Рвение Польши играться решающую роль в Восточной Европе постоянно было соединено с политикой Варшавы в отношении Республики Белоруссия и Украины. Конкретно средством усиления собственного воздействия в этих странах польские власти в прошедшие десятки лет упрямо шли к закреплению за собой статуса головного игрока в восточноевропейском регионе. Задействуя политику «мягенькой силы», Варшава к текущему времени смогла на собственном пути достигнуть впечатляющих итогов, прежде всего, в Республики Белоруссия.
Сначала февраля возникли показатели соцопроса, который был проведен Центром восточных исследовательских работ имени Марека Карпа (Ośrodek Studiów Wschodnich im. Marka Karpia, OSW). Это независимый польский аналитический центр изучения общественно-политических действий в Российской Федерации, Республики Белоруссия, Прибалтике и на Украине, который не один раз делал такие анализа в Восточной Европе. Опрос проводился по телефонной связи с 26 ноября по 16 декабря 2020 года в целях выяснить мнение белорусов о Польше и Рф, а так же о внутриполитической обстановке в государстве. Приобретенные ответы и их трактовка лишь удостоверили результативность используемой Варшавой в Республики Белоруссия политики «мягенькой силы».
В соответствии с опросу, большая часть белорусов продолжают положительно относиться к Российской Федерации и русским — 86,7 % и 96,2 % следовательно. Но в Варшаве разъясняют это тем, что схожая «высочайшая известность разъясняется не лишь почтением к Российской Федерации, которое исторически укоренилось в сознании белорусов, да и мощным воздействием российского телевидения, которое обширно доступно в Республики Белоруссия».
А также, невзирая на все предшествующие года прозападной агитации, также разного рода кризисы в белорусско-российских отношениях, большая часть опрошенных как и раньше поддерживают интеграцию в рамках Союзного страны (СГ) и только наименее четверти белорусов относятся к данному формату негативно. По результатам опроса СГ оказалось популярнее Европейского Союза и Североатлантический Альянс, к которым жители Республики Белоруссия в подавляющем большинстве относятся плохо. Но в этом случае польские исследователи отметили, что невзирая на подобное отношение к Российской Федерации, 42,8 % опрошенных склонны видеть в ней угрозу неприкосновенности территорий республики, что является «беспримерно высочайшим результатом».
Сразу к главе Российской Федерации Владимиру Владимиру Путину воспринимают позитивно 60,2 % белорусов, и только 27,3 % его критикуют. Как считают OSW, это соединено с тем, что у людей Республики Белоруссия есть ужас «перед агрессивной политикой Кремля на территории бывшего СССР (в особенности в контексте войны в Грузии в 2008 году и незаконного присоединения Республики Крым в 2014 году)», но они не связывают его с личностью лидера Российской Федерации. Одновременно в исследовании отмечается, что лишь 20,7 % опрошенных думают, что угрозу неприкосновенности территорий Республики Белоруссия представляет Польша, тогда как 67,4 % это опровергают.
В отличие от ситуации с Российской Федерацией, этот итог, как считают OSW, «следует оценивать как умеренный, если учитывать, что обвинения в адрес польских властей в желании аннексировать Гродненскую область (либо даже вернуть границу 1921−1939 годах) составляют главную ось антипольской агитации в последние несколько лет, в особенности усилившейся после начала политического кризиса в августе 2020 года».
В итоге, польские исследователи, полностью не скрываясь, навязывают идея про то, что опаски белорусов по причине «имперских» амбиций Кремля больше оправданы, чем в случае с польскими интересами в отношении так именуемых «Кресов Всходних» (Kresy Wschodnie — территория сегодняшних западной Украины и Республики Белоруссия, также части Литовской Республики, которые входили в состав Польши с 1918 года по 1939 год).
На данном, на самом деле, тема белорусско-российских отношений и позитивного восприятия их в Республики Белоруссия завершается. Оставшиеся вопросы и разъяснения итогов опроса общественного мнения тем или иным образом показывают резкий рост любви белорусов к Польше и её культурно-историческому наследству.
