Аналитика

Кризис либеральной демократии в Ираке: предпосылки и пути выхода

Сейчас, 26 октября, на интернет-ресурсе курдского агентства Rudaw вышла публикация исследователя Шакара Ибрагима Мохаммеда, посвящённая кризису либеральной демократии в Ираке. EADaily размещает текст этой статьи.

Со времени отстранения Саддама Хусейна иракский народ отмечал падение диктатуры и возлагал надежды сделать сильную демократическую систему, допускающ?? полноценное участие в политической жизни. Но после выборов в парламент в данном месяце стало разумеется, что иракцы теряют надежду на эту систему, систему, которая была создана интернациональной объединением, которая свергла Саддама и столкнулась со обилием вопросов. Недавние протесты, в процессе которых были убиты сотни людей, указывают на масштабное возмущение системой и поднимают вопрос, перебегает ли Ирак к демократии. Выборы ведутся часто, но остальные основополагающие демократические принципы, подобные как свобода печати и религии, в существенной степени нарушаются.

1-ые выборы прошли в 2005 году с явкой 79,6 %. Волеизъявление числилось вольным и честным, невзирая на серьёзный кризис в политической сфере тех пор. Люди голосовали за собственных уполномоченных лиц надеясь на то, что их состояние жизни, также финансовые и политические условия станут лучше. Но положение дел и посещаемость граждан усугубились.

Меж 2006 и 2008 годами разразилась междоусобная война. Это воздействовало на доверие ко всеобщим выборам 2010 года, когда посещаемость граждан упала до 62,4 %. После этих голосования в числе шиитов и суннитов разгорелись горячие споры по конституции относительно того, кто обладает правом создавать правительство. Суд вынес решение в пользу альянса шиитских партий. Это решение не прекращает вызывать разноплановую реакцию в числе арабов-суннитов.

К 2014 году большая часть суннитов игнорировали избирательный процесс из-за действий кабинета министров действовавшего тогда главы кабмина Нури аль-Малики против суннитов. К примеру, тогдашний заместитель президента Тарик аль-Хашеми был осуждён по обвинению в террористической деятельности, а в кабинете руководителя Министерства финансов был проведён обыск. Оба были суннитами. Таким же образом некоторые мирные митингующие в суннитских районах были убиты официальными вооруженными силами. На этих голосовании была зафиксирована посещаемость лишь шестьдесят процентов.

Подъём группы «ИГИЛ»» (ИГИЛ, организация под запретом в России) вызвал новый виток непостоянности в Ираке и за его пределами и воздействовал на зарождающуюся демократию в государстве. После войны с ИГИЛ и остальных внутренних кризисов, таковых как этнические конфликты меж разными группами (суннитами, шиитами, курдами), возможности некоторых групп представителей ополчения, в особенности Сил народной мобилизации (PMF), возросли. В 2018 году посещаемость граждан резко уменьшилась до 44,52 %. Значительное число голосов было получено PMF и садристами, что отдало им существенное воздействие в политике Ирака.

В 2019 году общественно-финансовая и политическая положение дел в Ираке не была перспективной, и иракцы устроили демонстрации с требованием ухода с поста правительства. Внеочередное голосование были объявлены в качестве ответа на протестное движение, но посещаемость на голосовании 10 октября была поразительно низкой — 41,5 %. По данным Независимой высшей избирательной комиссии, было испорчено около восемнадцати процентов бюллетеней. Почти все думают, что это был акт протеста иракцев, разъяренных и недовольных властными кругами и партиями.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «А повелитель-то Голобородько»: корабль Зеленского идет ко дну, крысы разбегаются

Некоторые партии, которые доминировали в прошлом парламенте, были отвергнуты в пользу оппозиционных партий и претендентов. К примеру, «Перечень Фатих», который возглавляется лидером PMF Хади аль-Амири, погрузился с 47-го места на 15-е. Данный «Перечень» связан с представителями ополчения, которые впрямую поддерживаются Ираном. Иная шиитская партия, которая возглавляется экс-главой правительства Хайдером аль-Абади, получила 47 мест на голосовании 2018 года, но сейчас — лишь два места.

Ещё одним увлекательным результатом стало повышение числа мест для движения «Садр» Муктады ас-Садра, которые выросли с 54 до 72 мест. Ещё одним изменением в иракской политике стало возникновение огромного числа независимых парламентариев, которые получили 30 мест в 329-местном законодательном собрании.

Есть несколько вероятных обстоятельств понижения явки граждан. На самом деле, политические элиты остались у власти с севера на юг, и жители начали терять уверенность в своей работе и возможности влиять на важные изменения. Низовая политика не поощрялась, и граждане сетовали на закрытый и нединамичный стиль партийного управления. Большая часть претендентов или не воспользовались известностью у граждан, или воспринимались как продолжение имеющейся элиты.

Коррупция также возросла, и большая часть обвинений выдвинуто против властных кругов. В соответствии с рейтингу Transparency International 2021, Ирак был на 21-м месте в мире по коррупции, и общее финансовое состояние государства усугубляется с каждым днем, невзирая на обильные природные ресурсы, подобные как нефть, газ и т. д. К примеру, уровень нищеты в Ираке высок — 24,8 % жителей располагается за уровнем нищеты. Безработица, по данным Мирового банка, выросла с 12,76 % в 2019 году до 13,74 % в 2020 году. Жизнь в государстве становится всё сложнее.

В-3-х, политические элиты не сумели оградить от опасности государство. Как и раньше существует чрезвычайно высочайший риск насилия, вооружённого конфликтной ситуации, похищения людей и терактов. Потому люди отыскивают правительство, которое сделает лучше безопасность, чего, согласно их убеждения, сегодняшние лидеры не могут обеспечить.

Совсем нужно напомнить, что надёжные выборы с приметным участием граждан имеют основополагающее значение для выживания демократии. Иракский народ не уповает на руководящую элиту и всю политическую систему. Большая часть иракцев не голосовали, так как думали, что истеблишмент — это те же вторично применяемые лидеры, которые не заинтересованы в улучшении ситуации с экономикой, социальной сферой и безопасностью. До того времени, пока иракские политические элиты не сосредоточатся на обеспечении безопасности, улучшении качества жизни и открытости в политической сфере, участие общественности в демократии продолжит слабеть. Чтоб укрепить демократию в Ираке, нужно осуществить пересмотр партийную политику, сделать оживленное гражданская общественность и повысить осведомлённость людей.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»