Экономика

Происшествие с самолетом в Минске — победа Лукашенко?

Новой предпосылкой усиления напряженности в отношениях меж Минском и Западом стал происшествие с высадкой в минском аэропорту самолёта авиаперевозчики RyanAir. Невзирая на все обращения Республики Белоруссия о полном соблюдении интернационального права, ЕС и США назвали белорусские власти «воздушными пиратами» и даже «боевиками террористической группировки». При всем этом идет речь не столько о задержанном после высадки белорусском оппозиционере Романе Протасевиче, сколько о действиях официального Минска, которые в западных странах посчитали как вызов.

Ведь до этого лишь представители «демократического» мира дозволяли для себя схожее. А также, Западу необходим был новый импульс для продолжения давления на белорусские власти, и действия 23 мая как нельзя лучше посодействовали в данном. При этом, сейчас все еще не явна выгода от нового витка противоборства для Брюсселя, а конфликт полностью может выйти за границы контроля.

Необходимо отметить, что 23 мая в минском аэропорту прибег к экстренному приземлению самолет авиаперевозчики RyanАir, летевш?? по пути Афины — Вильнюс. По официальной инфы, предпосылкой стало сообщение о закладке взрывного устройства, которое потом не нашло подтверждения. Одновременно, белорусские сотрудники правоохранительных органов сняли с борта находящегося в розыске в республике по нескольким уголовным статьям редактора общепризнанных в Республики Белоруссия радикальными telegram-каналов «Нехта» и «Республика Беларусь мозга» Романа Протасевича и его даму — гражданку Рф с правом на проживание в Республики Белоруссия Софию Сапегу. Западные государства одна за иной обвинили белорусские власти в том, что они провели некоторую специальную операцию, в процессе которой «подвергли угрозе жизни летевших на борту жителей Евросоюза, также нарушили межгосударственные законы, также, которые связаны с гражданскими правами». Глава Республики Белоруссия Александр Лукашенко 26 мая, в ходе выступления перед членами парламента, сообщил, что не было никакой специальной операции, а все случилось случаем.

«Я вынужден огласить: ребята, вы нам льстите. Вы нам просто льстите. Спасибо. Если это операция, то направьте внимание. Она прошла без сучка и задоринки. В том смысле, что мы не нарушили не лишь какие-то межгосударственные соглашения и законы, ни 1-го интернационального права, мы даже не нарушили ни одной аннотации», — подчеркнул он.

Броско в этом случае то, что личность Романа Протасевича очень разнопланова и белорусские власти имели полное право на его задержание, пусть и не настолько необыкновенным способом. А именно, он издавна известен в Республики Белоруссия как открытый противник имеющейся власти, исповедующий радикальные взоры. Когда-то Протасевич участвовал в украинском Майдане, также был в зоне карательной операции в Донецке в составе отряда «Азов», популярного своими неонацистскими взорами. Невзирая на то, что почти все представители оппозиции не видят в данном ничего такого особенного, схожая деятельность не могла остаться незамеченной белорусскими руководством. Однако вплоть до событий 2020 года к нему особенных претензий в Республики Белоруссия не предъявлялось, и он свободно приезжал в государство и уезжал из нее.

Но после того, как представитель оппозиции и его сотрудник Степан Путило стали одними из главных подстрекателей правонарушений, которые связаны с выборами президента в Республики Белоруссия, положение дел резко поменялась. Они оба были находятся в розыске сходу по нескольким уголовным статьям, также включены в перечень лиц, имеющих отношение к терроризма.

Происшествие с самолетом в Минске — победа Лукашенко?

Роман Протасевич. Иллюстрация: vesti.ru

После происшествия 23 мая сдержанную реакцию, в отличие от истерии коллективного Запада, показали Российская Федерация и Китай. В Кремле только сообщили, что в произошедшем нужно разбираться. При всем этом Москва на самом деле не вступилась и за Софию Сапегу, в связи с тем, что потом стало известно, что она была одним из редакторов еще 1-го радикального telegram-канала «Темная книжка Республики Белоруссия», где публиковались данные сотрудников правоохранительных органов и их семей. Такую же позицию занял и Китай, для которого принципиально сохранение стабильности в Республики Белоруссия в случае прогнозируемых белорусско-европейских отношений. В отношениях же меж Западом и Республикой Беларусь высадка Протасевича стала отправной точкой для нового витка напряженности , затронувш?? фактически все стороны двухстороннего взаимодействия.

А именно, на уровне идеологии Запад опять удостоверил статус Республики Белоруссия как последней диктатуры в Европе, в качестве ответа на что в Минске назвали происходящее попыткой подчинить для себя республику и навязать ей чуждые ценности. В сфере дипломатии положение дел и совсем вышла из-под контроля, когда глава города Риги и министр иностранных дел Латвии на мировом первенстве по хоккею подчеркнуто поменяли муниципальный флаг Республики Белоруссия на бело-красно-белый, которым пользуется оппозиция, и который официальный Минск сейчас называет «фашистским». При этом, белорусские власти возбудили в отношении латвийских госслужащих уголовное расследование в соответствии со статьей «разжигание вражды».

