Содержание
Прошедший на прошедшей неделе в китайском Сиане саммит «Китай — Центральная Азия» открыл еще одну главу в отношениях Китай с государствами центральноазиатского региона, для которых, как сообщил лидер Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, наступает новая эпоха.
Формат формату рознь
Это событие стало первым офлайн мероприятием с участием лидеров Китай и 5 государств Центральной Азии (ЦА). Согласно расчетам почти всех профессионалов, оно открыло новую страничку в истории отношений меж Китая и центральноазиатскими странами. Явилось значительным шагом вперед в деле осуществления проекта «Один пояс — один путь», который в ближайшей перспективе должен сыграть очень значительную роль в судьбе всех 5 стран региона.
За недавний период интерес к Центральной Азии со стороны глобальных международных игроков значительно вырос. Разумеется, что «Пояс и путь», в соответствии с которым, как предполагается, пойдет львиная доля продуктов из КНР в Европу и назад через Центральную Азию, беспокоит Англии и США, у которых вошло в привычку держать под контролем все мировые торговые пути. Ведь эта глобальная китайская инициатива лишает их этот возможности.
Об их беспокойстве по данному поводу ясно говорят участившиеся посещения в регион посланцев Запада, который преследует свои геостратегические цели. Одна из которых состоит в том, чтоб склонить государства ЦА к обязательному выполнению санкционных мер в отношении России. Иная — вынудить их отрешиться от участия в проекте «Пояс и путь». Взамен предлагаются «стеклянные бусы» вроде безвизового режима с Европейским Союзом и «поддержки в строительстве демократии». Точно также, как в свое время обещалось Украине.
Подчеркнём, что не так издавна формат «5+1» со своим участием пробовали организовать США. В 2015 году в Самарканде даже прошла встреча на уровне глав внешнеполитических ведомств, где была принята Самаркандская декларация, которая утвердила этот формат. Плюс к данному Вашингтон принял свою стратегию в Центральной Азии на 2019−2025 годы, в какой заявлено, что США берут на себя обязанности по защите независимости государств региона, формированию в них «мощных демократических институтов», содействию благоденствию и экономическому росту государств региона. Для доказательства собственных заявлений Штаты выделили государствам ЦА кое какие средства на продвижение «демократических реформ».
Уже скоро прояснилось, что, создавая этот формат, американская сторона преследовала только свои цели, замаскировывая их под добрые начинания, в числе которых борьба с экстремизмом и терроризмом, также вопросы разрешения положения дел в Афганистане. Что все-таки касается настоящих финансовых проектов, то о них упоминалось мимолетно с внедрением дежурных фраз о сказочных вложениях, которые США вкладывают только в добывающий сектор, откуда сами получают неоднократные дохода.
В конечном итоге из-за отсутствия планов Вашингтона по реальному финансовому сотрудничеству с государствами региона американский проект не достиг собственных задач. Про это говорят числа: размер выделения финансовых средств настоящих финансовых проектов в Центральной Азии с участием США не превысил даже $ 20 млн. Это максимально ясно охарактеризовывает настоящие цели Белого дома, в количество которых благополучие и финансовое развитие государств ЦА никак не заходит.
Совершенно иной вопрос
Иной вопрос Китай. Довольно сообщить, что только с Астаной Пекин условился об увеличении размера обоюдной торговли до $ 40 миллиардов. А в рамках двухсторонних китайско-казахстанских переговоров, которые прошли ранее встречи в Сиане, были заключены договоры меж 2-мя государствами на сумму $ 22 миллиардов.
Меж Китайской Народной Республикой и Узбекистаном был подписан 41 документ, который был направлен на предстоящее укрепление отношений полноценного стратегического сотрудничества и углубление практического взаимодействия.
В числе прочего, Пекин обязался бесплатно предоставить государствам Центральной Азии больше $ 3,5 миллиардов в качестве денежной поддержки.
«Для укрепления потенциала развития Китай разработает планы взаимодействия с государствами Центральной Азии в сокращении нищеты при помощи науки и технологий», — сообщил по данному поводу глава Китая Си Цзиньпин.
По его словам, которые финансируются Китай компании будут поощряться к созданию большего количества рабочих мест. Он подчеркнул, что миру необходима мощная и размеренная Центральная Азия, потому нужно поддерживать безопасность, независимость и неприкосновенность территорий региона. В числе прочего, лидер Китайской Народной Республики выделил надобность поддержки сил Центральноазиатского региона, которые были направлены на стабильность, гармонию и спокойствие.
