Аналитика

Пророссийский муфтият в Республике Крым желают закрыть не мытьем, так катаньем

С 2014 года в Республике Крым есть два исламских муфтията. 1-ый — Душевное управление мусульман Республики Крым и города Севастополь (ДУМК), функционировавш?? весь период нахождения Республики Крым в составе Украины, был интегрирован в противороссийские и антироссийские процессы на полуострове, работал под патронажем СБУ. 2-ой муфтият — Таврический муфтият (ТМ), который был создан во время Крымской весны как оппозиция проукраинской исламской вертикали полуострова. В отличие от вертикали ДУМК, Таврический муфтият никогда не был связан с «Меджлисом крымско-татарского народа» (организация под запретом в России) «Братьями-мусульманами» (организация под запретом в России), «Хизб ут-Тахрир» (организация под запретом в России).

Осенью 2021 года ТМ стал объектом внимания силовых структур Республики Крым. Имам ТМ из Ялты Асан Абсутов в сентябре был приговорен городским судом Ялты к административному аресту за выражения в проповедях, которые, как посчитал суд, содержат признаки радикализма.

Асан Абсутов — управляющий группы ТМ в Алуште. Он проводит в Ялте уроки по исламу заместо управляющего ТМ муфтия Руслана Саитвалиева, который располагается на курсах по увеличению квалификации. Сотрудники правоохранительных органов из Ялты на данный момент готовят дело на Руслана Саитвалиева, где муфтию также обвиняется разжигание радикализма в собственных проповедях, произнесенных в городе Ялта.

С законодательной точки зрения неясно, как вероятен этот суд. Саитвалиев чисто на физическом уровне не может читать проповеди в Ялте, его 3-ий год нет в городе. В базе дел, заведенных на Асана Абсутова и Руслана Саитвалиева, лежат показания людей, посещавш?? проводимые ТМ уроки по исламу, подозревают, что на этих уроках учат экстремизму, и довели это до сведения УФСБ по Республике Крым и городу Севастополь.

Очевидцы обвинения — несведущие в исламских вопросах люди. А также, в их свидетельствах есть факты, которые не соответствуют реальности. К примеру, очевидец по фамилии Асланов сказал: Асан Абсутов будто бы давал Асланову для чтения некоторую книжку по основам мусульманского богословия. Трудящийся над показаниями Асланова работник УФСБ по Республике Крым пришел к выводу: книжка радикальная, и передача этой книжки быть может признаком того, что Абсутов пропагандирует экстремизм,

Запись о передаче имамом Абсутовым книжки добавлена ведшим дело работником УФСБ, сказали журналисту EADaily в Таврическом муфтияте:

«В протоколе опроса очевидца Асланова инфы о факте передачи книжки нет, следовательно, Асланов не свидетельствовал про книжку. Асан Абсутов также продемонстрировал, что этой книжки у него нет, Асланову он её не передавал и её с ним не обсуждал».

Что за книжка значит? Идет речь о «Мухтасаре» — пособию по основам ислама, выпущенному в 2009 году в Киеве. Этой книжки нет в Общегосударственном перечне радикальных материалов, следовательно, она разрешена для чтения и распространения в Российской Федерации. Кроме того, данный «Мухтасар» ценен как пособие против ваххабитской агитации, там легкодоступным языком описаны отличия ваххабизма от обычного российского ислама. Фактически, данный «Мухтасар» учит ханафитскому исламу — самому распространенному в Российской Федерации и в бывшем Советский Союз.

Некоторый вопрос — по экспертизе, выявивш?? в проповедях Абсутова признаки радикализма. Экспертное исследование проводило личное юридическое объединение «Независимые экспертные исследования» из города Ижевска. В качестве религиоведа- профессионала по исламу «Независимые экспертные исследования» завлекли православного священнослужителя из Ижевска Георгия Харина.

Георгий Харин в 2007 году защитил кандидатскую диссертацию по истории на тему православного монашества в Киевской Руси. Священнослужитель из Республики Удмуртия проф исламоведом не является, научным уровнем познаний по исламу не владеет. Никто в экспертной коллегии из Республики Удмуртия не знает реалий религиозной жизни в Республике Крым, не в курсе истории крымских татар и крымско-татарского ислама. Один данный факт — причина для обжалования грамотности экспертные исследования, которую провели по проповедям Асана Абсутова в столице Республики Удмуртия.

«Административное преследование в отношении Асана Абсутова служит с той целью, чтоб завести подобное же дело на нашего муфтия Руслана Саитвалиева. Руслан Саитвалиев — узнаваемый религиозный деятель в Республике Крым, преподаватель по исламу, до этого предупреждавший верующих об угрозе и заблуждениях псевдоисламских сектантов и нелегальных в Российской Федерации террористических группировок. И ему сейчас пробуют навесить ярлычки о будто бы соучастности к экстремистской группировки „хабашиты“, чему нет полностью никаких доказанных фактов», — утверждают в Таврическом муфтияте.

