Аналитика

Не много грузопотока — как Грузия будет выходить из транзитного тупика

Место транспорта в экономике Грузии в последние несколько лет неприклонно миниатюризируется, по данным на 2020 год, доля этой сферы в общем размере валового внутреннего продукта составляла немногим выше шести процентов. Грузинские специалисты, пишет Dalma News, считают такую тенденцию тревожной и подчеркивают, что Грузия уже очевидно приближается к таким «тупиковым» с транзитной точки зрения государствам, как Армения и Киргизская Республика, где доля транспорта в общем размере валового внутреннего продукта составляет около трёх процентов. В качестве позитивного примера приводят государства Прибалтики, где данное значение добивается 11−14%.

Главной предпосылкой понижения транзитной функции Грузии специалисты считают сокращение прямых зарубежных вложений (ПИИ) в сферу транспорта, называя определенные числа. Если в 2015 году на долю транспорта приходилось тридцать пять процентов всех прямых зарубежных вложений, то уже в 2020 году данное значение свалился до два процента и составил около $ 12 млн. Главным фактором уменьшения привлекательности грузинского транспортного коридора называют нестабильное состояние дел в гос организации «Грузинские стальные дороги» (ГЖД), данный транзитный путь стал практически убыточным.

Одновременно специалисты подчеркивают, что в сфере авто грузоперевозок дела обстоят еще лучше, вложения в стройку и восстановление дорог вырастают, открываются новые возможности для роста грузопотока на авто коридорах. Могло показаться, в создавшейся после окончания боевых столкновений в Арцахе (Нагорный Карабах) новой действительности, при усилиях республики Азербайджан и Рф по восстановлению всех путей сообщения через Армению, появляется опасность переадресации некоторых проходящих через Грузию грузопотоков на другие направления, из Российской Федерации через Азербайджан и Армению — в Иран и Турцию.

Но в Тбилиси думают, что все не так плохо и что особенных утрат в транзитной сфере задействование старых путей сообщения меж примыкающими государствами Грузии не принесет. А новые строящиеся дороги будут содействовать повышению грузооборота как на направлении Восток — Запад, так и на направлении Север — Юг.

На вопросы о складывающейся ситуации ответил президент грузинской научной организации Центр по изучению транспортных коридоров Паата Цагареишвили.

— В Грузии идет активное стройку новых участков авто дорог как на направлении Восток — Запад, так и на направлении Север — Юг. Также строится тоннель на перевальном участке Квешети — Коби, который в кабинете министров Грузии называют проектом века.

— Касательно развития и строительства авто дорог, я бы сообщил, что в данном направлении власти делают чрезвычайно правильные шаги, стремясь сделать два коридора — с севера на юг и с востока на запад. Тут выделяется несколько звеньев, по которым уже проведены тендеры, отобраны компании, начавш?? стройку этих участков. Однако стройкой века я бы назвал иной участок — перевальный участок автодороги от Хашури до Зестафони. Он разбит на 4 лота, и на данном участке строится уйма тоннелей и мостов. Стройку запланировано окончить в 2024 году. Параллельно на направлении Север — Юг строится участок автодороги Квешети — Коби. Организация из Китая, как понятно, уже доставила спецтехнику и начала прокладку тоннеля. Предвидится, что работы на данном участке будут окончены к 2026 году. Так что после завершения этих 2-ух проектов в Грузии будут довольно отлично развиты как меридианные, так и поперечные транзитные автодорожные коридоры. Эти коридоры я бы назвал богатством нашего государства.

— Богатством?

— Если учитывать, что за прошедшие 5−6 лет поток зарубежных тс на автотранспортных коридорах Грузии существенно возрос, непосредственно по соотношению с 2012 годом данное значение возрос в 3,5 раза, то можно смело сообщить, что автотранспортные коридоры Грузии работают отлично и имеют все условия для предстоящего развития.

— Как вы оцениваете возможности жд коридора через Грузию?

— Касательно жд коридора, я не считаю, что новая действительность, которая сложилась после завершения боевых столкновений в Арцахе (Нагорный Карабах), будет содействовать привлечению грузов на ГЖД. Есть определенный грузопоток в направлении грузинских портов Поти и Батуми, но объемы транспортировок низкие, до 10 млн тонн в год. По соотношению с 2013 годом данное значение уменьшился больше чем на пятьдесят процентов. Естественно, определенная часть грузов была переадресована на трубопроводы, в том числе, сырая нефть. Однако тут сама администрация ГЖД не приложила сил для подмены нефти на сухие грузы. Можно было вместе с азербайджанскими и казахстанскими сотрудниками проработать данный вопрос, но эта задачка осталась невыполненной, а ГЖД сейчас располагается не в наилучшем состоянии. Притом, партнеры из Казахстана предпочитают направлять адресованные Европе грузы по Волго-Донскому каналу, считаем?? соперником грузинского коридора.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  За кровавый беспорядок в Афганистане благодарите лживую мораль — Гардиан (Великобритания)

— В чем причина? Безальтернативные ставки на ГЖД?