На политическом уровне фактически все государства Евросоюза и США потребовали объявить о санкционных мерах против режима Лукашенко, обвинив его снова в нарушении прав и свобод человека. Президент Австрии и совсем назвал происшествие с самолетом «муниципальным угоном» и «актом муниципального пиратства». Протасевич же стал очередной сакральной жертвой, которая попала в необходимое время и в подходящем месте. При всем этом никто не вспоминает, что практически за 7 дней до происшествия аналогичным рейсом над Республикой Беларусь пролетала и экс-претендент на пост президента республики и нареченный лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская, также находящаяся в розыске за попытку захвата государственной власти и создание радикальной группировки. В качестве ответа на деяния Запада Минск уже сообщил, что может остановить сотрудничество с Евросоюзом по борьбе с незаконной миграцией и гуманитарным проектам, также свое участие в «Восточном сотрудничестве».

Почти все из европейских авиационных превозчиков сообщили, что прекращают летать над Республикой Беларусь, а Англия, Швеция и ряд других стран даже отозвали лицензии у белорусской «Белавиа». Кроме очевидных антагонистов Лукашенко в виде Литовской Республики и Латвии, для которых закрытие транзита через Республику Белоруссия лишь на руку, к давлению на Минск присоединилась даже Украина. Владимир Зеленский наперекор всякой логике потребовал закончить авиационное сообщение с северным соседом, что и было изготовлено. Все это уже поставило перед Республикой Беларусь ряд вопросов, прежде всего, финансового характера. Например, если запреты и ограничения в транспортной сферы будут расширяться и сохраняться длительное время, республика, как и её авиационная компания «Белавиа», понесут серьёзные убытки.

Необходимо отметить, что государственный провайдер аэронавигационных услуг госпредприятие «Белаэронавигация» до сильной эпидемии могла зарабатывать в среднем до $ 50−70 млн раз в год, предоставляя диспетчерское сервис заграничным авиационным презвозчикам. При всем этом более трети Республика Беларусь получала конкретно от европейских перевозчиков. До наложения санкций над республикой пролетало в день от 300 до 500 воздушных судов, а до эпидемии коронавируса их число превышало 1 000. При всем этом восемьдесят три процента составлял транзитный поток, и только семнадцать процентов — с высадками в Минске. А также, положение дел в Донецке, а потом и эпидемия сделали минский аэродром одним из самых крупных транспортных хабов в Восточной Европе, из которого около семидесяти процентов отправлений делала «Белавиа», около двадцати процентов — российские и десять процентов — организации из Европы. В итоге, запрет белорусским самолетам летать в Европу значительно уменьшит деятельность «Белавиа». За 2020 год компания показала прямые потери в размере приблизительно 92 млн белорусских рублей (около $ 37 млн), однако в 2019 году была прибыль в 68,2 миллионов рублей (порядка $ 32 млн). Где брать средства на покрытие грядущих потерь, как сохранять работу персонала и платить по долгам — пока ответа нет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Курды сняли осаду с подконтрольных вооруженными силами Асада районов на востоке Сирии

Происшествие с самолетом в Минске — победа Лукашенко?

Иллюстрация: aviado.ru

А также, введение запретов быть может распространено и на полеты остальных авиационных превозчиков Республики Белоруссия — транспортных. Сейчас понятно о 4 больших белорусских перевозчиках этого типа: «РубиСтар», Rada Airlines, «Генекс» и «Трансавиаэкспорт». Они все летают над европейскими государствами и транспортируют не лишь белорусские грузы, да и остальных государств. К примеру, муниципальная «Трансавиаэкпорт» за 2020 год помогла 71,1 миллионов рублей (больше $ 28 млн).

При этом, в белорусской столице глядят на происходящее пока расслабленно, утверждая, что утраты составят менее пять процентов от общего размера транзита по воздуху. Кроме того, в Минске просто думают, что ограничения не смогут продлиться длительное время, в связи с тем, что они не прибыльны самой Европе. Последнее имеет под собой основание. Например, для зарубежных авиационных превозчиков облет Республики Белоруссия значит доп денежные утраты, а некоторые государства могут лишиться к тому же средств от белорусских авиакомпаний. А именно, можно вспомнить Украину, которой в 2019 году «Белавиа» за полеты на постоянных рейсах и сервис в аэропортах заплатила $ 14 млн. При всем этом транзитные авиационные перелёты белорусских авиационных превозчиков составляют 7,5 % всего трафика в украинском небе, а каждомесячный пассажиропоток в направлении Республики Белоруссия — 10−12 тысяч человек. Сейчас же облет Республики Белоруссия сделает билеты для украинских пассажиров дороже минимум на 30−40%, а выручка аэропортов Украины свалится более, чем на десять процентов. Нечто схожее полностью может ждать и государства Евросоюза и даже Российскую Федерацию, если в Европейском Союзе откажутся принимать самолёты, которые пролетели через Республику Белоруссия.

