Происшествия

Как 200 годов назад в высокогорном озере в Гималях оказались скелеты греков?

Загадка истории, неразгаданная до настоящего времени: в высокогорном озере Рупкунд в Гималаях 80 годов назад были найдены бессчетные скелеты. Каково же было изумление научных работников, когда было установлено, что они принадлежат различным этническим группам, также жителям Греции либо острова Крит 18—19 вв.еков. Про это ведает Алексей Куприянов в журнале «Профиль».

Стоял декабрь 1942 года. Мир вздрагивал в конвульсиях величайшей мировой войны: под Сталинградом гибла армия Паулюса; на Тихом океане жители страны восходящего солнца шли в отчаянные атаки, пробуя переломить ход схватки за Гуадалканал; продолжалась Битва за Атлантику. В Бирме генерал Ноэл Ирвин гнал английских и индийских боец в пришествие, пробуя отыграться за поражения прошедшего года, и его силы больше втягивались в кровавое и безуспешное схваткакоторое вошло в историю как Араканская мясорубка. Саму Индию сотрясали многомиллионные протесты, но тут, в предгорьях Гималаев, у склона священной горы Нандадеви, правило безмолвие, которое нарушается только хрустом снега под ногами группы людей. Это были местные егеря под руководством Хари Кишаном Мадхвалом, опытным проводником и охотником, которые совершали обход заповедных территорий.

Одним из пунктов на их пути была равнина озера Рупкунд, лежащего на высоте больше 5 тысяч метров, — малая площадка в кольце гор и ледников. Само озеро глубиной около 2-ух метров промерзало осенью до дна и оттаивало лишь поближе к лету, потому Мадхвал, оставив спутников на берегу, безбоязненно вышел на лед. Ветер сдул снег с прозрачной, как стекло, ледяной поверхности. Когда Мадхвал опустил взор, он увидел лежащие под двухметровой кристально незапятанной ледяной крышкой черепа. Много черепов и костей — ими было усеяно все дно озера Рупкунд, и на некоторых из них сохранилась плоть.

Сообщение Мадхвала вызвало в Нью-Разделяй тревогу: если егеря до того этих костей не видели, следовательно, они возникли сравнимо не так давно и, вероятнее всего, принадлежат японской специализированной партии, которая пыталась перейти Гималаи и умершей в равнине. Однако это означало, что существует неведомый проход, ведущий из КНР в равнину Рупкунда. На данный момент англичанам посчастливилось — японские лазутчики и диверсанты погибли по неведомой причине; но в другой раз может и не повезти, а в критериях масштабного движения «Вон из Индии» возникновение даже малеханькой японской партии на северных рубежах Индии вдали от полосы фронта может сделать огромные трудности.

К озеру была здесь же выслана научная экспедиция, которая обнаружила еще массу останков, лежащих под снегом вдоль берега. Беглый осмотр продемонстрировал, что черепа и кости не много того что различного размера — от взрослых до детских, — так к тому же очевидно древнейшие, их возраст насчитывает минимум сотни лет. Сохранившиеся кусочки ткани и кожаной обуви также указывали на то, что катастрофа в районе Рупкунда произошла чрезвычайно издавна. Совсем англичане успокоились, когда озеро летом растаяло и исследование извлеченных с его дна костяков удостоверило 1-ые заключения исследователей. Так загадка озера Рупкунд закончила тревожить военных. Однако начала тревожить научных работников.

Как 200 годов назад в высокогорном озере в Гималях оказались скелеты греков?

Равнина озера Рупкунд. Иллюстрация: La Pictorium/Vostock Photo

1-ые анализа

1-ые любительские экспедиции к Рупкунду начались в 1950-х, но они не много что дали. Их участники находили все новые и новые костяки — если Мадхвал и его команда вначале нашли части нескольких 10-ов человек, то позже их количество возросло до восьмисот с маленьким. Обнаружились новые артефакты — от древесных резных украшений до стальных наконечников; оставалось узнать, что привело сотни людей к гималайскому озеру и что их уничтожило. Более явную версию — это была группа продавцов, которые попали под лавину, — пришлось откинуть сходу: через равнину Рупкунда не проходят торговые пути. В 1950-х более пользующейся популярностью стала версия, в соответствии с которой у Рупкунда обнаружили последнее прибежище остатки разгромленной армии Зоравар Сингха.

