В беседе EADaily врач финансовых наук, доктор Татул Манасерян рассуждает о геоэкономической положения дел в Закавказье, возможностях финансового сотрудничества меж государствами региона, также армяно-российских отношениях.
— Сейчас много дискуссий ведётся про то, что управление Армении ведёт курс «дистанцирования» от Российской Федерации. Как в принципе оправдана такая оценка, беря во внимание больше чем тесноватые, если не сообщить встроенные, отношения меж Ереваном и Москвой в экономике?
— Ни в теории, ни тем паче на практике это нереально. Этот посыл в собственной сущности нелогичен. Тем, кто ведёт так именуемую политику дистанцирования от Российской Федерации и пробует осуществить пересмотр внешнеполитический вектор нашего государства, необходимо задать один определенный вопрос: а имеется ли альтернатива для Армении сегодняшнему стратегическому союзу с Российской Федерацией? Совершенно точно и разумеется, что сейчас ни одна государство ни в одной сфере не может для Армении поменять Российскую Федерацию.
Притом финансовая и военно-политическая составляющие армяно-российских отношений неотделимы между собой. Ведь непременно: если б у города Москва не было бы политических интересов в Армении, она не стала бы главным инвестором в нашу экономику и не занимала бы монопольные позиции в разных, также и стратегических, отраслях армянской экономики.
— Азербайджанские и турецкие специалисты заявляют, что после разблокировки коммуникаций в регионе Армения будет иметь возможность финансового сотрудничества с Азербайджаном и Турцией. А именно, что касается открытия границ с Турцией. И что это пойдёт только на пользу армянской экономике. Согласны ли вы с схожими прогнозами?
— Во-1-х, необходимо учесть то событие, что c разблокировкой коммуникаций Турция и Азербайджан попробуют продвигать свои общие международные и финансовые цели и интересы. Во-2-х, это собственного рода демонстрация наружным игрокам собственной толерантности: будто бы у них нет вопросов с соседями, даже с теми, с которыми есть конфликтные отношения.
А вот Армении необходимо быть очень внимательной: какие серьёзные финансовые опасности есть от разблокировки транспортных путей в регионе? Разумеется, что при схожем развитии событий ожидается неизбежная финансовая экспансия, сначала с турецкой стороны, в связи с тем, что у Турции и Армении совсем неравные условия для финансового сотрудничества и армянский рынок, на самом деле, будет всецело открыт перед продукцией примыкающей государства.
Можно ждать, что из-за относительно дешёвых турецких продуктов отечественное создание будет сокращено, а некоторые сферы производства — и совсем вытеснены с внутреннего рынка. Потому следует отлично подумать, какие конкурентноспособные достоинства есть у Армении и сумеет ли она применять их, когда раскроются коммуникации.
Если армяно-турецкие отношения в экономической сфере будут производиться за счёт местного производства, сокращения рабочих мест, роста безработицы, обострения соц вопросов, то разумеется, что Армения, мягко говоря, не готова к разблокированию границы. К слову, Министерство экономики государства до настоящего времени не обнародовало надлежащие расчёты и оценки. По крайней мере, мне они неопознаны.
Так что, думаю, армянскому управлению нужно кропотливо просчитать все плюсы и в особенности минусы и только позже соглашаться на открытие местных транспортных коммуникаций Азербайджан — Армения — Турция. При другом варианте в глобальном плане быть может поставлено под колебание само существование независимой финансовой системы нашего государства.
— Однако реально ли в принципе в критериях отсутствия местной стабильности и открытого политического общения воплощение в Закавказье транспортных проектов, которые соединяют Север с Югом и Запад с Востоком? Притом, как разумеется, мировые и местные игроки имеют разные интересы в регионе…
— Да, это может быть и, я бы даже сообщил, очень реально. Ведь сейчас ни одна из государств Закавказья всецело не обеспечивает свою транспортную безопасность. При всем этом как международные, так и геоэкономические развития диктуют схожую надобность.
Для примера напомню действия середины 10-х годов, когда непосредственно стоял вопрос разблокировки Абхазской стальной дороги, в поддержку чего первоначально выступали и власти Грузии (лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили. — Ред.). Это говорит о том, что, даже являясь международными противниками, Москва и Тбилиси в рациональном плане понимали надобность общих геоэкономических задач. Однако данный проект до настоящего времени не осуществлён, все же, скорее всего, он и на данный момент очень животрепещущ.
Сейчас без развития транспортных коммуникаций в принципе нереально говорить о взаимодействии меж странами региона. Понятно, что Армения имеет стратегические отношения с Российской Федерацией, Азербайджан — с Турцией, а Грузия — с Соединенными Штатами. И полностью естественно, что у города Москва, Анкары и Вашингтона различные представления относительно логики местного развития. Кроме того, по почти всем вопросам у них обратные подходы и задачи. В данной ситуации, если б Ереван, Баку и Тбилиси сами, без прямого наружного воздействия и вовлечения международных центров, сумели бы без помощи других и вместе решать общекавказские трудности, в том числе, что касается экономики, то стало бы вероятным разговаривать о нахождении точек соприкосновения.
— После прекращения военных действий в Арцахе (Нагорный Карабах) в 2020 году почти все специалисты и специалисты предсказывали, что в Закавказье, в том числе меж Арменией и Азербайджаном, начнётся процесс устойчивого финансового взаимодействия. Приметны ли такие тенденции на сей день?
— Легковерно считать, что после 44-дневной войны Армения, Грузия и Азербайджан в наиблежайшей перспективе придут к общему знаменателю относительно финансового взаимодействия. Это длиннющий и нелёгкий процесс. Вспомним историю образования Евросоюза, которая продолжалась не одно десятилетие. После завершения 2-ой мировой войны государства Европы прошли длинный путь к интеграции. В 1957 году было объявлено о начале сотворения Союза — было учреждено Европейское финансовое общество. Причём разговор велся о поэтапных шагах. Поначалу была организована зона вольной торговли, потом — таможенный альянс, общий рынок — и завершающий шаг, в 1992 году, — Евросоюз, который, на самом деле, стал политико-финансовым объединением Европы. В принципе, по схожему пути идёт сейчас и ЕАЭС (ЕАЭС), в который входят 5 государств — республик бывшего СССР.
Думаю, что все три страны Закавказья должны вместе сосредоточить внимание на противодействии общим угрозам и вызовам. Речь сначала идёт об финансовой безопасности. Отмечу также продуктовую, финансовую безопасность, демографические трудности и т. д. Приведу увлекательный факт: в разных межгосударственных рейтингах по этим характеристикам Армения, Грузия и Азербайджан занимают очень близкие между собой позиции.
Считаю, что настало время, чтоб Ереван, Баку и Тбилиси на муниципальном уровне начали обсуждение общих для них и всего региона животрепещущих и актуально принципиальных финансовых вопросов.