Судебное давление на Таврический муфтият укладывается лишь в логику того, что в руководству Республики Крым необходимо убрать ТМ с полуострова, считает исламовед Раис Сулейманов, специалист Института государственной тактики. Как объяснил Сулейманов EADaily , к исламской догматике либо политике противодействия экстремизму эта положение дел отношения не имеет:

«В 2014 году, после объединения Республики Крым с Российской Федерацией, образованное в тоже время Центральное душевное управление мусульман „Таврический муфтият“ заняло принципно пророссийскую позицию. Наименование „Таврический муфтият“ — распоряжение на историческую правопреемственность структуры Руслана Саитвалиева от муфтията, существовавш?? в Республике Крым в период Российской империи. В том же 2014 году ДУМ Республики Крым — сначало имея близкие отношения с тогда еще не общепризнанным террористической группировкой, но не скрывавшим собственной антироссийской направленности „Меджлисом крымско- татарского народа“, — усердствовал занимать некоторый период несколько выжидательную позицию. Но скоро управление ДУМ Республики Крым, сообразило, что ориентироваться на „Меджлис“ для себя дороже, а вхождение Республики Крым в состав Рф — вопрос совсем решенный и рассчитывать на то, что каким-то образом Киев сумеет возвратить его назад в Украину, нереально и лишено смысла».

ДУМК стало интенсивно встраиваться в систему государственно-конфессиональных отношений Рф, припоминает Раис Сулейманов. Перерегистрировавшись 27 февраля 2015 года как ДУМ Республики Крым и города Севастополь, ДУМК стремится к тому, чтоб стать единственным муфтиятом на полуострове. Глава ДУМК муфтий Эмирали Аблаев включил в наименование ДУМК термин «Таврический муфтият». Тем Аблаев дает осознать, что ДУМК — правопреемник дореволюционного Таврического магометанского духовного правления. Муфтият Руслана Саитвалиева делает ДУМК конкурентную борьбу. Чтоб вытеснить ТМ из Республики Крым, ДУМК пару лет играет на демонизации ТМ как представителя хабашизма, гласит Сулейманов.

EADaily припоминает, слово «хабашизм» — производное от арабского хабаш, «эфиоп». Основоположник хабашитского учения — погибший в 2008 году в Ливане суфийский проповедник из Эфиопии Абдулла аль-Харари. По вероучению хабашизм близок к существующему в Российской Федерации много столетий суфийскому тарикату Кадирия. В Ливане после кончины шейха Харари осталась большая хабашитская община. Ученик Харари — работающий обычный муфтий Украины Ахмед Тамим, ливанец по происхождению. Тамим, в отличие от небезызвестного «вышиваного муфтия» Саида (Сергея) Исмаилова, различается резким неприятием идеологии «Братьев-мусульман» и «Хизб ут-Тахрир». Другими словами, хабашизм — не неприятель классическому исламу в Российской Федерации, а партнёр.

«Таврический муфтият — это хабашиты, а хабашиты есть зло для Республики Крым и Рф», — сказал пару лет назад журналисту EADaily сейчас уже экс-парламентарий Государственной Думы от Республики Крым Руслан Бальбек. Никаких доказанных фактов соучастности ТМ к хабашизму, равно как и угрозы хабашизма для российского ислама, Бальбек предоставить не сумел. Бальбек лишь ссылался на то, что ТМ считают «хабашитским злом» в ДУМК. Заместитель председателя ДУМК Айдер Исмаилов, разговаривая до этого с нашим информационным изданием, также не сумел ответить на вопросы, в чем опасность хабашизма для Российской Федерации, и как ТМ связан с хабашитами.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Обзор иранской СМИ: Байден не будет «мягеньким» с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Ираном

Хабашизм был формально исключен из поля обычного российского ислама в 2016 году, когда в Чеченской республике принималась Грозненская фетва, подчеркнул EADaily Раис Сулейманов. При этом, что пункт о «чуждости» и «угрозы» хабашизма для Российской Федерации в Грозненскую фетву включил тогдашний заместитель руководителя Управления внутренней политики Администрации главу Российской Федерации Михаил Белоусов. Помощником Белоусова по исламу в то время был Али Вячеслав Полосин — ушедший в ислам бывший православный священнослужитель, апологет «Братьев-мусульман», который испытывает личное неприятие к шиитскому исламу и суфизму. Из данного можно заключить: за осуждением хабашизма в Суровом в 2016 году стоял человек, который связан с экстремистской группировкой, которую эта Грозненская фетва справедливо считает злейшим противником обычного ислама. Другими словами Али Вячеслав Полосин.

«Для демонизации ТМ ДУМК может сыграть и на ближайшем факторе. Раз ДУМ Украины в Киеве возглавляет „хабашит“ Ахмед Тамим, то, при этом, Саитвалиева можно преподнести и как креатуру киевского муфтия. Однако это будет смотреться натянуто: Саитвалиев был общественным пророссийским муфтием в Республике Крым сходу после присоединения Крыма к Российской Федерации. Вероятно, что и светские власти Республики Крым собрались сделать ставку на ДУМК, так как данный муфтият держит под контролем большая часть мечетей в регионе. Притом и соборную мечеть в Симферополе, которая достраивается на данный момент при помощи общегосударственного центра, также располагается в юрисдикции ДУМК. Следовательно, выходит, что и Москва поддерживает ДУМК. А это — удачный момент с той целью, чтоб покончить с двоевластием в исламской среде на Крымском полуострове. Похоже, что пророссийская ориентация Таврического муфтията и лично Руслана Саитвалиева — уже не стопроцентная гарантия того, что у Саитвалиева в один прекрасный момент не появится трудности с органами власти и органами охраны правопорядка в Республике Крым. Судебное давление на Таврический муфтият — метод итогового вытеснения Таврического муфтията из Республики Крым, чтоб там был лишь ДУМК муфтия Эмирали Аблаева», — сообщил Раис Сулейманов.

