Вопрос выхода Армении из Организации Контракта о коллективной безопасности не исключëн из повестки, сообщил сейчас, 22 мая, глава правительства Никол Пашинян на встрече с журналистами в Ереване.
Армения де-юре выйдет из ОДКБ, если понимает, что организация «уехала заграницу в плане реализации собственных обязанностей». Подобное решение быть может принято и в этом случае, если статус члена ОДКБ будет мешать дискуссии с иными государствами вопросов безопасности закавказской республики. Как он сообщил, конкретно участие в ОДКБ до этого становилось помехой для Еревана обсуждать вопросы закупки вооружений и армейской техники в третьих государствах.
«Нам говорили: вы член ОДКБ, что с вами обсуждать?», — сообщил руководитель кабинета министров.
До этого в данном месяце секретарь Совета безопасности Армен Григорян озвучил очередные претензии армянской стороны в адрес ОДКБ, а дополнительно заявил, что Ереван не получает заказанное у города Москва оружие. Влиятельный армянский государственный служащий при всем этом подтвердил, что управление республики обсуждало вопрос о вероятном выходе из местной системы коллективной безопасности.
Совет коллективной безопасности ОДКБ 13 сентября 2022 года решил навести в Армению цель под руководством генеральным секретарем организации для оценки обстановки на армяно-азербайджанской границе и подготовки отчета руководителям стран после вооружëнной усиления в регионе. Задачей миссии ставилась выработка предложений по прекращении эскалации. Армения обратилась в ОДКБ за помощью по 4-й статье Устава организации, в соответствии с которой злость в отношении 1-го страны — члена блока считается злостью в отношении всех его членов.
Но по результатам ноябрьского встречи ОДКБ в Ереване не получилось подписать два документа — декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ и решение о солидарных мерах по оказанию поддержки Армении (после масштабной усиления 13—14 сентября на границе с Азербайджаном) — из-за позиции армянской стороны. Оба документа были высланы на доработку. Никол Пашинян в этот же день, 23 ноября, объяснил собственный отказ подписать эти документы.