Все это серьезно и навечно
Специалисты высказывают мнение, что саммит в Сиане возымел ключевое значение в целях выполнения уже запланированных и планируемых масштабных инфраструктурных проектов, которые будут играться одну из ведущих ролей в финансовом развитии региона в длительной перспективе.
Например, будущая стальная дорога Китай — Киргизская Республика — Узбекистан станет кратчайшей и наикрупнейшей сухопутной транспортной артерией с неимоверными размерами грузоперевозок из Азии в Европу и назад.
Кроме транспортных, на встрече Пекин выразил готовность вкладывать большие вложения и в проекты в энергетической сфере в регионе.
Говоря о достигнутых на этом форуме соглашениях, нельзя не вспомнить о крепнущих изо дня в день российско-китайских отношениях, которые, как считают профессионалов, организуют свои усилия по созданию в Центральной Азии зоны мира, стабильности и прогрессивного финансового развития. Также о кардинально различных отношениях КНР и США. А именно, стараниях США сдержать развитие КНР.
«Саммит в Сиане — это точный сигнал к тому, что Китай будет находиться на территории нашего региона не только как удачный финансовый партнер, который способен вкладывать в большие инфраструктурные проекты в рамках тактики „Один пояс — один путь“. Сейчас Пекин выступает к тому же как мощная стабилизирующая сила, которая объединяет и организующая регион», — полагает специалист политологии из Киргизской Республики Марс Сариев.
Он также сообщил, что тогда, когда США собираются перекрыть морские пути, которые они держат под контролем, и отрезать Китай от поставок продукции нефтепереработки, Пекин выстраивает свои транспортно-логистические коридоры по сухопутной части, которые проходят также и через территории государств Центральной Азии.
Как считает специалист из Узбекистана Бахтиёра Эргашева, высказанному в средства массовой информации, в критериях международной турбулентности и геоэкономической напряженности в мире формат встреч лидеров КНР и государств ЦА будет работать на длительную перспективу.
Он упомянул, что саммит руководителей стран центральноазиатского региона с главом Китая появился не спонтанно. Китай, как он сообщает, поэтапно шел к созданию собственного формата сотрудничества с пятью государствами ЦА. А именно, формат «Китай + Центральная Азия» на уровне глав внешнеполитических ведомств начал работать еще в 2020 году.
Специалист подчеркнул, что сейчас, кроме напряженности в отношениях меж Российской Федерацией и блоком западных государств во главе США, серьезно наращивается напряженность меж США и Китайской Народной Республикой. А именно, по поводу Тайваня.
Согласно его убеждению, в сегодняшних санкционных войнах, угрожающ?? сотрудничеству ЦА не только с Российской Федерацией, но уже и с Китайской Народной Республикой, государства региона не желали бы попасть в «ловушку» вторичных санкционных мер.
«Сама логика просит от этих государств найти те возможности и те пределы их торговых и финансовых взаимосвязей с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в сегодняшних напряженных критериях», — также сказал Эргашев.
Подводя результаты прошедшего встречи, необходимо подчеркнуть, что обсуждаемые на нем вопросы касались как экономики, так и безопасности. А именно, стоит раздельно отметить предложение лидера Китайской Народной Республики Си Цзиньпина создать план по сокращению нищеты в Центральной Азии и сделать в регионе новые рабочие места. И здесь нельзя не упомянуть, что не так давно власти Китая сообщили о собственной победе в противоборстве с нищетой. Так разумеется, что Си Цзиньпин готов предложить государствам ЦА китайский опыт.
Лидеры 6 стран подписали Сианьскую декларацию, в какой оговариваются разные вопросы взаимодействия и поддержки друг дружку.
Было подчеркнуто, что Китай является одним из главных торговых партнеров государств Центральной Азии, объем реализованной продукции с которыми в 2022 году по соотношению с 2021 годом вырос практически в два раза до $ 70 миллиардов.
Как сообщил в заключении мероприятия глава Китай Си Цзиньпин, Китай и центральноазиатские партнеры будут твердо поддерживать друг дружку в вопросах независимости, независимости, безопасности и неприкосновенности территорий. А также, стороны будут уважать пути развития друг дружку, избранные в согласовании с государственными критериями каждого страны, и уверенно противодействовать хоть какому силовому вмешательству во внутренние дела государств под хоть каким предлогом.
Это больше чем сладкоречивый сигнал западным государствам, которые преследуют в центральноазиатском регионе свои деструктивные цели.
Айдар Ермеков