионе и единственного закавказского союзника Рф. Армении после провальной для неë войны в Нагорном Карабахе (Арцахе) осенью 2020 года требуется мощнейший геополитический «допинг» для преодоления наисильнейшей военно-политической ранения. Иран в составе ОДКБ для Еревана — это южный сосед с отменно иными обязанностями по отношению к нему и иным новым партнёрам. Иран после 44-дневной войны в Закавказье очертил свою красную линию в армянском Сюнике, на высочайшем уровне предупреждая Баку и Анкару, что не допустит перекройки границ в регионе по лекалам азербайджано-турецкого тандема. Статус члена ОДКБ даст этим заявлениям настоящий военно-политический вид.

Добро пожаловать под ядерный зонт

Наипервейшая выгода для Ирана от присоединения к ОДКБ — получение реальных гарантий собственной безопасности от ядерной державы. Консультации по рестарту Коллективного всеобъятного плана действий (СВПД) 2015 года, как убеждают в Вашингтоне, вошли в «самую последнюю фазу». Но, если даже сторонам получится перезапустить ядерную сделку с параллельным снятием с Тегерана «калечащих» санкционных мер США, рассчитывать на прорыв в американо-иранских отношениях при любом варианте не приходиться. Какой бы удачной для Ирана не оказалась развязка по результатам многомесячных дипломатических и экспертных консультаций в австрийской столице, он не добьëтся близкой к 100-процентной гарантии ненападения со стороны международных противников. Израиль за длительное время отдал об этом осознать, заявляя, что при любом раскладе не откажется от силового сценария решения «иранского вопроса».

В условиях официальной позиции Тегерана, не желающего владеть ядерным вооружением, что закреплено в виде соответственной фетвы аятоллы Хаменеи*, и безудержной тяги Израиля к силовым сценариям «ядерный зонт» от Российской Федерации представляется одним из более действенных средств пресечения масштабной войны в ближневосточном регионе. Израилю и его партнëрам по внегласной анти-иранской альянса, в том числе Саудовскую Аравию, придëтся три раза подумать перед тем, как отважиться на военную авантюру.

Участие в ОДКБ дает обещание Тегерану значимые местные доходы от ценных бумаг и под призмой его каспийской повестки. Три из 5 прибрежных государств будут участниками одной системы коллективной безопасности. Этот военно-политический расклад продвинет иранский ценность, который требует пребывания в регионе только внутренних сил, пресечение возникновения тут Североатлантический Альянс, также и в виде разрастания миссий турецких помощников и наставников. В такой связи можно напомнить о недавнем обострении ирано-азербайджанских отношений, в условиях которого шиитская держава снова указала на неприемлемость для неë «сторонних частей» в Каспийском бассейне.

Министерство зарубежных дел ИРИ 13 сентября 2021 года направило внимание на признаки нарушения коллективными азербайджано-турецкими тренировками в Каспийском море запрета на пребывание военных неприбрежных государств в регионе. При ответе на вопрос о прошедших тогда учениях республики Азербайджан и Турции на территории Каспия, уполномоченное лицо Министерство иностранных дел Саид Хатибзаде сообщил, что конвенция «О правовом статусе Каспийского моря» (от 12 августа 2018 года) даëт чёткий ответ на него. Все 5 государств Каспийского бассейна (Российская Федерация, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркмения. — Ред.) условились, что военное пребывание остальных стран в регионе нелегально, указали в иранском внешнеполитическом ведомстве.

На пути к вероятному историческому расширению ОДКБ ни Российская Федерация, ни сам Иран не будут избавлены от огромного количества серьëзных барьеров. Взять то же полностью ожидаемое жëсткое противодействие Израиля распространения на Иран положений Устава ОДКБ. Вообщем, и в данном вопросе степень этого давления на Россия не видится критичной. Было время, когда израильтяне всеми силами добивались исключения поставки иранцам российских зенитных ракетных ракетных систем С-300. В конечном итоге в текущее время они состоят на вооружении не только Ирана, да и Сирии.

Предстоящее масштабирование ОДКБ на Сирию продвинет интересы Ирана на пути к получению международно-законодательных оснований для военного пребывания на сирийской территории с возможностью сотворения тут собственной неизменной базы. Сразу можно рассчитывать на сведение к минимуму израильских ударов по САР, которые большей частью нацеливаются на проиранские силы в арабской республике.

Разумеется, что военно-политическое управление еврейского страны не будет посиживать складя руки, став посторонним наблюдателем продвижения Ирана к участию в ОДКБ. Тем паче, когда главой правительства Израиля является политическая фигура, в своë время отметившаяся на посту главу Минобороны концепцией переднего сдерживания шиитской державы на сирийском направлении. В ноябре 2019 года, когда сегодняшний израильский премьер состоял в должности главу Минобороны, в средства массовой информации государства возникли публикации о «концепции Беннета» по противодействию Ирану в Сирийской Арабской Республике. В соответствии с ей, Израиль должен перейти к «военному разрешению ситуации и сделать максимально жëсткие деяния с той целью, чтоб иранские силы оставили регион»,который имеет важное значение для безопасности еврейского страны.

Бросок ОДКБ в Казахстан

Наши собеседники в Тегеране говорят о большом воспоминании на иранские власти, в особенности КСИР и армейский генералитет государства, которое оказала недавняя миротворческая операция ОДКБ в Республике Казахстан. Оперативная переброска сил всех членов блока в крупнейшую республику Центральной Азии навеяла определëнные сопоставления с имевшими место в последние несколько лет событиями в Иране. Внутренняя раскачка ситуации в этом государстве при самом активном участии наружных сил, будь то провоцирование (остающиеся в силе беспримерные по собственной жëсткости запретные ограничения Соединенных Штатов) и направление западными спецподразделениями общественно-финансового недовольства либо нарочито нахальные операции по физическому ликвидации иранских военачальников (убийство 3 января 2020 года генерала Касема Сулеймани), отлично известна. Иранские власти до ближайшего времени в общем искрометно управлялись с нейтрализацией схожей подрывной работе с внутренней стороны. Но страховка в виде ОДКБ и его потенциала резвого реагирования на кризисы не будет для Тегерана излишней.

*Духовный лидер Ирана в 2013 году издал фетву (религиозное постановление, которое было основано на принципах ислама и на прецедентах мусульманской правовой практики) о воспрещении ядерного вооружения. Официальный Тегеран тогда сообщил, что решение аятоллы Хаменеи призвано раз и навечно поставить точку в полемики на тему разработок государством орудия масштабного ликвидации.

Кавардаки в Республике Казахстан

Похожие статьи

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»