Экономика

Проблемы с мигрантами на границе Республики Белоруссия и ЕС — что далее?

Проблемы с мигрантами, который в недавнее время наблюдается на границах Республики Белоруссия и государств Евросоюза, не прекращает набирать обороты. Каждодневные сведения о сотках незаконных переселенцев, обоюдные обвинения сторон, рвение применять положение дел в политических интересах и почти все другое не разрешают разговаривать о том, что трудность разрешится в ближайшей перспективе.

Нежелание европейских партнеров Минска начать разговор и отрешиться от политики запретного давления сделали обстановку на границе очень напряженной, а в пленниках ситуации оказались тысячи мигрантов. Новым шагом разворачивающейся драмы может стать приостановка деяния Соглашения Республики Белоруссия и Европейского Союза о реадмиссии, ведущая к конечной заморозке миграционного взаимодействия с далековато идущими результатами для той и другой стороны.

Со времени прошедших в Республики Белоруссия голосования за выборах президента августа 2020 года, отношения Минска и ЕС усугубились так, что сейчас большая часть специалистов не видят даже намеков на возможность урегулировании ситуации при сохранении имеющихся подходов политического взаимодействия. Государства Европейского Союза, которые сделали ставку на санкционное давление и ведущие работу над пятым перечнем ограничений, не готовы к пересмотру собственного отношения к Александру Лукашенко. При этом, официальный Минск отказывается что-или обсуждать со западными государствами без отмены с их стороны всех ограничений в отношении республики.

К текущему времени государства Евросоюза фактически забыли про то, с чего начинался сегодняшний конфликт и кто, на самом деле, стал его зачинателем. Непризнание Лукашенко главой Республики Белоруссия, обвинение белорусских властей в нарушении прав и свобод человека, беспрекословная поддержка оппозиции и неперестающее санкционное давление стали главными основаниями того, что в Минске было принято решение пойти на ответные меры. При всем этом настоящих инструментов воздействия на европейскую политику у белорусской стороны незначительно. Разговор может вестись о транспортной логистике, транзите продуктов и борьбе с незаконной миграцией. Конкретно в этих сферах наблюдалось более активное взаимодействие сторон, и конкретно по ним белорусские власти и решили нанести собственный удар.

А именно, вопрос о перенаправлении экспортного потока из государств Прибалтики в морские гавани Россия сейчас уже начал реализовываться на практике, а Минск сообщает о собственной готовности совсем уйти из портов Литовской Республики и Латвии. Параллельно из белорусской столицы слышны обращения про то, что в случае продолжения давления на государство организациям из Европы придется находить другие маршруты транспортировки грузов в восточном направлении, а путь их через Республику Белоруссия будет закрыт. При этом, до исполнения на практике схожих угроз дело пока не дошло, в связи с тем, что это может серьезно стукнуть и по белорусской экономике. Но в складывающейся международной обстановке вокруг Республики Белоруссия официальный Минск полностью может пойти и на подобные шаги. При этом главной неувязкой ближайшего времени для Евросоюза стал вопрос увеличившегося потока незаконных переселенцев со стороны Республики Белоруссия, который всецело перекрыл заботу Брюсселя о правах и свободах жителей Белоруссии.

Как понятно, не ощущая никакого развития в отношениях с Европейским Союзом, в Минске несколько месяцев назад решили свернуть большая часть проектов из сфер взаимодействия с Евросоюзом. А именно, еще в июне Министерство иностранных дел Республики Белоруссия сказал, что в качестве ответа на агрессивную политический курс Европейского союза государство приостанавливает свое участие в программе ЕС «Восточное сотрудничество», отзывает главы посольства в Брюсселе, также приостанавливает действие Соглашения о реадмиссии. И если 1-ые два шага не вызвали особенного беспокойства у государств-соседей Республики Белоруссия, то разрыв взаимодействия в вопросах передвижения стал для них определенным шоком.

Необходимо отметить, что Договор о реадмиссии меж Минском и Брюсселем стало итогом долголетнего процесса сближения Республики Белоруссия и Евросоюза, начало которому было положено во время 2014—2015 годов. Действия на Украине подтолкнули белорусские власти к поиску обоюдного решения с европейскими партнерами, тогда как в Евросоюзе посчитали момент очень комфортным, чтоб усилить свое воздействие в республике. За минувшие годы, вплоть до августа 2020 года, стороны сделали огромное количество шагов навстречу друг дружке, одним из которых стала реализация ряда договоров в области миграционной и визовой политики.