В мае 1841 года армия властителя княжества Джамму Гулаб Сингха, вассала Сикхской империи, вторглась в пределы Тибета. Вел её Зоравар Сингх Кахрулия — один из наиболее профессиональных полководцев Южной Азии собственного времени, который заслужил кличке «Наполеон Индии». Зоравар Сингх и его вояки не были новенькими в горной войне: накануне того они присоединили к Джамму княжество Ладакх, где сходились торговые пути, ведущие из Индии в Китайский Туркестан и Тибет, а год спустя подавили вспыхнувшее там восстание. 4 тысячи ветеранов Зоравар Сингха, вооруженные пушками и ружьями, представляли собой грозную силу. Они просто разгромили тибетскую армию с её луками, клинками и копьями, и Зоравар назначил Западный Тибет владением Джамму. Однако «Наполеона Индии» загубили алчность и недооценка врага: после пришествия зимы Зоравар Сингх выяснил, что к тибетцам подошли на помощь китайские силы и сейчас неприятели превосходят его количеством больше чем в четыре раза, его полосы снабжения перерезаны, истощенные и страдающие от обморожения бойцы кое-как могут биться. Он поставил все на карту — и проиграл: его силы, уже вялые от пришествия по глубочайшему снегу, были окружены превосходящими силами противника и перебиты. Сам Зоравар Сингх, раненный в плечо, дрался левой рукою, пока не пал на полях сражений. Смотрелось возможным, что последние бойцы его армии сумели перейти через ледники и погибли уже на берегах Рупкунда.

Но в 1960-х части в конце концов изучили с помощью способа радиоуглеродного изучения, и от этой версии не осталось и следа: обнаружилось, что возраст останков — от 500 до 800 лет, другими словами люди погибли в XII-XV веках. Часть историков, не хотя отказываться от версии об остатках умершей армии, представила, что у Рупкунда лежат скелеты воинов делийского султана Мухаммеда ибн Туглака, который правил в XIV веке, популярного собственной образованностью, утонченностью и граничащей с садизмом беспощадностью. А также, он был славен тем, что вел завоевательные кампании на севере Индии. Одной из них была так именуемая Караджильская экспедиция, которая затронула также восточные районы Уттаркханда, где располагается Рупкунд: войско Мухаммеда ибн Туглака, непривычное к войне в высокогорье, потерпело там сокрушительное проигрыш. Остальные научные работники думали, что все дело в массового распространения болезни неведомой заболевания — люди пробовали найти спасение от невидимого и бесжалостного неприятеля у священного озера. В конце концов, 3-ий вариант — это были члены потаенного культа, которые добрались до озера и сделали массовый суицид, в буквальном смысле спрятав концы в воду, — отвечал, в принципе, на все существующие вопросы, но ставил новый: что это было за общество самоубийц и с кем конкретно оно поклонялось?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Министерство иностранных дел закрыт, все пошли на демарш: армянская дипломатия осиротела

В данной версии, все же, было прагматичное зерно. Гора Нандадеви давно числилась священной и ассоциировалась с местным одноименным божеством. По меньшей мере с IX в. н.э. к горе раз в двенадцать лет устраивается паломничество, которое именуется Радж Джат: люди со всей Индии собираются с той целью, чтоб за три с излишним недели пройти тяжелый и страшный маршрут длиной 300 км и достигнуть Хомкунда — священного озера, где живет богиня. Паломники обычно не заходят в равнину Рупкунда — их путь лежит через перевал Джурагали («Равнину погибели»), который проходит над озером. Дорога эта страшная, стоит оступиться — и человек летит с горы вниз, в равнину, пополняя собрание лежащих на берегу озера тел и скелетов. Почти все ранее совершали суицид сознательно, полагая, что самопожертвование во имя богини принесет им мокшу — освобождение из круга перерождений. Погибели в паломничестве были так частым явлением, что в которой-то момент английские власти воспретили Радж Джат, а потом раздельно — самопожертвование во имя богов. Позже запрет на Радж Джат сняли; очередной был должен состояться в 2026 году, но в 2018-м Нью-Разделяй паломничество снова воспретил.

