«Офшорный» арест олигарха Щукина
Куда выводит активы «угольного короля» Кемеровской области его английский зять Ильдар Узбеков?
В этом году в Кемерово должен вновь начата процесс по делу олигарха Александра Щукина, который обвиняется в вымогательстве контрольного пакета акций угольного разреза «Инской» ценой 1 миллиардов рублей. Вместе с олигархом, некогда считавшимся вторым человеком Кемеровской области после бывшего губернатора Амана Тулеева, на скамье обвиняемых оказались влиятельные кузбасские государственные служащие и сотрудники правоохранительных органов, в том числе бывшего главу областного Следственного комитета генерала Сергея Калинкина, выступавш?? устроителем уголовного преследования соперников угольного магната. Невзирая на то, что процесс продолжается с 2018 года, срок его завершения неизвестен: в прошедшем году судебные совещания не один раз переносились. Ни одно из заседаний, которые назначены в течение прошлого января, также не произошло. При этом, затягивание процесса играет на руку находящемуся под домашним арестом Щукину не лишь поэтому, что обвинительный вердикт безизбежно приведет его в места не настолько отдаленные, да и в связи с имеющейся у него возможностью принимать участие в выводе зарубеж средств, поступивших от реализации активов. Таковых, к примеру, как шахта «Полосухинская», в прошедшем году в официальном порядке сменившая обладателя. Сейчас собственностью олигарха управляет его зять Ильдар Узбеков, который проживает в Англии и являющийся непревзойденным спецом по выводу денег из Российской Федерации через целую сеть организаций, зарегистрированных в офшорах. Сведения об этом в свое время была озвучена в Высочайшем суде Лондона, став предпосылкой интернационального скандала.
В новый год со «старым» делом
В новый 2021-й год кемеровский бизнесмен Александр Щукин «пришел» со «старым» уголовным делом о вымогательстве акций угольного разреза «Инской». Подчеркнём, что его фигурантом предприниматель стал еще в 2016 году, так что осенью ему будет необходимо «отмечать» не самый приятный юбилей. Слушания в Центральном суде Кемерово начались в октябре 2018-го, вот лишь трудно сообщить, когда они закончатся.
Из официальной инфы на интернет-ресурсе суда получается, что все назначенные на январь совещания были отложены. Заметим, что такая же картина имела место и в прошедшем году: слушания не один раз переносились в связи с болезнями судьи, адвокатов либо по «иным основаниям». Может быть, в конечном итоге в деле случится новый нежданный поворот? А быть может, затягивание процесса играет на руку участникам по делу?
Демонстративно, что вместе со Щукиным на скамье обвиняемых находятся также бывшие имеющие влияние сотрудники правоохранительных органов и государственные служащие из команды бывшего губернатора Амана Тулеева: два его бывших заместителя Алексей Иванов и Александр Данильченко, бывший руководитель местного департамента органов управления Елена Троицкая, который был управляющий областного СК генерал-лейтенант Сергей Калинкин, его подчиненные Сергей Крюков и Артемий Шевелев, также Геннадий Вернигор, фигурирующий в деле как доверенное лицо Щукина.
В отношении 7 обвиняемых была выбрана ограничительная мера в виде домашнего задержания и лишь генерал Калинкин по судебному постановлению отправился в СИЗО. Сам сотрудник полиции тогда сообщил, что возбуждение уголовного дела соединено с переделом принадлежности в угольной сферы региона, основным объектом преследования является Щукин, а другие фигуранты привлечены для сотворения «видимости преступной организации».
При этом, бывший в то время губернатором Аман Тулеев воспринял обвинения в адрес собственных работников как «нелепые» и нацеленные на оказание давления на него лично. Фигурантов дела, как он сообщает, «хорошо подставили». Следствие, но, посчитало по другому. Ну и сама биография предпринимателя Щукина говорит о том, что если уж речь и идет о подставе, то подставил он, быстрее уж, сам себя.
Бизнесмен Щукин – «преступный повелитель» Кемеровской области?
Тут будет приемлимым напомнить о той роли, которую играл бизнесмен в жизни региона. «Александр Щукин фактически оказался вторым по значимости человеком в Кемеровской области – после несменяемого Тулеева. Ему, по различным догадкам, неофициально подчинялись и местная милиция, и налоговая служба, и судебные органы», – так пишет о Щукине издание «Наша Версия».
Наилучшим примером того, как тесноватым было «взаимодействие» официального и «теневого» глав Кемеровской области может служить передача предпринимателю 2-ух угольных шахт – «Грамотеинской» и «Тагарышской» – имевшая место в декабре 2013 года. До этого активы принадлежали английской компании «Lehram Capital Investments Ltd», но как отмечали средства массовой информации, смена владельца был инициирована администрацией господина Тулеева.
