Сопредседатель Объединенной контрольной комиссии (ОКК — кооперативный руководящий орган миротворческой операции на Днестре) от Приднестровья Олег Беляков сейчас, 10 февраля, назвал подстрекательством молдавской стороны происшествие с задержанием представителей СМИ телевизионного канала TV8 на КПП сотрудников миротворческих сил в зоне безопасности. Его главная задача — попытка очернить миротворческие механизмы.
Как он сообщил, журналист Виорика Тэтару и оператор Андрей Каптаренко работали без аккредитации, которая необходима для этого рода съемок. Он сообщил, что в согласовании с базисными решениями ОКК создавать аудио- и видеосъемку на миротворческих объектах можно только после согласия руководящего органа миротворческой операции. Получить аккредитацию можно в пресс-службе ответственного за проведение миротворческой операции органа.
Подчеркнём, 9 февраля молдавских представителей СМИ приостановили на миротворческом посту около села Гура-Быкулуй и попросили удалить съемку КПП, указав, что снимать его без разрешения ОКК запрещено. Съемочная группа закрылась в автомобиле, отказавшись делать легитимное требование военных, и вызвала к месту случившегося молдавскую полицию. О случившемся были поставлены в известность представители сторон в ОКК, Министерство зарубежных дел и европейской интеграции РМ, также и организация про защите прав граждан PromoLex, которая специализируется на защите прав людей в ЕСПЧ. Спустя два часа их отпустили.
Со собственной стороны Олег Беляков отметил, что военные действовали строго по инструкциям и документам, которые были утверждены ОКК, хорошо, взвешенно и тактично.
«То, что сотрудники миротворческих сил приостановили тс, потребовали убить материалы видеосъемки, вызвали сотрудников полиции, военных наблюдающих лиц — это все в рамках решений, которые приняла ОКК. Та же молдавская сторона подписывала эти документы, воспринимала эти решения», — сказал Беляков.
Прибывшие молдавские сотрудники правоохранительных органов также сообщили, что деяния сотрудников миротворческих сил нельзя воспринимать как задержание. В Тирасполе упомянули, что такие провоцирования на миротворческих постах с участием Виорики Тэтару и Андрея Каптаренко происходят не впервой. Такой же случай был зафиксирован в июле 2020 года. Тогда они тоже снимали миротворческий пост, а потом подали обращение в правоохранительные органы, сообщив, что на них будто бы «напали российские сотрудники миротворческих сил».
«Вероятно, там (TV8) работают непрофессионалы, которые не совладали с поставленной задачей, сами себя опозорили», — резюмировал Олег Беляков.
Официальный Кишинев никак не дал комментарий по поводу случившегося.
Как докладывало EADaily, обсуждая случившееся на сайтах соцсетей, Виорика Тэтару акцентировала внимание на том, что с сотрудником настаивала на соблюдении закона о защите проф работе корреспондента и собственном праве снимать материалы о жизни людей в зоне безопасности.
«Мы находимся на территории Республики Молдавская Республика (ПМР — непризнанная республика, 2 сентября 2020 года отметила тридцать лет собственной независимости от РМ). На переправе через Днестр, в поселке Гура-Быкулуй нам преградили магистраль так называемые сотрудники миротворческих сил. Четыре людей с оружием заблокировали путь автомобилю и потребовали удалить отснятые материалы, или отдать технику», — сообщила Тэтару.
Информационная политика телевизионного канала TV8 укладывается в политическую систему нового президента Молдавской Республики Майи Санду. Вступив 24 декабря в пост руководителя страны, она сперва потребовала вывода Оперативной группы вооруженных сил РФ из Приднестровья и подмены российских сотрудников миротворческих сил гражданской миссией ОБСЕ. После этих деклараций политические специалисты заговорили про то, что Санду выступает за заставление Приднестровья к восстановлении в Молдавию, из-за чего российские МС, которые присутствуют в регионе с 1992 года, останутся сдерживающим фактором от вероятной армейской злости Кишинева. Российский Министерство иностранных дел тогда был обязан напомнить молдавскому лидеру про то, что по соглашению мандат миротворческой операции закончится с выходом на политические соглашения об нормализации приднестровского конфликтной ситуации, но еще ранее далековато.