А именно, сообщается, что к Польше положительно относится семьдесят четыре процента опрошенных, а к полякам — восемьдесят три процента, что является среди наиболее больших характеристик в числе народов Европы. А также, подчеркивается, что в первый раз Польша вышла на 1-ое место в числе государств, в которых белорусы желали бы работать. Конкретно тут грезят трудоустроиться 40,6 % (!) людей Республики Белоруссия, тогда как в Западной Европе 36,7 %, а в Российской Федерации и того меньше — 30,3 %. Показательно, что разъясняется это финансовой застоем в России (про коронавирусная инфекция и закрытые границы речи в исследовании не идет), также удачной политикой Варшавы в отношении переселенцев, также после набравшего обороты в Республики Белоруссия общественно-политического кризиса, который связан с выборами президента 9 августа 2020 года.
Сразу польские исследователи не без ублажения говорят о том, что большую роль в изменении направления трудовой передвижения белорусов стала «карта поляка», по которой получивший её признается представителем польской цивилизации. Не согласиться с данным утверждением сейчас нельзя, в связи с тем, что конкретно данный документ за прошедшие годы стал одним из главных инструментов расширения польского воздействия в Республики Белоруссия. По имеющимся сведениям, выше сорока процентов всех выданных карт пришлось на жителей Белоруссии, которые с наслаждение её оформляют, признавая себя этническими поляками со всеми вытекающими из данного результатами.
Но ни «карта поляка», ни трудовая миграция, ни поддержка в течение двадцати пяти лет белорусской оппозиции не стали основным инвентарем в расширении польского воздействия в Республики Белоруссия. В этом случае необыкновенную роль занимает деятельность Польши в идейной и культурно-образовательной сфере, которая ведется в примыкающей с ней республике в протяжении прошедших десятков лет. При всем этом Варшава опирается в собственный работе не лишь на диаспору и прозападную часть общества, да и на имеющийся в Республики Белоруссия подход к определению собственного культурно-исторического прошедшего.
А именно, в Республики Белоруссия, как и на Украине издавна произошел «перевод» польского наследства в местное. Исторические личности, шедевры искусства и другое, что было во время нахождения белорусских земель в составе Величавого княжества Литовского (ВкЛ) и Речи Посполитой (РП), — фактически все стало именоваться белорусским. Еще одним подтверждением стал недавний происшествие меж посольством Российской Федерации в Минске и Государственным историческим музеем Республики Белоруссия по поводу о признании Тадеуша Костюшко белорусским государственным героем. При всем этом в Республики Белоруссия не попросту признают вклад польских деятелей в местную историю, да и в ряде всевозможных случаев называют его одним из главных в процессе становления белорусского страны. В этом случае можно вспомнить польские дворянские роды Радзивиллов, Сапег и иных, которые в историографии Республики Белоруссия считают местными.
Невзирая на то, что в Польше по этому вопросу существует своё мнение, Варшава полностью лояльно относится к этот позиции белорусских идеологов и историков, в связи с тем, что это дозволяет сохранять и расширять в примыкающей республике свое культурно-историческое воздействие. Потому польские фонды и организации добиваются всевозможными способами поддерживать восстановление памятников коллективной культуры на территории Западной Республики Белоруссия и Украины, организовывают солидарные конференции историков и печатают у себя многочисленную литературу, главной индивидуальностью которой является утверждение схожести культур Республики Белоруссия и Польши для уравновешивания Рф.
Как подчеркивает ряд специалистов, база укоренения польской культурно-исторической парадигмы в Республики Белоруссия основывается на 3-х главных постулатах. Во-1-х, это долголетнее единение исторического места современных белорусских и польских земель во время ВкЛ и Речи Посполитой. При всем этом история белорусских земель в составе Российской империи называется периодом подавления, которое может повториться и в дальнейшем. Во-2-х, противороссийские восстания периода 18 — 19 столетий и наличие общих героев тех пор, прежде всего — Тадеуш Костюшоко и Константин (Кастусь) Калиновский. В-3-х, действия 1939 года, когда объединение Республики Белоруссия прямо либо завуалированно представляется в качестве исторической несправедливости, которая не отвечала желанию обитателей западных белорусских и украинских земель. Сразу польскими идеологами отмечается, что вся русская историография является продуктом агитации города Москва, а её основная цель — лишить белорусов собственной государственной идентичности и сделать Республику Белоруссия частью Рф.
