Аналитика

Расплата за Брексит и «зеленые» сделки: Англия привыкает к экономике недостатка

Положение дел, появившаяся в последние недели в экономике Англии, еще не так давно могла припоминать ужасный сон: жители государства часто сталкиваются с недостатком товаров народного потребления наподобие горючего и продовольствия — и все это в условиях быстро повышающейся в цене электрической энергии и наивысшей повышения общего уровня цен. Правительство государства пока предпочитает не называть происходящее кризисом, списывая трудности в экономике на отложенные результаты Брексита и дисбалансы, появившиеся после сворачивания ковидных ограничений. Однако чем подольше продолжается путаница на базисных рынках, тем посильнее данный экстренный режим припоминает некоторую новую нормальность, с которой англичанам сейчас предстоит жить. Тем временем руководство государства изучают сегодняшнюю встряску как повод с той целью, чтоб начать структурную перестройку экономики.

Длинноватые череды машин на заправках, драки меж водителями и персоналом АЗС, ажиотажная скупка горючего и пустые бензиновые колонки — таковы ежедневные английские реалии последних дней. Первопричиной топливного кризиса стала отчаянная недостаток водителей бензовозов, появившаяся потому, что после выхода Англии из Европейского Союза 10-ки тысяч работавших в государстве граждан Евросоюза были обязаны уехать домой — сейчас им необходима английская рабочая виза. Бензиновый кризис мог появиться еще ранее, но посодействовала серия ковидных локдаунов, когда спрос на горючее был низким. А когда после постепенного снятия ограничений англичане стали ворачиваться к обычной жизни, стало известно, что восстановлению спроса на товары и услуги мешают очевидные трудности с логистикой. С такими же транспортными трудностями столкнулись и сети по продаже продуктов питания — перебои с товарами народного потребления также стали нежданным опытом для большого количества англичан.

О масштабах недостатка водителей говорит однако бы то обстоятельство, что некоторое количество дней назад кабинету министров государства пришлось в срочном порядке мобилизовать для доставки горючего на АЗС военных. Однако случилось это уже после того, как почти все заправки были закрыты, при этом на это были обязаны пойти не лишь независимые операторы, да и государственная нефтегазодобывающая организация ВР. Чтоб однако бы отчасти устранить кадровый голод, английские власти решили предоставить несколько тысяч доп рабочих виз для иноземцев, но очереди желающих пока нет. Тем временем английские кадровые агентства докладывают о невероятном скачке заработных плат, предлагающ?? транспортные компании, — в одной из вакансий шофера высшей категории находили на оклад 75 тысяч фунтов стерлингов в год. А пока персонала для большегрузов как и раньше не хватает, недостаток горючего тормозит экономику: сначала октября характеристики дорожного движения в Англии свалились до уровня июня, когда государство лишь приходила в себя после третьего локдауна.

Неудача не приходит одна: сразу в Англии, как и во всей Европе, разворачивается энергетический кризис, который связан с увеличением цен на газ. О глубине вопросов на данном фронте снова же гласит одна сладкоречивая новость последних дней: в графстве Линкольншир пришлось расконсервировать построенную еще в 1960-х годах термическую электрическую станцию, которая работает на угле. Еще не так давно Англия гордилась тем, что одной из первых государств мира практически не согласилась от угольной генерации, заместив её возобновляемыми источниками, но в конце лета ветроэнергетика, доля которой в энергобалансе государства в прошедшем году достигнула примерно 25%, вероломно подвела. Из-за тихой погоды, установившейся над территорией Европы, выработка ветряных генераторов свалилась, и в общей сложности с начавшимся ралли газовых цен это привело к резкому росту цены электрической энергии.

За прошедшие недели несколько английских энергосбытовых компаний уже сообщили о несостоятельности. С в особенности суровыми трудностями столкнулись маленькие компании, которые в Англии были обычно сильны — свыше 50 небольших и средних независимых поставщиков энергии держали под контролем около тридцати процентов рынка. Однако сейчас им просто не хватает денежных ресурсов для покрытия повсевременно возрастающих рисков, и эта положение дел содействует быстрому уходу ряда компаний с рынка. Некоторое количество дней назад, к примеру, о окончании работе объявили сходу три независимых поставщика — Igloo Energy Supply, Enstroga и Symbio Energy, на которых приходился один процент энергетической розницы Англии.

