Аналитика

Партийное стройку в Республики Белоруссия — трансформация под контролем страны

Партийное стройку в Республики Белоруссия — трансформация под контролем страны

В протяжении последних двадцати лет партийная система Республики Белоруссия находилась в замороженном состоянии. В государстве не появлялись, да и не исчезали политические организации, а их соц база оставалась очень низкой. Вместе тем белорусские власти не один раз ставили впереди себя цель поменять положение дел, создав новые условия для партийного строительства, но под полным контролем страны.

В текущее время эта тема опять стала животрепещущей, в связи с тем, что действия 2020 года совсем уверили официальный Минск в том, что существенная доля политических и некоммерческих объединений несут внутри себя не только опасность муниципальному строю, да и впрямую соединены с радикалами, а время от времени и с боевиками террористической группировки. Конкретно потому сейчас в Республики Белоруссия изучается сценарий полного переформатирования не только партийной системы, да и всего гражданской общественности.

Принято думать, что начало формирования политических партий в Республики Белоруссия соединено с возникновением и становлением в 1986—1987 годах разного рода дискуссионных клубов и неофициальных компаний, на базе которых в 1989 году в Вильнюсе возник Белорусский народный фронт (БНФ) за перестройку «Адраджэньне» («Возрождение» — с бел.), который стал потом центром местных националистов. Такие процессы происходили и в остальных республиках Советский Союз, но в Республики Белоруссия они имели свои индивидуальности. К примеру, большой валютный поток в республику из-за границы, рост воздействия западных ценностей и эталонов политической жизни, также тесноватая схожая связь обитателей западного и центрального регионов республики с Польшей.

Официальным началом становления многопартийности Республики Белоруссия можно считать регистрацию 19 марта 1991 года Объединенной демократической партии Беларуси (ОДПБ). Провал мятежа в августе 1991 поставил крест на Коммунистической партии Республики Белоруссия, но уже в мае 1992 года была зарегистрирована Партия коммунистов Республики Белоруссия (ПКБ). В предстоящем процесс сотворения новых политических компаний в государстве принял массовый характер. Если в 1991 году насчитывалось всего 5 зарегистрированных партий, то в 1994-м — уже 16, а к началу 1995 года — 34 некоммерческие объединения политического характера. Закон «О политических партиях», который сформировал главные принципы партийной системы Республики Белоруссия, был принят только в 1994 году и являлся достаточно либеральным. А именно, малое число членов, нужное для регистрации партии, было установлено на уровне 500 человек, что дало возможность всем зарегистрированным до этого компаниям удачно пройти перерегистрацию.

После изменения Конституции в 1996 году и трансформации политической системы в Республики Белоруссия началась интенсивная преобразование всех политических объединений. Потому что некоторые партии считались только на бумаге, не имели в числе жителей суровой соцпомощи, организационных структур на местах и не вели никакой работы, часть их закончила существование. В прошедшее ушли Гуманитарная партия, «Белорусский научно-промышленный конгресс», Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей пива и др. На начало 1998 года в республике была зарегистрирована 41 политическая партия. Для них суровым испытанием стал Декрет главу Республики Белоруссия от 26 января 1999 года «О некоторых мерах по упорядочению работе политических партий, проф союзов и некоммерческих организаций». По нему увеличивалось малое число членов партии, нужное для регистрации, — с 500 до 1 000 от большей части областей республики и Минска. В итоге из всех существовавших на момент издания декрета партий перерегистрацию сумели пройти только 17. В 2007 году Верховный суд государства решил об устранении Белорусской экологической партии зеленых (БЭЗ) и Белорусской партии дам «Надзея», что стало окончанием формирования партийной системы республики, которая остался этот до сегодняшнего времени.

Индивидуальностью современной партийной системы Республики Белоруссия является её только формальная многопартийность, в связи с тем, что после 1996 года большая часть оппозиционных партий довольно длительное время игнорировали голосование за кандидатов в госструктуры управления как на местном, так и на республиканском уровнях. На самом деле, партийную систему Республики Белоруссия можно представить в качестве биполярной, в рамках которой есть две противодействующие друг дружке силы, разбитые не на базе их программных установок и политических мыслях, а отталкиваясь от принципа принятия либо отрицания имеющегося в государстве политического режима. Отталкиваясь от этого осознания, все 15 политических партий можно условно поделить на оказывающие поддержку политике президента и тех, кто выступает против.

К первому блоку относятся Земельная партия, Белорусская общественно-спортивная партия, Коммунистическая партия Республики Белоруссия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия, Социал-демократическая партия народного согласия и Либерально-демократическая партия. Ко второму — Партия БНФ, Консервативно-христианская партия — БНФ, Белорусская социал-демократическая партия («Громадина»), партия «Белорусская социал-демократическая громадина» и Белорусская партия объединенных левых «Честный мир» (переименованная в 2009-м Партия коммунистов белорусская).

Одновременно все 15 партий, часть уполномоченных лиц которых даже являются парламентариями Государственного собрания Республики Белоруссия, фактически не имеют в государстве настоящих рычагов для решения вопросов муниципального масштаба, также владеют слабенькой вещественно-техно базой. А также, у них отсутствуют суровые свои сми, которые влияют на формирование мнения населения, а их программные документы в ряде всевозможных случаев не содержат ясной идеи политического и развития экономики и социального сектора, характеризуются расплывчатостью и неизвестностью представлений о будущем обществе, также не отвечают современной действительности. Все это стало предпосылкой того, что соц база у всех политических компаний, не зависимо от их отношения в руководству, в Республики Белоруссия очень низкая.