Вероятно, после чего угольный магнат вошел во вкус, а поддержка «сверху» совсем развязала ему руки, при этом доходило до неприкрытых рейдерских захватов. К примеру, в одной из публикаций «Новой газеты» рассказывалось о попытке олигарха в 2016 году установить контроль над шахтоуправлениями «Талдинское-Кыргайское» и «Талдинское-Южное». С этой целью было инициировано банкротство угледобывающих компаний, вот лишь в процессе тяжб в суде было установлено, что предъявленные Щукиным к оплате векселя в общей сумме свыше 1,5 миллиардов рублей оказались липовыми, так же, как и обосновывающие вексельные обязанности документы.
Тогда же, в 2016-м произошла звучная история с пропажей конкурсного управляющего шахты «Коксовая-2» Александра Лазаревича. Долгое время Лазаревич подвергался твердому моральному прессингу: от него добивались уйти с поста. Потом его сделали фигурантом уголовного дела о нелегальном предпринимательстве и расположили в ИВС. Как писал «Предприниматель», которые взяли на себя роль посредников в процессе ведения переговоров государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов и представители криминалитета, будто бы, «однозначно давали осознать, что действуют в интересах местного угольного олигарха Александра Щукина».
Однако отстранить Лазаревича не вышло. Касательно пропажи управляющего, то оно случилось скоро после открытия уголовного производства, который связан с разрезом «Инской» и задержанием предпринимателя и его соучастников. В средствах массовой информации озвучивалась информация, что управляющий готовился дать показания в отношении генерала Калинкина, которого называл зачинателем собственного уголовного преследования.
Этот поворот оказался очевидно невыгодно руководителю областного Следственного комитета и иным влиятельных фигурантам. В конечном итоге длительное время Лазаревич считался исчезнувшим бесследно и лишь в сентябре прошедшего года были подвергнуты аресту обвиняемый в убийстве управляющего житель Кемеровской области Сергей Дунин и выступавший его пособником Дмитрий Носов. При этом, само преступление сотрудники следственных органов не связывают с проф работой умершего: согласно озвученной версии со стороны Дунина имела место очевидная личная неприязнь.
Разрез «Инской» довел до «цугундера»
Заметим, что история с вымогательством акций «Инского» чрезвычайно припоминает ход ситуации вокруг шахты «Коксовая-2». Как докладывал «Форбс», поначалу в отношении предпринимателя Антона Цыганкова, обладателя контрольного пакета акций АО «Разрез «Инской», открыто уголовное производство о злоупотреблении возможностями, с причинением тяжелых последствий: согласно его вине персоналу шахты два месяца не выплачивали заработную плату. Дело было инициировано по распоряжению все такого же генерала Калинкина.
Задержанного выслали в изолятор, где его «посетили» заместитель губернатора Александр Данильченко с сотрудниками из областной администрации. Бизнесмену предложили выбор: отправиться за сетку либо подписать доверенность на отчуждение пятьдесят один процент акций ценой 1 миллиардов рублей. В чью пользу действовал дружный союз госслужащих и сотрудников правоохранительных органов, додуматься легко. Вот лишь как надо из публикации портала «Тайга. Инфо», с предложением взять разрез в управление к Щукину обратился лично региональный руководитель Тулеев, на что предприниматель, конечно же, ответил согласием, а заодно перечислил в противокризисный фонд Кемеровской области 100 миллионов рублей. Часть этих средств, согласно мнению уже экс-руководителя, направили на погашение заработной платы шахтерам.
Чем завершилась попытка «отжать» «Инской» отлично понятно. При этом, что в процессе расследования, вскрылся целый ряд любознательных событий. К примеру, факт взятки, приобретенной Калинкиным от Щукина «за покровительственные услуги» и представлявшей собой два джипа модели БМВ X5. Авто были дальновидно оформлены на неофициальную супругу генерала Надежду Гобрусеву и её мама.
В чем заключалось «покровительство» со стороны руководителя Следственного комитета додуматься нетрудно: в его задачи заходила организация уголовного преследования соперников олигарха. Вот лишь в конечном итоге вся вершина кемеровского «спрута» оказалась на скамье обвиняемых. А в апреле 2018 года ушел в отставку кемеровский глава региона Аман Тулеев, бессменно управляющий регионом с 1997 года и до последнего настаивавший на невиновности «второго человека» Кемеровской области.
Предприимчивый зять олигарха Щукина
Как воздействует на результат процесса утрата обвиняемыми поддержки в региональном руководстве – покажет время. Пока же в средствах массовой информации все почаще возникают публикации, из которых получается, что находящийся под домашним арестом Щукин расслабленно выводит из Российской Федерации активы с помощью собственного английского зятя Ильдара Узбекова, который получил право на управление собственностью олигарха. Выводить, заметим, есть что: по данным «Форбс», в 2016 году состояние предпринимателя оценивалось в 400 млн долларов.