Договор о реадмиссии являлось основным условием упрощения визового режима меж Республикой Беларусь и ЕС. На волне потепления отношений оба документа были подписаны в Брюсселе 8 января 2020 года. После чего белорусы сумели рассчитывать на больше мягенькие условия получения Шенгенской визы, а её цена понижалась с 60 до 35 евро. Сразу по Соглашению о реадмиссии Республика Беларусь обязана была принимать назад в республику жителей, если у тех нет права находиться в Европейском Союзе, или людей третьих государств, нелегально въехавших на территорию ЕС с белорусской стороны. Этот документ был утвержден Минском 9 апреля 2020 года и начал своё действие 1 июля такого же года. Но из-за голосования за выборах президента в Республики Белоруссия и последовавших за ними событий Соглашение так и не заработало в полную силу и, на самом деле, осталось на бумаге. Европейский Союз в официальном порядке не признал правомочность Александра Лукашенко, закончил все политические контакты с официальным Минском и развернул санкционную войну против Республики Белоруссия, что поставило перед белорусскими руководством полностью закономерный вопрос — необходимо ли в таковых критериях соблюдать достигнутые до этого соглашения с теми, кто их сам не исполняет.

В условиях очевидно агрессивной политики в отношении белорусского политического режима и откровенных попыток вмешаться во внутреннюю жизнь республики, государства Евросоюза продолжали добиваться от Минска следовать прежним соглашениям, что смотрелось достаточно удивительно. Но в белорусской столице длительное время вытерпели обвинения и не шли на обострение напряженности, надеясь на изменение позиции ЕС. Лишь весной сегодняшнего года Лукашенко потребовал осуществить пересмотр подходы к вопросам сотрудничеств с Евросоюзом, также и в области миграционной политики. Согласно мнению белорусского лидера, Минск из-за санкционных мер больше не может делать взятые на себя обязанности по блокировке незаконной передвижения, контрабанды, потока наркотических средств и остального в направлении ЕС.

В итоге, Литовская Республика, Польша и Латвия с лета стали фиксировать необыкновенный увеличение количества попыток проникания переселенцев с белорусской стороны. Варшава, Вильнюс и Рига уже ввели в приграничных территориях статус экстренной ситуации, сообщили о начале строительства забора на границе с Республикой Беларусь, потребовали от Евросоюза поддержки и вместе с Брюсселем обвинили Лукашенко в «гибридной атаке» на Европейский Союз. При всем этом в западных странах длительное время не замечали того факт, что западные соседи белорусов, прежде всего Польша и Литовская Республика, сами нарушают имеющиеся европейские и межгосударственные нормы в отношении мигрантов. Польские и литовские военнослужащие погранвойск в нарушение всех конвенций и политического курса Европейского союза начали выдавливать мигрантов назад в Республику Белоруссия, иногда не проявляя заботу о том, кто перед ними — дамы, дети, старики либо инвалиды.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  ЦБ получит право инспектировать финорганизации на территориях остальных стран

Проблемы с мигрантами на границе Республики Белоруссия и ЕС — что далее?

Переселенцы, которые застряли на границе Республики Белоруссия и Польши. Иллюстрация: Спутник.by

Политика Польши, Литовской Республики и Латвии в результате принудила Минск действовать решительнее. До начала осени белорусские власти ожидали изменения ситуации, после этого перебежали к юридическому оформлению собственных заявлений. 8 сентября Лукашенко занес в парламент республики проект закона «О приостановлении деяния соглашения меж Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, которые пребывают без разрешения», который в оперативной порядке был принят членами парламента 4 октября.

Стоит увидеть, что деяния белорусских парламентариев не были формальными. Перед голосованием для принятия решения они провели особое выездное совещание комиссии на белорусско-польской границе «с посещением пограничных застав, с исследованием всех вопросов, не лишь законодательных, но политических и гуманитарных». В итоге депутаты сделали вывод, что республика не может исполнять Соглашение в критериях «санкционных мер и ограничений, которые вводят контрпартнеры в отношении Республики Белоруссия». А также, Минск не один раз высказывал предложение ЕС провести надлежащие консультации, но постоянно получал отказ. Поэтому в Республики Белоруссия сообщили, что не нарушают положения пункта 6 ст. 23 документа, в соответствии с которым перед приостановкой деяния Соглашения должны быть проведены подготовительные консультации в Коллективном комитете по реадмиссии.

Броско то, что принятие этого решения по времени совпало с еще одним важным событием, которое полностью может воздействовать на последующую положение дел. В сентябре месяце в Брюсселе закончилась еще одна сессия ПАСЕ (ПАСЕ), где тема миграционного кризиса была одной из центральных. Во время дискуссий по этому вопросу было высказано огромное количество обвинений в адрес Республики Белоруссия, слышались просьбы к объявлению ограничительных мер, ужесточению политики в отношении Минска и другое. Необыкновенную рьяность, как и подразумевалось, проявляли преставали Литовской Республики и Польши. Но итог оказался для них достаточно нежданный.