Как 200 годов назад в высокогорном озере в Гималях оказались скелеты греков?

Паломничество Радж Джат. Иллюстрация: Devendra Rawat/Vostock Photo

Град божий

У местного населения было свое разъяснение того, как появились скелеты на дне озера. Как говорит легенда, давным-издавна местный князь Джасдхавал решил в честь рождения наследника устроить праздничек около горы Нандадеви. Обычай просит, чтоб к месту поклонения паломники шли в уважительной тиши; но Джасдхавал был так вне себя от радости, что взял с собой в магистраль исполнительниц и танцовщиц. Местный бог Лату Девта — брат богини Нандадеви, заточенный за дурное поведение в горе, — был разъярен настолько показательным неуважением, и когда отмечающие подошли к озеру Рупкунд, Лату Девта обрушил на них град, перебивш?? их всех.

О местных легендах вспомнили после того, как журнал National Geographic в 2004 году организовал еще одну экспедицию к озеру. На этот раз научные работники сконцентировались на исследовании обстоятельств погибели жертв у Рупкунда и нашли на почти всех черепах соответствующие недлинные и глубочайшие трещинкы — будто бы на людей сверху обвалилось огромное количество тяжелых шарообразных предметов. Самым закономерным смотрелось предположение, что погибшие стали жертвой града «размером с мяч для крикета», другими словами приблизительно с кулак взрослого мужчины. Схожее природное явление в тех краях представить для себя не так и трудно.

В числе останков обнаружили буковые посохи и зонты, которые обычно носят пилигримы. Изучение ДНК останков 38 жертв продемонстрировал, что в их числе были представители 2-ух этнических групп: местные горцы и жители Махараштры, региона в Центральной Индии, для одной из групп которого свойственна неповторимая мутация митохондриальной ДНК. Заодно подоспел итог нового радиоуглеродного изучения: как заключили научные работники в Оксфордском институте, люди погибли приблизительно в 850 году нашей эпохи. Разница в три с излишним века никого особо не изумила — наука не стоит на месте, способы анализа повсевременно развиваются.

В итоге, как бы получилось в конце концов связать все концы воедино: группа паломников из Махараштры направлялась на праздничек богини Нандадеви, по каким-то причинам сбилась с пути и попала под необыкновенно мощнейший град. Другие же тела принадлежат паломникам позднейших столетий, которые срывались с небезопасного перевала над озером.

На данном, казалось бы, тайну Рупкунда можно было считать разгаданной. Но длящееся исследование ДНК принесло новый сюрприз. 23 из 38 человек, части которых были изучены вначале, вправду имели южноазиатское происхождение и погибли вероятно во время града в IX в. н.э. Очередной оказался выходцем из Юго-Восточной Азии — тоже ничего необычного: данный регион давно заходил в состав Индосферы — зоны индийской культурной и религиозной экспансии. Единственное — умер он спустя практически тысячу лет после паломников из Махараштры и их местных проводников.

Однако черепа и кости еще 14 человек, как оказывается, не имели ничего общего с Индией и Азией в принципе. Изучение их ДНК продемонстрировал, что они были родом из Греции либо с острова Крит. Никто из них не был связан вместе схожими узами, и все погибли сразу — тогда же, когда и человек из Юго-Восточной Азии. Как эти греки попали в Индию? Что их погнало в Гималаи на рубеже 18 и 19 столетий — при этом не попросту в Гималаи, а в культовое место поклонения? Почему они погибли? Поиск ответов на загадку Рупкунда приходится начинать с самого начала. Может быть, найти эти ответы посодействуют новые изыскания, но нет гарантии, что, получив ответы на одни вопросы, научные работники здесь же не столкнутся с иными.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»