Скандалы

Кто одолеет в сражении за патриарший куколь – Алфеев с католиками либо Шевкунов со старообрядцами?

Кто одолеет в сражении за патриарший куколь – Алфеев с католиками либо Шевкунов со старообрядцами?

Патриарх Кирилл теряет воздействие – по замерам социологов весной его рейтинг оказался на самой низкой отметке за всё время управления РПЦ. Отразились и украинский провал, и эпидемия коронавируса, во время которой церковь осталась в стороне. Поэтому всерьёз активировались «преемники» – митрополиты Тихон (Шевкунов) и Иларион (Алфеев). Причём у обоих, по появившейся информации, имеются очень примечательные «группы поддержки». Что самое увлекательное – не из Русской православной церкви.

4 года назад глава Российской Федерации нежданно пошёл на сближение со старообрядцами, отчего его «нареченный» исповедник от Русской православной церкви Тихон по такому случаю оказался задвинут в сторону. Изменениям предшествовала двусмысленно истолкованная и отвергнутая духовенством (и паствой тоже) встреча на Кубе патриарха Кирилла и папы Франциска. С латинянами, как выражается молодёжь, «не зашло». Однако стало ясно, что если власть отыскивает (и находит!) для себя новые духовные ориентиры в рамках очень традиционалистского (чтоб не написать более кондового) православия, то необходимо в срочном порядке что-то поменять в Русской православной церкви, предлагая какую-то актуализацию в рамках обозначенного властью дискурса. И два самых проницательных церковных носа, Иларион с Тихоном, первыми поймали пристижное поветрие, обещавшее неминуемые изменения. В то время они оба пребывали в условной опале: Тихон – в силу раздражающе беззубой позиции РПЦ по Украине, а Иларион – из-за проваленной кубинской миссии.

Что латиняне, что староверы…

Оседлать новую моду на староверов Илариону с Тихоном было не так просто. Всё-таки староверы – ортодоксы из ортодоксов. До недавнего времени раскольники и близко к для себя не подпускали коллег из сервильной, согласно их убеждения, РПЦ. Однако искушение модой на никонианство и с неба свалившаяся близость в руководству не прошли даром. Давеча единоверцы сударыни Морозовой со скандалом передрались, не поделив пост настоятеля в знаковом для староверов соборе Рогожской слободы. «В трёх перстах посиживает Кика-бес, сие есть кукиш!» – в свое время вразумлял протопоп Аввакум искушаемую никонианами паству, чтоб та не крестилась заного, щепотью. Однако, как выясняется сегодня, и двуперстное крестное знамение не постоянно защищает от нечисти. А пока в Рогожской слободе митрополит Корнилий (Титов) и протоиерей Виктор Жельцов, на публике скандаля, узнают, чей собор, раскалывающуюся глыбу российского старообрядчества растаскивают по кускам Шевкунов и Алфеев. Как несложно додуматься, один из них – «за Корнилия», иной – «за Жельцова».

Первым попробовал склонить старообрядцев к «плодотворному взаимодействию с Русской православной церковью» (уникальная формулировка!) митрополит Иларион. У Корнилия он, правда, осознания не нашёл, но сумел, что называется, успешно зайти с тыла, подружившись с этим же Жельцовым, и не лишь. Итогом стало февральское сообщение СМИ: «Причина раскола со староверами устранена! Митрополит Иларион уповает, что в какой-то момент мы все воссоединимся в лоне единой храма». «Какой конкретно, не говорится, – иронизируют создатели портала «Старообрядческая идея». – Однако, с учётом ранешних выражений Илариона, нельзя исключать даже церковной». Фактически, от церковника, который дерзнул издать свой перевод «Знака веры» (из-за исправлений которого и начался раскол при Никоне!), можно было ждать всякого, но необходимо отдать подабающее деловой хватке митрополита. Взялся он за старообрядцев капитально. Сначала при Русской православной церкви возникла комиссия «по делам старообрядческих приходов и по сотрудничеству со старообрядчеством», а потом РПЦ на совещании Синода утвердила невообразимый, исходя из убеждений старообрядцев, «чин приёма староверов в лоно РПЦ»! «Приёмом в лоно» у Алфеева управляли двое его приспешников, вместе с которыми он до этого пробовал подружить патриарха Кирилла с римским отцом Франциском, – Вадим Якунин и Леонид Севастьянов, глава и член совета руководителей лекарственного ОАО «Протек». Севастьянов при всем этом – бывший старовер. Якунин и Севастьянов – не по другому, как с благословения Алфеева, – в конечном итоге стали сооснователями самозваного «глобального союза старообрядцев» «Русская вера». Который и попробовали «воссоединить» с Русской православной церковью.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Владимир предложил выстроить канал из Персидского залива в Каспийское море

