Аналитика

Поставят ли санкционные меры США под вопрос взаимодействие Республики Белоруссия и Рф?

Республика Беларусь и Российская Федерация прошедшие десятки лет проживают под неизменным запретительным давлением со стороны Евросоюза и США. Для города Москва новый шаг противоборства со западными государствами последовал после событий на Украине 2013−2014 годов и вхождения Республики Крым в состав Россия. Для Республики Белоруссия же, для которой санкционные меры являются нормой с момента избрания на должность руководителя страны Александра Лукашенко, которые определяют стали выборы президента, прошедшие 9 августа 2020 года. При этом, вплоть до недавнего времени, вводимые ограничения со стороны Брюсселя либо Вашингтона, фактически не тревожили официальный Минск, в связи с тем, что впрямую не затрагивали главную ветвь белорусской экономики — нефтехимическое создание.

Понятно, что США еще во время 2006 — 2008 годов поэтапно вводили санкционные меры в отношении белорусских нефтехимических компаний. Предпосылкой стали прошедшие в 2006 году очередные выборы президента, на которых, как и в 2020 году, одолел Лукашенко. Тогда Вашингтон обвинил официальный Минск в нарушении прав и свобод человека, подделки результатов голосования и карательных мерах в отношении политических соперников белорусского лидера. Финансовые санкционные меры задели 9 компаний Республики Белоруссия: Новополоцкого НПЗ «Нафтан», альянса «Белнефтехим» и его консульства «Белнефтехим США», Белорусского нефтяного торгового дома, «Белшины», «Гродно Азота», «Гродно Химволокно», «Лакокраски» и «Полоцк Стекловолокно». Тогда все консульства «Белнефтехима» в ФРГ, Украине, Латвии, Рф и КНР, также американское дочернее отделение альянса были внесены в перечень так именуемых «блокированных» лиц и институтов, счета которых должны быть заморожены. А также, гражданам и компаниям США было запрещено заключать сделки либо вести дела с обозначенными отделениями альянса. Как проявили последующие действия, официальный Минск не направил значительного внимания на ограничения, однако в протяжении следующих лет и пробовал их опротестовать.

Захват государственной власти на Украине 2014 года и определенные сложности в белорусско-российских отношениях привели к изменению позиции Вашингтона к белорусским в руководству. В течении нескольких лет США и Республика Беларусь сделали ряд шагов навстречу друг дружке, что стало основой для заморозки введённых до этого санкционных мер. А именно, с октября 2015 года был наложен мораторий на обозначенные выше ограничения в отношении альянса «Белнефтехим» и компаний, которые входят в его состав, который в следующем продлевался раз в год. Это дало возможность белорусскому изготовителю опять развернуть бурную деятельность за океаном. Действия начала 2020 года и совсем стали прорывом в белорусско-американском взаимодействии. На волне еще одного нефтяного кризиса, который связан с отсутствием в первые три месяца поставок российского сырья на белорусские НПЗ, Минск согласился приобретать нефть в США. В июне в литовский порт Клайпеда прибыла 1-ая партия американского сырья, после этого глава министерства зарубежных дел Республики Белоруссия Владимир Макей сообщил, что поставка нефти из Соединенных Штатов Америки в республику — это не разовый шаг, а длительная программа. 2-ой судно прибыл как раза в день голосования за выборах президента 9 августа, после этого поставки закончились. США не признали результаты волеизъявления, назвали Лукашенко неправомочным руководителем страны и дали обещание ввести против официального Минска новые санкционные меры. При этом, в отличие от Европейского Союза, который в протяжении следующих месяцев ввел три пакета ограничений, санкционные меры США задели только нескольких белорусских госслужащих, что опять не вызвало никакой особенной реакции в Минске, в связи с тем, что они не затрагивали финансовое взаимодействие 2-ух государств. Нехорошие действия для Республики Белоруссия стали развиваться только в апреле этого года.