Как и Европейская комиссия, ПАСЕ выразила озабоченность «ситуацией гибридных нападений со стороны белорусских властей, приводящей к усилению миграционного давления на границе Республики Белоруссия с Латвией, Литовской Республикой и Польшей». При всем этом было признано, что деяния Минска являются ответом на санкционные меры Евро Союза против Республики Белоруссия. Одновременно, Ассамблея осудила направленность к ограничению права на поиск укрытия и «практику оттеснения переселенцев и просителей укрытия в третьи государства, где необходимости в интернациональной защите не могут быть гарантированы». Поэтому в Парламентской ассамблее Совета Европы напомнили об обязательстве государств — участников ЕС соблюдать «принцип невыдворения» и запрет на коллективную высылку иноземцев. Ригу, Вильнюс и Варшаву принудили «обеспечить нужную помощь людям, которые нуждаются в защите, уделяя особенное внимание семьям с малеханькими детками, несовершеннолетним, который находится без сопровождения взрослых, и инвалидам». Было подчеркнуто, что Латвия, Литовская Республика и Польша должны дозволить всем кто хочет пройти функцию получения политического укрытия и могут использовать тюремное заключение в отношении мигрантов лишь в качестве последней меры.

Сразу требования ряда государств призвать Совет Европы ввести доп санкционные меры в отношении Республики Белоруссия из-за миграционного кризиса не были поддержаны и не обнаружили собственного отражения в решении. На самом деле, документ ПАСЕ, хоть и осудил официальный Минск, но содержал внутри себя осуждение некоторых государств Евросоюза, прежде всего Литовской Республики и Польши, за нарушения европейских и межгосударственных требований в отношении мигрантов. Этот итог не может не веселить белорусские власти, в связи с тем, что это лишь удостоверяет последние обращения Минска о беспощадном отношении польской и литовской сторон в отношении переселенцев. Это, со своей стороны, ставит Республику Белоруссия в больше выигрышное положение в процессе сохраняющейся противостоянии с этими государствами, несмотря на то, что не значит, что конфликт на данном основании начнет затухать.

В текущее время Минск готов к разговору с Европейским Союзом, несмотря на то, что настаивает на собственных критериях его проведения. Одновременно, в Евросоюзе все еще предпочитают действовать другими методами, также и не которые связаны с прямыми контактами с белорусскими руководством. Про это говорят не лишь последние обращения еврочиновников, да и их деяния. А именно, сначала октября появилась информация, что Евросоюз проводит консультации с разными странами, чтоб перекрыть поток незаконных переселенцев, которые направляются в Евросоюзе через Республику Белоруссия. Примером этот политики уже стало нежданное решение со стороны Ирака после обращения об увеличении авиационных рейсов в Республику Белоруссия сразу их закончить. При этом, как указывает практика последних месяцев, это фактически никак не воздействовало на поток незаконных переселенцев, направляющихся через Республику Белоруссия в Европейский Союз. Польша и Литовская Республика как и раньше докладывают о сотках задержанных мигрантов каждый день. Но это никак не смущает Брюссель, который не желает поменять свою позицию относительно Республики Белоруссия и её роли в проблемами с мигрантами на собственных границах.

В общем, сегодняшняя политика противоборствующих сторон наносит вред им обоим. Республика Беларусь не прекращает наводняться мигрантами из государствами Африканского континента, Азии и Близкого Востока, прибывающ?? в республику полностью законно. Их число вырастает с каждым днем, что в ближайшей перспективе может сделать определенные трудности для самой республики. Европейский же альянс теряет средства на увеличении мощи противодействия нелегальной передвижения на восточных границах и собственной неуклюжей политикой делает доп соц напряжение в Польше, Литовской Республики и Латвии.

Добавочно к данному кризис на границе с Республикой Беларусь равномерно начал поменять и отношение к мигрантам в самом ЕС. Сейчас остро встал вопрос про то, каким образом сопоставить европейские принципы и нормы с нежеланием обитателей Европы, также её центральной и восточной части, принимать у себя переселенцев. В особенности это касается государств, которые до этого были далеки от этой трудности, но сейчас оказались на передовой миграционного кризиса. В результате, в случае затягивания трудности, а в Польше и Прибалтике уже утверждают про то, что будут идти до конца, она может вылиться в суровую гуманитарную катастрофу, контроль за которой сторонами будет утерян.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»