Приз за наилучший костюмчик

Бурная деятельность Якунина и Севастьянова у духовного управления старообрядцев вызвала, мягко говоря, испуг. Кто дал возможность?! Поточнее – кто разрешил?! По мысли, схожими промыслами был должен ведать прежде всего глава РПЦ. Однако патриарх Кирилл уверенно отмёл все обвинения: дескать, он в принципе не при делах. Отступил и Алфеев – будто бы это была попытка сблизить две близкородственные православные храма, и лишь-то. Вообщем, в окружении Корнилия всё сообразили и оценили – семикратный рост паствы староверов за прошедшие 4 года не мог остаться не увиденным «официальной» церковью, в популярной мере утратившей и воздействие, и доверие власти. Ревность, конечно, грех, но даже духовным особам присущи мирские соблазны. В конечном итоге Алфееву припомнили, как в один прекрасный момент в праздничек Покрова Пресвятой Богородицы он отслужил литургию «древнерусским чином» в «экипировке» старовера (адепты РПЦ здесь же обозвали митрополита «ролевиком-реконструктором»). Дескать, кто благословил? И куда лишь смотрел патриарх Кирилл?!

В общем, Алфеева от староверов попросили «отодвинуться» – в качестве подстраховки. Однако, как видно, свои неофициальные отношения с частью из них Иларион сохранил (что сегодня мы и смотрим в процессе конфликтной ситуации Корнилия и настоятеля Покровского собора). Молвят, что ответственные за объединение со староверами Якунин и Севастьянов снова переключились на неофициальные контакты с римской курией – как 5 годов назад, накануне встречи 2-ух предстоятелей на Кубе. Не по другому, эти контакты Алфеев хочет использовать в процессе борьбы за патриарший куколь.

«Церковь единоверцев» – триумф объединения РПЦ с РПСЦ?

Однако свято место, как понятно, пусто не бывает. Наведением мостов меж «канонической» и «догматической» православными церквями сейчас занимается Шевкунов. Причём делает это с напором, нехарактерным даже Алфееву. Издание «Старообрядческая идея» рассказывает, что митрополит Тихон прошлой осенью открыл 1-ый в Российской Федерации «единоверческий приход» в Псковской епархии РПЦ. У Корнилия это назвали «возрождением старообрядчества без староверов». Однако если Алфеев создавал квазистарообрядческие структуры, чтоб потом «воссоединить» их с Русской православной церковью, то Шевкунов пошёл далее, на самом деле, единолично «воссоединив» две православные храма не Божьим благословением, но своею своей властью! На самом деле, он «воссоздал» «церковь единоверцев», попытка сотворения которой датируется 1912 годом. При этом, тогда не выгорело, но кто сообщил, что терпение и труд на этот раз не перетрут непонимание паствы? Необходимо только гнуть свою линию очень жёстко – что Шевкунов и делает. И если Алфеев в собственных радениях опирался на отступника Севастьянова, то Шевкунов привлёк к «возрождению единоверия» инока Даниила (Барановский) – также бывшего адепта РПСЦ. И, к слову, 1-го из самых ревностных обличителей Корнилия в сближении с синодальной церковью – до того момента, пока Барановский сам не переметнулся в Русской православной церкви (дело было в 2013 году).

На самом деле, задачка митрополита Тихона – показать, что многолетний церковный раскол если не преодолён всецело, то вот-вот закончится объединением. При всем этом лучше повернуть дело так, чтоб две мамы-храма воссоединились, подобно Рф и Республике Крым. Ясно, благодаря чьему конкретному высокому роли – и речь, как вы осознаете, не о Господе. При всем этом руководитель страны, понятное дело, ничего этого не разрешил, ну и не мог – однако его неофициальные контакты с митрополитом Корнилием продолжают обеспечивать размеренный рост воздействия РПСЦ. Вообщем, посвящённые подчеркивают, что основная задачка Шевкунова в его затее с «церковью единоверцев» – нарастить своё воздействие. В грядущей схватке за патриарший куколь.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»