Некоторые специалисты подчеркивают, что запрет работе белорусских авиационных превозчиков в Европе не будет суровым ударом по финансам республики, несмотря на то, что отразится на самих авиаперевозчиках. Но в этом случае в дело вступает другая трудность — наружной торговли и политических соглашений. Касается она не лишь Республики Белоруссия, которая на официальным уровне заявила о возможности обрезать весь транзит европейских грузов, да и остальных глобальных игроков. Прежде всего, КНР и Рф.

Нужно напомнить, что транзит через Республику Белоруссия выгоден большому количеству государств, и его главными выгодоприобретателями с востока являются конкретно Китай и Российская Федерация. А также, Пекин уже не 1-ый год реализует собственный проект «Нового шелкового пути», один из главных маршрутов которого проходит конкретно через белорусскую территорию. Минск не один раз говорил, что может стать для братского КНР надежным партнером в такой инициативе, для чего начал вкладывать немалые суммы в развитие соответственной инфраструктурных объектов. Одним из характеристик уровня китайско-белорусского взаимодействия в данном направлении стал технопарк «Величавый камень» неподалеку от Минска, который хоть и думал как место инноваторского производства, но сейчас смотрится как большой логистический узел для перевалки китайских продуктов в европейские государства. Китай уже вкладывал в логистические площадки и транспортные магистрали в Республики Белоруссия миллионы долларов, и вопрос о вероятном перекрытии транзита через территорию республики для Пекина является болезненным.

Беря во внимание роль КНР в глобальной экономической системе и отношения Республики Белоруссия и Китай последних лет, слова белорусского главу правительства Романа Головченко про то, что государство введет запрет на импорт продуктов и ограничит транзит по собственной территории, смотрятся достаточно удивительно. Рассчитывать на то, что Минск сумеет заблокировать товаропоток из Евросоюза и это не коснётся КНР, легковерно. В таковых критериях подключение Пекина к сегодняшней белорусской дилемме — только вопрос времени. Как это отразится на белорусско-китайских отношениях пока предсказывать трудно.

Идентичные вопросы к Республики Белоруссия могут появиться и у Рф. В этом случае дело не лишь в вероятном ограничении транзита продуктов либо трудностях авиационного сообщения: товаропоток можно перенаправить по северному направлению, а роль Минска в качестве транспортного хаба с наслаждением поменяют остальные партнеры Рф, что уже предложила сделать Сербия. Происшествие с самолетом RyanАir прогнозируемо привел к следующему всплеску русофобии в западных странах. Англия и ряд других государств заговорили о «российском следе» в инциденте и потребовали наказать Москву, параллельно вспомнив и о «Nord Stream — 2». Невзирая на то, что даже в случае отсутствия происшествия в Минске антироссийские обращения в Европе и США все равно звучали бы, доп нагнетание обстановки в сегодняшних критериях для Российской Федерации не надо. Поэтому деяния белорусских властей полностью могут вызвать определенное возмущение в Кремле. Однако, естественно, в официальном порядке это озвучено не будет, а стороны продолжат обсуждать другие трудности двухстороннего взаимодействия, как это случилось в ходе диалога Александра Лукашенко и Владимира Владимира Путина в Сочи 28 мая.

Происшествие с самолетом в Минске — победа Лукашенко?

Лукашенко и Владимир Путин. Иллюстрация: СМИ

Выгоды от происходящего для официального Минска пока не явны: государство скатывается в межгосударственную изоляцию, которая грозит финансовыми санкционными мерами, отношения с Москвой не вышли на новый уровень, а общественно-политическая положение дел снутри республики остается напряженной. Единственными настоящими выгодополучателями от происходящего сейчас могут считаться США и их прибалтийские сателлиты. Для Вашингтона это очередной повод усилить свое воздействие в регионе, попутно обвинив во всех грехах Российскую Федерацию. Для прибалтов — настоящая возможность переключить на себя существенную долю белорусского транзита и показать ЕС и США свою преданность. Прибыльна ли сегодняшняя положение дел относительно Республики Белоруссия Рф — большой вопрос (примерно 70% участвующих нашего опроса поддержали деяния Александра Лукашенко. — прим. EADaily). В критериях нарастающей изоляции Минска Москве, вероятно, придется решать вопрос финансовой поддержки собственного напарника, который, пока не намерена поменять ни внутреннюю, ни свою многовекторную международную политику.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»