Аналитика

«Ошибка» Вагаршака Арутюняна: как трасса из Армении стала «ловушкой» для Ирана

«В Сюнике ни метра территории Армении не будет уступлено Азербайджану», «21-ый км дороги Горис — Давид Бек будут держать под контролем российские военнослужащие погранвойск», «Соглашения с Российской Федерацией и Азербайджаном разрешают рассказывать, что безопасность обеспечена», «Армянские военнослужащие погранвойск будут стоять на территории Армении и зрительно держать под контролем магистраль, обеспечивая 2-ой уровень безопасности». Это выдержки со слов изданию «Зинуж» Вагаршака Арутюняна, которое он отдал 20 декабря 2020 года являясь главой Минобороны Армении.

Пройдет приблизительно девять месяцев, и азербайджанская сторона установит на участке этой дороги Гориса пропускной пункт, превратив его в мигрень (по большому счёту) для Ирана. Подчеркнём, что в настоящее время азербайджанская сторона инспектирует документы у иранских водителей большегрузов, вынуждая их платить дорожный налог, а время от времени и арестовывая их.

Глава правительства Армении Никол Пашинян о этой ситуации позже заявит, что мол жители Армении должны уяснить: «пункты, которые стали неувязкой, находятся не на территории Республики Армения либо Русской Социалистической Республики Армения, а вне этой территории, которую Армения де-юре приняла законом „Об административно-территориальном делении“ от 2010 года».

Вышло несколько корявое разъяснение премьера, ведь понятно, что меж Арменией и Азербайджаном ещё не начался процесс делимитации и демаркации границы, но почему-либо этот участок дороги перешёл уже под контроль азербайджанской стороны

Так о какой договорённости сторон говорил Вагаршак Арутюнян, которая будто бы обязана была сделать доп гарантии безопасности? Не так давно ТК Apricotnews предал гласности копию 1-го Меморандума «Об организации безопасности движения людей, тс и грузов по магистралям Горис-Давид-Бэк и Капан-Чакатен», бывш?? подписана Арменией, Российской Федерацией и Азербайджаном в декабре 2020 года. И, вероятно, Вагаршак Арутюнян говорил о данной договорённости (меморандуме), которую он лично подписал в столице России после встречи (17 декабря 2020 года) с главой Минобороны Рф С.К.Шойгу.

Откуда такая уверенность? Суть в том, что Вагаршак Арутюнян на самом деле цитировал в указанном ранее интервью «Зинуж» некоторые пункты этого контракта (снимок экрана документа прилагаем). Как заявляется, всё по-добросовестному. Однако! При всем этом Вагаршак Арутюнян укрыл (либо не договорил) ещё один пункт контракта. А именно, пункт 5-ый, который говорит последующее, что, во-1-х, «азербайджанская сторона гарантирует неопасное движение людей, тс и грузов Армении», во-2-х, «реализует своё право на внедрение этого участка дороги».

«Ошибка» Вагаршака Арутюняна: как трасса из Армении стала «ловушкой» для Ирана

Другими словами, каких-то претензий ни Армения, ни Российская Федерация, которая осуществляет контроль этого участка дороги, предъявить «третьей стороне» не смогут, так-как Азербайджан пропускает «всё армянское», а что до иранского, то в данном случае «реализует своё право». Выходит, что практически боль в голове для Ирана была организована с лёгкой руки экс-главу Минобороны Армении Вагаршака Арутюняна.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Молодежь уверена, что осознает, какие трудности ей будет необходимо решать

Ясно и то, что Вагаршак Арутюнян без ведома работающих властей не мог подписать этот документ. Однако снова-таки у него был выбор: уволиться. Однако бы поэтому, что в своё время он в узеньком кругу заявил приблизительно последующее, что типа «лично пристрелит хоть какого, кто позарится на Сюник». Так почему он не сделал «суицид»?

Что все-таки принудило Вагаршака Арутюняна пойти на сей зазорный шаг? На шаг, который может закрыть «окно» на Кавказ для Ирана (со всеми вытекающими отсюда результатами, о которых не писал разве что ленивый) в прямом, но не переносном смысле слова?

На шаг, которым сейчас Азербайджан шантажирует Армению?

Можно, естественно, все сваливать на Российскую Федерацию, которая выступает в данном договоре одной из сторон. В данном контексте напомню слова первого президента Армении Левона Тер-Петросяна: «Я уверен, Российская Федерация очень откровенно гласит Пашиняну то, что хочет делать тут, в Армении, Нагорном Карабахе (Арцахе), регионе. Однако Пашинян даже не осознает, что ему говорят российские».

Может этого не сообразил (либо не возжелал осознать) и Вагаршак Арутюнян?

А что сейчас? Оппозиция молчит в тряпочку о данной договорённости, Иран настроен враждебно и не намерена следить, как ему выкручивают руки, так как эта дорога имеет для ИРИ стратегическое значение. Касательно «виновника торжественные мероприятия» Вагаршака Арутюняна, то он будет говорить что исходил из государственных интересов, необходимо было успокоить положение дел начинать мирное совместное существование… а читать документы, которые подписываешь?

Ну, и в конце концов о магистрале преткновения. Иран готов посодействовать в вопросе строительства новой, другой дороги ИРИ-Армения. Про это заявил прибывший в Армению замминистра дорог и градостроительства Ирана Хейролла Хадеми. А на прошедшей неделе заместитель премьер-министра Сурен Папикян принял главы посольства Ирана в Армении и сообщил, что стройку других дорог является одним из ценностей кабинета министров Армении.

Как он сообщил, стройку дороги Татев-Капан запланировано окончить до конца ноября. На этот момент строится участок дороги Татев-Агван.

Автор этих строк желал бы на этой жизнеутверждающей нотке окончить эту статью, но, к несчастью, далековато не всё так совершенно точно. Кто был в тех краях, знаком с рельефом и иными чертами Сюника, тот меня усвоит. Однако это уже совершенно иная история, подождем, тем паче, что до конца ноября осталось ожидать недолго.

Марк Адонц (Капан, Армения)

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»