Никто не желал испытывать судьбу: замещение импортной продукции требуют притормозить

«Новатэк» может отрешиться от использования отечественной технологии на «Обском СПГ», а «Газпром» просит не торопиться с внедрением российского ПО. Компании не желают испытывать судьбу, в связи с тем, что замещение импортной продукции, может быть, очень стукнет по карману газовых великанов. Специалисты замечают, что время ископаемого горючего подступает к окончанию и компании оказываются перед выбором по неким фронтам: ожидать и отрабатывать российские технологии либо монетизировать припасы, пока на них есть спрос.
Если «Газпром» перейдет на российское ПО к 2025 году, то это отрицательно отразится на финансовых показателях компании. Про это написал руководитель фирмы Алексей Миллер главу правительства Михаилу Мишустину. Он просит премьер-министра поменять проект распоряжения президента, пишут СМИ.
«Принятие распоряжения в текущей редакции приведет к значительной разовой денежной перегрузке и рискам негативного воздействия на характеристики экономики „Газпрома“», — думает Алексей Миллер. Он подчеркнул, что переход на преимущественное внедрение российского ПО (ПО) и радиоэлектронное и телекоммуникационное оборудование обойдется ПАО «ГАЗПРОМ» в общую стоимость от 180 миллиардов рублей.
Заместитель руководителя компании «Газпром» Олег Аксютин выслал параллельное письмо в Министерство промышленности и торговли. В нем он дает исключить сроки перехода на российское ПО и оборудование и добавить пункт про то, что субъекты критичной информационной инфраструктурных объектов должны создать и утвердить планы перехода на преимущественное внедрение российского ПО и оборудование.
С одной стороны, как замечает заместитель председателя правления компании «Газпром», идет речь о единых программно-аппаратных комплексах на небезопасных промышленных объектах и подмену их необходимо создавать единовременно. С иной — представители российских ИТ-ассоциаций увидели СМИ, что санкционные меры и острая конкурентноспособная борьба несут угрозу государственной безопасности: к примеру, еще в 2012 году через спутник случилось удаленное отключение компрессорных станций компании «Газпром».
«Новатэк» тем временем может отрешиться от использования на 3-ем проекте «Обский СПГ» от российской технологии сжижения «Арктический каскад». Источники СМИ сказали, что компания выступила зачинателем расторжения договора с «Казанькомпрессормашем» и Siemens на поставку компрессоров и газотурбинных установок Siemens ценой приблизительно 130 млн евро.
«Фактически договор еще не аннулируют, но „Новатэк“, как объясняют собеседники „Ъ“, разъясняет надобность его окончания пересмотром промышленных планов по „Обскому СПГ“», — сообщают средства массовой информации. По имеющимся у него сведениям, предпосылкой отказа стали трудности с пуском четвертой полосы «Ямала СПГ», которая будет работать по российской технологии. Глава «Новатэка» Леонид Михельсон говорил, что четвертой полосы нужно поработать год-полтора, чтоб осознать её экономику. В итоге, сообщают СМИ, «Новатэк» изучает вариант технологии сжижения газа по лицензии германской Linde AG c установкой 8-ми турбин американской Baker Hughes LM9000. Он будет употребляться на «Арктик СПГ-2».
Замещение импортной продукции в ТЭК Рф развивается, но не чрезвычайно высочайшими темпами, считает специалист ГК «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
«В 2014 году, когда остро встал вопрос об импортозамещении, уровень зависимости от поставок оборудования и технологий из-за рубежа в ТЭК оценивался в шестьдесят процентов, в 2020 году это значение снизилось примерно до сорок три процента», — полагает специалист. Он показывает на то, что главные игроки делают упор на замещение импортной продукции, а правительство его провоцирует, предоставляя разные дотации проектам. «При всем этом всё ещё остаются, разумеется, слабенькие места, в которых уровень замещения импортной продукции пока не большой — работа с ТРИЗ, шельфовые проекты, горизонтальное бурение, различное ПО, и также создание СПГ», — полагает специалист ГК «ФИНАМ».
Ведущий специалист Фонда государственной энергобезопасности (ФНЭБ) и специалист Денежного института при кабинете министров Российской Федерации Игорь Юшков замечает, что главные трудности при импортозамещении появляются в разработках, которые связаны с СПГ и разработкой месторождений трудноизвлекаемой нефти. «И там и там пока настоящего решения для замещения зарубежного оборудования не было обнаружено», — полагает Игорь Юшков.
В случае с трудноизвлекаемой нефтью трудность заключается в том, что даже у зарубежных компаний нет готового решения, подчеркивает ведущий специалист ФНЭБ: «Организации из России делали СП с иноземцами с той целью, чтоб на базе западных технических наработок найти промышленную и выгодную технологию нефтедобычи из Баженовской свиты. Выходит, что сейчас организации из России занимаются разработкой этот технологии с нуля».
Одновременно по сжижению газа российские технологии еще нужно отработать, в то время как есть западные и компании не желают терять средства. «Точно рассказывать, что „Новатэк“ отказывается от внедрения „Арктического каскада“ на новых проектах СПГ пока нельзя. Трудности при применении новой технологии — это приемлимо. Но задержки — это утрата средств. Что здесь перевесит, сообщить трудно. Ведь при использовании зарубежных технологий и оборудования также есть трудности, связанные в главном с санкционными мерами», — полагает Игорь Юшков.
С тем, что компании оказались перед противным выбором, согласен и энергоэксперт Александр Собко. Он сообщает в Фэйсбук, что пик спроса на газ предсказывают на 2040 год.
«Однако для нашего государства задачка „вписаться“ в СПГ-гонку не обязана стать самоцелью. При монетизации газовых припасов необходимо получить и выгоду: налоговые платежи и мультипликационный эффект при использовании для производства российского оборудования», — сообщает специалист. Он думает, что в случае отказа «Новатэка» от российской технологии на «Обском СПГ» возможности масштабирования своих наработок для следующих проектов откладываются ещё далее. «Настоящего взаимодействия меж российскими газовыми компаниями в данной отрасли, чего ещё пару лет назад пробовало достигнуть Министерство энергетики, воплотить не получилось. Это приводит к развилке: пользоваться доведёнными „до разума“ своим технологиями и выстроить производства при самом хорошем варианте через 10 лет, а означает — упустить часть рынка, а то и получить опасности, которые связаны с тем, что фабрики не успеют окупиться. Либо же применять зарубежное оборудование со всеми явными минусами. Ясно, что на самом деле будет что-то среднее. Однако пока все намеченные проекты с большой вероятностью будут основываться на чужих разработках. „Якутский СПГ“ будет применять технологии американской Air Products. А „Балтийский СПГ“ выбирает меж предложениями Linde и Technip», — сообщает Александр Собко.
Энергоэксперт подчеркивает, что самим компаниям намного комфортней применять зарубежное оборудование, которое уже большое количество раз испытано. И пока разговор может вестись лишь о вероятном российском производстве части сопровождающего оборудования.