Издание «Наша Версия» называет Ильдара «предприимчивым юным человеком из неплохой семьи»: его отец Фуад Узбеков являлся одним из руководителей организации «Газпром Экспорт». Сын,который имеет гражданство Англии, проживает в Европе на широкую ногу. Например, цена принадлежащего ему дома в Монако оценивается в 30 млн евро, дома в столице Великобритании – 15 миллионов. А также, дочь Щукина Елена открыла в британской столице сходу две картинных галереи в районах Mayfair и Knightsbridge.
Подчеркнём, что в прошедшем году появились сведения о продаже 1-го из основных активов находящегося под домашним арестом предпринимателя – АО «Шахта «Полосухинская», официальным обладателем которой являлся кипрский офшор «Bryankee Holdings Ltd». Новым владельцем шахты стало никому не популярное ООО «Русугольхолдинг», генеральным директором и единственным основателем которого выступала Кристина Пантелеимонова.
Но скоро у компании-клиента поменялся обладатель и место госпожи Пантелеимоновой заняла снова же кипрская «Стиракиа Холдингз Лимитед». Озвучивались догадки, что за офшором может стоять никто другой, как Ильдар Узбеков, но скоро было установлено: его выгодоприобретателями являются один из собственников холдинговой компании «Адамант» Владимир Голубев и личный финансист Мурад Бургуев, до этого не испытывавшие интереса к угольной индустрии.
Сделка стала доказательством того, что в ожидании вердикта Александр Щукин не посиживает складя руки, а занимается распродажей собственности. При всем этом сам он до этого говорил, что «отовсюду вышел», издавна ничем не управляет и является обычным пенсионером с пенсией в 16 тысяч рублей.
«Полосухинскую» Щукин держал у себя до последнего. Это был реальный темный алмаз в короне новокузнецкого бизнесмена. Пару лет назад на «Полосухинской» побывал даже сам Владимир Путин, которого Щукин лично водил по АБК шахты и знакомил с наилучшими своими работниками», – откомментировал сделку портал «Бузотер-медиа».
Английский «прокол» Ильдара Узбекова
Из публикаций в средства массовой информации сам собой навязывается вывод: Ильдар Узбеков является реальным мастером по работе с офшорными структурами, также перемещению семейных капиталов в Англию через Кипр. По самым умеренным подсчетам, при помощи одной лишь кипрской правовой компании «Costas Tsielepis & Co Ltd.», из Российской Федерации было выведено более 500 млн евро. В итоге, стают понятны источники приобретения семейством господина Узбекова европейской недвижимого имущества.
Вот лишь далековато не постоянно обстоятельства складываются так гладко, как хотелось бы Щукину и его предприимчивому мужу дочери. Один из проколов сделал их участниками скандала интернационального масштаба, по итогам которого стали известны факты уклонения предпринимателей от уплаты налоговых платежей и вывода денег на зарубежные счета.
Речь о звучном судебном разбирательстве меж Ильдаром Узбековым и его бывшим деловым партнером англичанином Эдрианом Берфордом, которому зять российского олигарха в 2012 году дал поручение создание «домашнего кабинета» «Fern», созданного для поиска многообещающих направлений инвестирования.
В конечном итоге британец оказался тоже не лыком шит и обыденно увел у собственных доверителей 10 млн фунтов, а потом… признали нулем! Обманутый Узбеков ринулся находить правду в Высочайшем суде Лондона. Решение, конечно, было вынесено в его пользу, вот лишь в процессе заседаний суда Берфорд без колебаний обнародовал далековато идущие планы угольного магната.
«Ответчик повсевременно отмечал, что семья Щукиных было намерено вывести из Российской Федерации весь собственный капитал, чтоб сделать проживание в Англии больше удобным», – докладывало агентство «Росбалт».
Из слов Берфорда следовало, что на протяжении 5-х лет под управление «Fern» было намечено передать кругленькую сумму в 1 миллиардов евро. А также, ответчик сообщил, что ему понятно, по меньшей мере, о 150 млн евро, которые находится на счетах, которые контролируются Щукиным, кипрских офшорных зон, назвав и сами компании. К примеру, источником средств для «домашнего кабинета» Узбекова стали счета офшорной «Upminister Trading Limited». Была упомянута в процессе процесса и «Bryankee Holdings Limited», которая являлась официальным обладателем шахты «Полосухинская» до её прошлогодней реализации.
Так что пока кузбасский магнат, который называет себя отошедшим от дел «пенсионером», посиживает под домашним арестом, его деньги «утекают» зарубеж. И каждое отложенное судебное совещание лишь играет на руку дружному тандему родных – Щукину и Узбекову. Вероятно, в их интересах затягивать процесс как можно подольше, пока все российские активы олигарха не будут переведены «за кордон»?