Сложившаяся положение дел долгие и длительные годы устраивала и белорусские власти, которые не опираются на политические партии в своей работе, и сами политические организации. Так называемые оппозиционные партии долгие и длительные годы паразитировали на теме борьбы с режимом Александра Лукашенко, а их лидеры занимались политическим туризмом и не были готовы взять власть. При этом, провластные организации не торопились к увеличению собственной значимости, не видя в данном никакой надобности. Положение дел начала изменяться только после провала попытки захвата государственной власти в Республики Белоруссия в 2020 году, когда за вопрос решил взяться лично Лукашенко.

Белорусский лидер до этого не один раз говорил, что партии должны «спеть» снизу, «выкристаллизовываться» из народа, интересы которого они и должны защищать. При всем этом сам Лукашенко не намеревался организовывать в государстве никакой пропрезидентской партии, о чем в Республики Белоруссия начали говорить еще в 2017 году, подразумевая процесс трансформации некоммерческого объединения «Белая Русь». Но после событий 2020 года, когда часть оппозиционных в руководству партий оказалась впрямую замешана в протестных мероприятиях и попытках подорвать положение дел в государстве, позиция главу Республики Белоруссия резко поменялась. Отныне белорусский лидер отдал задание начать очистку всех имеющихся в республике публичных и политических компаний, что привело к окончанию существования фактически всех прозападных НКО и НГО.

Вопрос о необходимости изменения партийной системы был поднят в 2021 году. Тогда, подводя результаты VI Всебелорусского народного собрания (ВНС), Лукашенко дал поручение в течение первых шести месяцев провести перерегистрацию партий, дополнив, что «партиям сейчас не время предоставлять возможность избираться в парламент по партийным перечням, ведь большая часть политических компаний в государстве есть практически только на бумаге». А также, белорусский лидер опять отметил, что неприемлимо, чтоб спекуляции на партийной базе «содействовали искусственному разделению белорусского общества и уж тем паче — утрате государственности».

«Партийное стройку не должно, как это вышло у некоторых наших соседей, привести к возникновению карманных партий нескольких крупных бизнесменов, проталкивающ?? свои интересы. Этого в Республики Белоруссия быть не должно, и я чрезвычайно рассчитываю, что не будет», — подчеркнул он, поручив создать новые законы в такой сфере.

За прошедшее с апреля 2021 года время в Республики Белоруссия перерегистрация политических партий так и не была проведена, но государственные служащие смогли представить Лукашенко свое видение новой партийной системы государства. Конкретно об этом велся разговор на следующем заседании у главу Республики Белоруссия 30 августа, на которое были вынесены два проекта закона: «О гражданской общественности» и «Об изменении законов по вопросам работе политических партий и остальных некоммерческих организаций».

По результатам заседания стало разумеется, что позиция белорусского лидера по партийному строительству в государстве не поменялась. Согласно его убеждению, все необходимо делать поступательно, в особенности в сегодняшнее сложное время, чтоб не разобщить народ. Он дополнительно заявил, что в государстве складывается «уже не однопартийная, а больше непростая конфигурация сотрудничества страны и гражданской общественности». Потому и все политические партии, которые будут действовать в Республики Белоруссия, должны держаться курса, который был принят Всебелорусским народным собранием, которое сейчас считается основным инвентарем народовластия. Ко всем политическим партиям как на момент регистрации, так и в предстоящем сейчас будут предъявлять определенные требования, основным из которых являются конструктивные партнерские отношения с властью.

«Потому подступать к данному вопросу нужно взвешенно, стимулируя полезную государству деятельность партий и выстраивая твердый заслон тем из них, которые будут нацелены на вредительство. Благо, мы уже всех знаем, даже поименно», — сказал Лукашенко и также сообщил, что центральной задачей является «сформировать прочные партии, которые не имеют противоречий по основополагающим принципам развития государства, которые способны предложить многообещающие проекты развития экономики и социального сектора, а основное — принять активное участие в их реализации».

Слова Лукашенко позднее попробовал прояснить глава его администрации Игорь Сергеенко, по заявлению которого, речь сейчас идет не только о партийной системе, да и обо всей структуре гражданской общественности. При этом под последним в государстве желают осознавать «всех повсевременно живущих в Республики Белоруссия и входящих в разные негосударственные структуры, образующ?? систему самостоятельных публичных институтов и отношений». Любопытно то, что к работе в ВНС запланировано завлекать членов тех субъектов гражданской общественности, которые «зарегистрированы и имеют областную и минскую городскую структуры, являются республиканскими некоммерческими организациями с количеством более 100 тыс. людей, объединяют более половины зарегистрированных в государстве проф союзов».

На август этого года этим аспектам соответствовали только Федерация профкомов Республики Белоруссия, «Белая Русь», Белорусский республиканский альянс молодежи (БРСМ), Белорусский альянс дам и объединение ветеранов. В итоге, остатки прозападной оппозиции, которая постоянно и считала себя главной гражданской общественности в Республики Белоруссия, оказываются всецело отрезанными от политический жизни государства, как об этом до этого и говорили белорусские власти. Кроме того, их политические организации, вероятно, в ближайшее время не только лишатся законного статуса, да и лидеров. К примеру, в июле был арестован глава Объединенной гражданской партии Николай Козлов, а лидер БНФ Григорий Костусев на данный момент проходит обвиняемым по расследованию о попытке захвата государственной власти и ему угрожает двенадцать лет заключения.

При этом стоит отметить, что процесс трансформации партийной системы Республики Белоруссия располагается сейчас только на исходном шаге. Перед белорусскими руководством стоит сложная задачка показать обществу надобность существования в государстве политических партий, параллельно встраивая их в работу муниципальных органов управления. Как длительным будет этот процесс и чем он закончится, сейчас говорить трудно.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»