Политика

Крымская война: начало нового мира и верность русским традициям

Годовщина Крымской войны. Вот о чём говорить нужно. Удивительно, но не так чтоб наблюдаю в медиа обсуждение этой темы. Однако определённо стоило бы. Но предпочитают разговаривать о чём угодно — то о «звёздах», то о трагедиях, — но не о главном. Однако конкретно подобные годовщины — повод разговаривать о том, что держит наше государство на высочайшем уровне, цементирует её основополагающие базы, с помощью которой жизнь остаётся разной, но в общем успешной.

И отсутствие дискуссий о принципиальном — серьёзнейшая недоработка наших медиа. Тех, кто вслух заявлять должен, но молчит. Есть, вообщем, и те, кто играет в ещё больше противную игру — усердствует опозорить принципиальные либо даже святые даты. На 9 мая они, впрочем, в особенности поиздеваться обожают. Все эти дискуссии о «пили бы баварское» либо «Адольф Гитлер был не этот уж нехороший». Либо вот возмущение всем и вся: поздравили ветеранов — плохо, не поздравили — тоже плохо. Вообщем, это тема для некоторой статьи…

В принципе Крымская война — это совсем новая веха в истории населения земли, старт новой эпохи. Конкретно так, без преувеличения. Причём новая веха во огромном количестве сфер и вопросов. Кардиган? Реглан? Балаклава? Да, эти наименования видов одежки возникли в той войне. А ещё в первый раз мир вызнал о сёстрах милосердия, о армейской метеорологии, об анестезии, о гипсе, о телеграфе. Это из фактологического. Однако сколько мифологического подарила нам Крымская война! Один лишь корабль «Чёрный царевич», по легенде доставлявший золото для английской армии и затонувший по близости Балаклавы, чего стоит! До настоящего времени кладоискатели монеты в Чёрном море отыскивают!

Но для Российской Федерации, для российского народа Крымская война прежде всего принципиальна и славна тем, что мир, ну и наша государство тоже, узрели, на что способны российские люди. Они совершали настоящие волшебства, являя неимоверный разум и этот же неимоверный героизм, густо замешанный на патриотизме. Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» обрисует это искрометно, рассуждая о будничности подвига, и так начнёт совсем новую главу в истории мировой литературы. При этом, Николай Пирогов станет новатором и революционером в здравоохранении, Эдуард Тотлебен — в армейской инженерии. Эти люди-титаны (да, штамп, но здесь он больше чем уместен) сделали принципно новое, доныне неведомое, возвысившись там, где, казалось бы, не было шанса на спасение.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Айк Халатян: «Дымовая заавесь» Пашиняна перед новыми компромиссами Баку

Необходимо подчеркнуть, что в данной войне отличились все и, невзирая на стршные сложности, неудачи, несчастья, оставались единым целым. Матрос — за адмирала, адмирал — за матроса. Конкретно Крымская война подарила нам имена величавых российских адмиралов — тех, кто на долгие века обусловил лицо и российского флота, и военного дела в принципе. С особенной гордостью, не стесняясь, отмечаю, что упокоены они — Владимир Корнилов, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин — в городе Севастополь, во Владимирском соборе.

Усыпальница адмиралов — место не попросту знаковое, но системообразующее. Оно задаёт важные координаты, потерять которые ни в коем разе нельзя. И слова такого же вице-адмирала Корнилова, произнесенные им перед гибелью на Малаховом кургане, «Так отстаивайте же Севастополь!» стали заветом всем будущим заступникам города-героя. И здесь же мне вспоминаются строчки Владислава Крапивина о Севастополе, адресованные молодым читателям:

В погребах спрессован старый порох.
Пусть он никогда не понадобится…
Мальчишки, храните белый город.
Помните, что вы его частичка…

Да, необычным образом в Крымской войне переплелись революционность, новшество и вместе с тем преемственность, традиция. И, естественно, российский любовь к отечеству, искрометно выраженный в словах Пирогова — их он написал супруге из осаждённого города Севастополь. И сейчас они станут кое-чем вроде принципиального послесловия:

«Мы живём на земле не лишь только себе, вспомяни, что пред нами разыгрывается величавая драма, результаты которой откликнутся, быть может, чрез целые века; порочно, сложив руки, быть одним лишь праздным зрителем, кому Бог отдал хоть какую-нибудь возможность принимать участие в ней…»

Платон Беседин

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»