19 апреля Министерство финансов США по предложению Государственного департамента отменил мораторий на санкционные меры в отношении 9 нефтехимических компаний Республики Белоруссия, истекавш?? 26 апреля. Официальным причиной снова стало осложнение ситуации с гражданскими правами в республике и наличие в государстве больше 300 политических заключенных. При всем этом американские власти утверждали, что белорусское управление может недопустить новых санкционных мер, если высвободят врагов Лукашенко, но в Минске оставили без внимания это требование. В конечном итоге, Вашингтон поменял действующую генеральную лицензию 2G на 2H, в соответствии с которой партнёрам всех из подпадающих под санкционные меры 9 компаний советуется окончить все операции с ними в течение 45 дней. По истечении этого периода, с 3 июня 2021 года, санкционные меры будут восстановлены. В «Белнефтехиме» сообщили, что решение Соединенных Штатов по восстановлению санкционных мер является «необоснованным и бесперспективным» и полностью могли и далее байкотировать американские ограничения, если б не следующие действия.

Стало разумеется, что, как и в случае с российским проектом «Nord Stream 2», запретные ограничения Соединенных Штатов могут суровым образом стукнуть не лишь по белорусским компаниям, да и по их партнерам, утрата которых для Республики Белоруссия очень нежелательна. Невзирая на то, что в консульстве ЕС в Минске сделали вывод, что возобновленные ограничения США в отношении «Белнефтехима» не являются обязательными для контрагентов организаций из Белоруссии в Европейском Союзе, в Республики Белоруссия уже озадачились вопросом предстоящей работы с ними. А именно, «Гродно Азот» расположил объявления о проведении конкурсов по закупке транспортно-экспедиционных услуг, где была прописана «возможность не указывать ОАО „Гродно Азот“ в качестве стороны коносамента» (коносамент — документ, нужный при оформлении перевозки грузов, в каком указываются свойства груза, грузоотправитель, пункты погрузки и разгрузки). При этом, этот шаг белорусского компании не является кое-чем необыкновенным, а такие требования в конкурсных документах компании были и в прошлые годы. Но в сегодняшней ситуации сегодняшние деяния «Гродно Азота» практически стали обязательными для продолжения торговли с западными партнерами, в связи с тем, что запретные ограничения Соединенных Штатов могут напугать почти всех белорусских партнеров.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Везде клин: почему Зеленский и без отстранения от должности не досидит до конца срока

Вопрос про то, каким образом обходить запретные ограничения Соединенных Штатов на западном направлении, для Минска сейчас оказался не самым основным. Государство уже издавна приспособилась жить в критериях ограничений и полностью способна найти пути для их преодоления. В апреле месяце перед белорусскими руководством появилась куда больше серьёзная трудность. 27 апреля появились сведения про то, что российские нефтедобывающие организации могут остановить поставки на Новополоцкий НПЗ, в связи с тем, что это предприятие попало в санкционный перечень США. При всем этом стоит держать в голове, что «Нафтан» — это один из 2-ух предприятий по переработке нефти Республики Белоруссия с производственной мощностью около 200 тыс. баррелей в день, перерабатывающ?? 9−10 млн тонн нефти в год либо примерно 50% всего поступающего в государство сырья. Его продукция идет как на внутренний, так и на зарубежный рынок, а на работе «Нафтана» завязаны почти все нефтехимические великаны республики, к примеру, «Полимир» и «Могилевхимволокно». Главными продавцами сырья для белорусского компании являются «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», также «Татнефть», «РуссНефть» и «Нефтиса» (компании предпринимателя Михаила Гуцериева, который имеет близкие отношения с Лукашенко). Как подчеркивают средства массовой информации, данные компании сейчас боятся попасть под вторичные санкционные меры от Соединенных Штатов, а поэтому на данный момент не готовы дать ответ о предстоящей работе с Республикой Беларусь.