— И ставки, и недостающая координация транспортных органов Грузии, Казахстана, республики Азербайджан. И жестокая борьба за грузопотоки со стороны Волго-Донского канала. Туркмения и Казахстан тяготеют к данному направлению, в связи с тем, что там больше эластичная и поболее применимая для них тарифная политика. У Казахстана не использованы порты Актау и Курык, и казахская сторона интенсивно ведёт работу над их обеспечением грузопотоками. Российская Федерация же ведёт работу над привлечением китайских потоков на казахстанское направление. Кроме этих препятствий, у ГЖД есть и иная острая трудность — отсутствие больших вложений. Для развития стальной дороги необходимы определенные финансовложения, но на данный момент таковых инвестпроектов, улучшивш?? бы состояние жд путей, не производится. При этом в примыкающем Азербайджане уже окончили капремонт собственной стальной дороги и там всё хорошо.

— Можно ли ждать, что с восстановлением путей сообщения меж Азербайджаном и Арменией часть грузпотоков из Грузии перейдет на это направление?

— Касательно появившейся после 2-ой карабахской войны новой действительности, я считаю, что если грузопоток будет начат в Республике Казахстан, в Центральной Азии, а конечной точкой этого потока будет Европа, то эти грузы большей частью пойдут через грузинский коридор. Тяжело сообщить, будет ли азербайджано-армяно-иранский коридор соперником грузинскому, так как в данном случае путь из Азии в Европу удлиняется кое-где на 500−600 км. Притом, большая часть коммуникаций там располагается в разрушенном состоянии и сейчас никто не может точно сообщить, когда они будут восстановлены. Армения может переадресовать на новое направление те свои грузы, продукцию горнодобывающей индустрии, предназначаем?? для Китайской Народной Республики. Касательно российских грузопотоков, то для них казбегский участок грузинского коридора, думаю, будет больше применимым. Однако если объемы транспортировок грузов вырастут, то, может быть, часть их будет ориентирована и в обход Грузии. Притом, авто дороги у нас в неплохом состоянии, строятся новые участки на обоих направлениях: Север — Юг и Восток — Запад. Касательно жд коридора, тут необходимы приличные вложения, без которых прирастить пропускную способность ГЖД нереально.

— Давайте, возвратимся к проекту Квешети — Коби. В чем его значение для Грузии и как он прирастит пропускную способность Военно-Грузинской дороги?

— На данном участке производится превосходный проект — прокладка 10-километрового тоннеля, который строится по новым технологиям и считается среди наиболее многообещающих в Европе. Стройку тоннеля решит несколько сопровождающих вопросов. 1-ая — это повышение туристских потоков из Российской Федерации в Грузию, также из Российской Федерации через Грузию в Армению. Эти туристские потоки и на данный момент огромные и вырастают с каждым годом. Однако после открытия тоннеля уже не будут выстраиваться очереди из транспортных средств, которые мы смотрим на пути из Российской Федерации в Грузию и назад сейчас. Во-2-х, поездка по данной магистрале больше не будет зависеть от погодных критерий. В текущее время эта дорога из-за снежных заносов и лавиноопасности простаивает приблизительно 100 дней в году. Открытие тоннеля решит и эту дилемму. В-3-х, около поселка Коби строится новый участок дороги длинной 23 километра, который пройдет по грузинским селениям и будет содействовать привлечению в эти места путешественников. Так что это создаст местному жителям доп источник дохода. Однако есть у этой дороги и отрицательный фактор. Размер вложений в данный проект составляет около $ 500 млн. Завлечет ли новая дорога достаточные грузопотоки с той целью, чтоб данный проект окупился, пока не понятно. Так как по новой магистрале в главном будут перемещаться армянские грузы. И можно сообщить, что новый участок будет больше привлекателен и полезен для Армении. Во-вторую очередь, для Российской Федерации, и лишь позже — для Грузии. Однако возможно, что этим методом заинтересуются турецкие перевозчики для транспортировки собственных грузов в Центральную Азию.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»