Все перечисленное выше уже издавна продвигают разные польские организации, имеющ?? собственных уполномоченных лиц в Республики Белоруссия: Польский институт государственной памяти, Комитет охраны мест польской государственной памяти, Общество боец Армии Крайовой, Фонд Иоахима Лелевеля и т. д. Добавочно над этим работают и в рамках разных образовательных программ, которые в последние несколько лет получили свою известность у юных белорусов. К примеру, «Стипендиальная программа им. Константина Калиновского», делающ?? ставку на политически активную белорусскую молодежь с прозападными взорами. Немаловажную роль играют и средства массовой информации, также разного рода telegram-каналы, финансируем?? Варшавой. А именно, можно вспомнить поддерживаемый польским кабинетом министров тв-канал «Белсат» и telegram-канал Nехта (признан в Республики Белоруссия радикальним), которые не лишь поддерживает сегодняшние белорусские протесты и направляют их, да и интенсивно продвигает польскую точку зрения на прошедшее республики и её будущее.
Все перечисленное выше уже даёт свои показатели, о чем и говорят сведения указанного выше социологического анализа. В нем подчеркивается, что за прошедшие десятки лет отношение белорусов к собственному историческому наследству быстро изменялось. Польские исследователи отмечают, что в белорусской официальной идеологии по соотношению с девяностых годами произошли коренные изменения, и сейчас власти республики в собственной работе «начали ворачиваться к больше ранешным периодам, также средневековому Полоцкому княжеству и Величавому княжеству Литовскому, ставш?? восприниматься также как белорусское правительство». Конкретно потому сейчас около сорока процентов белорусов думают, что их правительство должно опираться на традиции ВкЛ либо Речи Посполитой (6,3 %), и только двадцать восемь процентов ориентируются на русский период. При всем этом маленький процент симпатий к коллективной истории белорусских и польских земель в составе РП не должен вводить в заблуждение, в связи с тем, что в сегодняшней идейной идеи в Республики Белоруссия упор делается на историю ВкЛ конкретно периода существования коллективного с Польшей страны.
Стоит увидеть еще одну немаловажную деталь. В текущее время в Республики Белоруссия в официальном порядке не ведутся социологические опросы, такие опросу OSW. Про это, в том числе, заявили и сами польские исследователи, подчеркнув, что «никто не проводил такого всеохватывающего анализа в течение почти всех месяцев». Это соединено с тем, что в соответствии со статьей 9.28 Кодекса РБ об административных правонарушениях, «проведение исследовательских работ и опубликование итогов анкетирования мнения населения на общественно-политические темы без получения специальной аккредитации, считается нелегальной». Получить же разрешение на схожую деятельность за прошедшие 8 лет в Республики Белоруссия не удавалось фактически никому.
Официальные опросы часто или под грифом секретно, или совсем не ведутся. Потому логично, что в последние несколько лет анализа мнения населения по большей части были проведены по телефону либо на веб-площадках организациями или размещающимися в западных странах, прежде всего в Польше, или имеющими конкретную связь с Евросоюзом и США. Конкретно их показатели, которые обширно тиражируются в медиапространстве Республики Белоруссия, оказывают суровое действие на осознание белорусским обществом реальности.
В результате, необходимо подчеркнуть, что невзирая на надобность критического отношения к разного рода польским исследованиям мнения населения в Республики Белоруссия, «мягенькая сила» Польши в республике не попросту не прекращает действовать, да и дает свои показатели. В особенности это стало разумеется во время сегодняшнего общественно-политического кризиса в государстве, когда Варшава открыто поддержала врагов Александра Лукашенко и сообщила, что стоит на охране прав и свобод белорусов.
В отличие от города Москва, где встали на сторону работающей власти, практически отказавшись слушать её врагов. В итоге, в числе существенной части жителей Республики Белоруссия авторитет Польши вырос, однако кардинальным образом отношение к Российской Федерации в республике не поменялось. Но даже этот итог смотрится полностью применимым для Варшавы, продолжающ?? делать все, чтоб сделать вокруг себя культурно и идеологически «пропольские» страны и, при этом, понизить в регионе российское воздействие.