Одновременно, пока никаких официальных заявлений со стороны представители российских нефтяных компаний не последовало, и разговаривать о развитии негативного для Минска сценария все еще рано. Кроме того, запретные ограничения Соединенных Штатов не новы и для Российской Федерации, в том числе для «Роснефти», являющаяся основным поставщиком нефти в Республику Белоруссия. Можно напомнить, что организация из России уже располагается под секторальными санкционными мерами Европейского Союза и США, введенные в 2014 году в связи с присоединением Республики Крым и конфликтом на востоке Украины. А также, в последние несколько лет США поэтапно принимали ограничительные меры не лишь против самой «Роснефти», да и её взаимосвязанных компаний. Под секторальными запретными ограничениями Соединенных Штатов находятся и «Транснефть», осуществляющ?? транзит нефти в Республику Белоруссия, и «Сургутнефтегаз», и «Лукойл», и ряд других компаний Россия. Но все это по сей день нисколечко не мешало им работать не лишь в примыкающей республике, да и во всем мире, а дискуссий о возможности отказа от поставок нефти в Республику Белоруссия из-за позиции США не проводилось. Полностью может быть, что этого не случится и на данный момент, или будут найдены другие варианты взаимодействия меж государствами. Но в Минске, в отличие от прошедших лет, сейчас оказались очень взволнованы происходящим. К примеру, Белорусский профессиональный союз сотрудников хим, горной и нефтяной отраслей индустрии (Белхимпрофсоюз) нежданно выступил с заявлением, в каком выступил к США с призывом отрешиться от политики санкционных мер. При всем этом в тексте документа указывалось не лишь на то, что «компании нефтехимического комплекса могут утратить рынки сбыта из-за невыполнения контрактных обязанностей», да и на суровые результаты для всей Республики Белоруссия и её социальной сферы. Схожих заявлений в прошлые годы от официального Минска достигнуть было фактически нереально.

Как подчёркивают специалисты, в случае реализации самого отрицательного развития событий, когда прямые поставки от ведущих организации из России будут временно прекращены, результаты для Республики Белоруссия могут быть фатальными. Это соединено с тем, что стремительно и безболезненно заместить объемы российского сырья будет чрезвычайно тяжело. Про это говорит вся история независимой Республики Белоруссия, которая в периоды кризиса отношений с Российской Федерацией, пробовала завозить нефть из Венесуэлы, республики Азербайджан либо Близкого Востока. Кроме того, тяжело предположить, что государства-партнеры США рискнут работать с Республикой Беларусь после наложения санкций и прямого на это запрета из Вашингтона.

При текущем положении дел для Российской Федерации одним из выходов могут стать поставки за счет маленьких нефтяных компаний, работающ?? лишь на рынке внутри страны и могут не бояться западных санкционных мер. А также, могут быть увеличены поставки на Мозырский НПЗ, который не попал под ограничения. Но в данном случае так же есть определенные вопросы. Завод в Мозыре в главном занимается поставками продукции нефтепереработки на внутренний рынок и на Украину и в принципе не может кардинальным образом прирастить работу. А также, в апреле на нефтеперерабатывающий завод сказали, что с 15 мая по 15 июня планируют стать на штатный ремонтные работы. Как предприятие будет работать позже, в текущее время не понятно, но большая часть специалистов склонны думать, что прирастить его загрузку, если организации из России побоятся работать с «Нафтаном», на порядок не получится.

При этом стоит держать в голове, что в критериях санкционной войны с Западом вопрос финансовой безопасности при работе с Республикой Беларусь для города Москва не является основным. В особенности после событий, которые связаны с выборами президента в данной республике, и сегодняшней позицией Кремля относительно статуса Александра Лукашенко. Сотрудничество белорусского и властей России в текущее время основывается на международной необходимости и любые решения, также связанные с поставками нефти, будут приниматься отталкиваясь от внешнеполитической ситуации и лишь на уровне управления 2-ух государств. Поэтому санкционные меры США навряд ли нарушат белорусско-российское взаимодействие, несмотря на то, что могут быть применены сторонами в процессе переговоров по вопросам предстоящей интеграции.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»