Действуя против Таврического муфтията, УФСБ по Республике Крым и суд делают распоряжения властей Республики Крым, произнес журналисту EADaily лидер крымско- татарской Народной партии («Милли фирка») Васви Абдураимов — участник Крымской весны, кавалер медали ордена «За награды перед Отечеством».

«Официальному Симферополю необходимо, чтоб положение дел в исламском поле Республики Крым была очень контролируемой и прогнозируемой. В качестве гаранта подконтрольности и предсказуемости официальным Симферополем выбрано официальное Душевное управление мусульман Республики Крым (ДУМК), под руководством Эмирали Аблаевым. ДУМК существует в Республике Крым с 1992 года, успешно пережило все смены власти на Украине. Данный муфтият — издавна популярная государственным служащим структура. Образовавшийся в процессе Крымской весны Таврический муфтият занял пророссийскую позицию, в отличие от ДУМК в то время. Как считают госслужащие, в 2014 году наличие Таврического муфтията на полуострове являлось оправданным в то время. В Симферополе ожидали, куда погнут свою линию в ДУМК. После всенародного голосования 2014 года ДУМК и лично господин Аблаев показали безусловную лояльность работающей крымской вертикали. В Симферополе посчитали: после чего надобность в параллельном муфтияте, другими словами Таврическом, отпадает», — полагает Абдураимов.

«Выполняя указания госслужащих, УФСБ по Республике Крым вводит в пророссийский Таврический муфтият свою тайную агентуру. Позже эти скрытые агенты должны выступить очевидцами обвинения на судах против Таврического муфтията. Работа агентов и их показания мотивированы на закрытие Таврического муфтията как „заранее криминальной структуры“. Эти меры имеют отношение к логике властных возможностей, но не к борьбе с экстремизмом в Республике Крым», — думает лидер «Мили фирка».

Судьбу Таврического муфтията совсем решат в судебных органах Республики Крым. В Ялте, где на данный момент проходят оперативные мероприятия по Таврическому муфтияту, до сентября 2019 года суд возглавлял Николай Ганыч. Ганыч — судебный страж неприкосновенности территорий Украины с огромным стажем — в 2014 году вошел в судейскую коллегию Рф. На данный момент временно исполняющий обязанности главу Ялтинского суда является Владимир Романенко, также судья из украинского периода Республики Крым.

«До этого от представителей СМИ поступала информация, что с весны по осень 2014 года на работу в УФСБ по Республике Крым чрезвычайно желали устроиться бывшие работники СБУ. По той же инфы, почти всех этих эсбэушников воспринимали на работу в УФСБ, при этом без обязательной подготовительной проверки. К несчастью, провести проверку такие сведения я не мог, по понятным причинам. Я не обладаю сведениями по текущему кадровому составу УФСБ по Республике Крым. Я даже не знаком с сегодняшним управлением УФСБ по Республике Крым. Касательно МВД по Республике Крым и прокуратуры, то бывших украинских сотрудников правоохранительных органов на руководящем уровне на данный момент фактически нет. Может быть, спецы украинского периода остались в Республике Крым кое-где на местном уровне», — сообщил Васви Абдураимов.

7 лет спустя после Крымской весны у большей части мусульман Республики Крым наступил острый кризис собственной российской идентичности, считает лидер «Милли фирка».

«Крымских татар, которые прогуливаются в мечети ДУМК, нельзя считать полностью пророссийскими крымчанами. С 2014 года число пророссийских крымских татар на полуострове скукоживается, как шагреневая кожа. Ожидания крымских татар от Российской Федерации в 2014 году и реализация этих ожиданий администрацией Республики Крым — большая разница. То, что гарантировано крымским татарам Конституцией Рф, законами о реабилитации погибших политических гонений, подписанным в апреле 2014 года президентским распоряжением Рф о полной реабилитации народов Республики Крым… все это в данное время в Республике Крым не работает. Фактически ничего не делается для решения общественно-финансовых, культурных и остальных острых вопросов крымских татар. Народ открыто против власти не выступает, он идет во внутреннюю эмиграцию — также, и в религиозных делах.

Саботаж интеграции крымских татар в место российского Республики Крым — дело рук тех уполномоченных лиц татар Республики Крым, которые ранее были членами «Меджлиса», а сейчас вошли в крымскую вертикаль. Однако эти бывшие меджлисовцы никогда бы не вошли в крымскую вертикаль без разрешения управляющих этой вертикали», — резюмировал Васви Абдураимов.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»