Ужаснее того, уже есть 1-ые признаки, что энергетический кризис распространяется на настоящий экономическая отрасль. Ряд английских компаний из энергоемких отраслей, таковых как создание минеральных удобрений и металлургия, были обязаны значительно уменьшить объемы выпуска продукции. Подобные деяния потенциально могут повлечь то, что кризис будет носить самовоспроизводящийся характер. К примеру, решение компании CF Industries приостановить свои фабрики по производству минеральных удобрений в английских городах Биллингеме и Инсе по причине стремительного подорожания газа приведет к недостатку удобрений и повышению стоимости на них для английских аграриев, которые будут перекладывать свои издержки в цены на свою продукцию. Заместить же английские удобрения дешевеньким импортом будет трудно, так как от повышения цен на газ на данный момент мучаются все их производители.

Правительство Англии пока реагирует на вызовы новой финансовой действительности в большей степени с помощью словесных интервенций. «То, что вы видите в экономике Англии, ну и в принципе в глобальной экономической системе, в существенной степени соединено с цепочками поставок, испытывающ?? стресс. Этого можно ждать от пробуждения гиганта, что, фактически, и случается», — сказал некоторое количество дней назад премьер-министр Великобритании-глава министерства Борис Джонсондавая ответы на вопрос ВВС, не ожидает ли государство повторение кризиса в отрасли экономики 1970-х годов, когда инфляция достигала уровня 22,6 % в год. Причина для сопоставления сегодняшней ситуации и событий полувековой давности, непременно, есть: осенью 1973 года из-за игнорирования OPEC западных государств после войны Конца света Европа столкнулась с тяжелейшим бензиновым кризисом, а цены на энергетические носители резко выросли. Но Борис Джонсон объяснил, что сравнения пока не к месту: согласно его убеждению, сегодняшние трудности обоснованы сначала нарушениями в логистических цепочках по мере выхода «гиганта» — глобальной экономической системы — из ковидного кризиса.

Одновременно Джонсон объяснил, что у сегодняшних вопросов английской экономики чрезвычайно длительная предыстория. «Последние 20−25 лет мы следили подход, в рамках которого почти все виды бизнеса могли чрезвычайно длительно сохранять низкую зарплату, низкие издержки и тем поддерживать иммиграцию», — также сказал премьер-министр Великобритании в том же интервью ВВС, дав слово, что его правительство приступит к издавна назревшей смене финансового курса. Возврата к старенькой, больше не работающей модели «с низкими темпами роста, низкими квалификациями и низкой продуктивностью, ставш?? вероятны благодаря неконтролируемой иммиграции», не будет, заверил Борис Джонсон.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Специалист: ЦБ может понадобиться развернуть корабль монетарной политики

Как рассказывает английская The Таймс, первой определенной мерой, которой власти желают наполнить эти декларации, должно стать еще одно увеличение малой ставки зарплаты — в текущем году она уже была увеличена на 2,2 %, до 8,91 фунта в час, а сейчас финансовые консультанты Джонсона рекомендуют довести английский МРОТ до 9,42 фунта в час. На эти меры власти подталкивает убыстрение повышения общего уровня цен. По результатам года Банк Великобритании ждет темпы увеличения стоимости потребтоваров более четырех процентов, что больше чем в два раза превосходит его мотивированные характеристики. Вероятнее всего, в феврале регулятору придется увеличивать свою базисную ставку.

Обезвредить скачок повышения общего уровня цен можно за счет опережающих темпов увеличения валового внутреннего продукта, но неурядицы последних недель очевидно не содействуют тому, что английская экономика стремительно восстановится после прошлогоднего провала больше чем на десять процентов. В соответствии с недавнему прогнозу ОЭСР, в данному году экономика Англии покажет самый резвый рост в числе всех государств G7 — плюс 6,7 %. Данный итог связывается с действенной поддержкой экономики со стороны Банка Великобритании и удачным внедрением вакцин против коронавирусной инфекции, но переход к восстановлению оказался очень резким и совпал с потрясениями на международных торговых площадках. Бывший основной финансист Банка Великобритании Энди Холдейн не так давно охарактеризовал положение дел в экономике как сочетание волатильной повышения общего уровня цен и низкого роста. Еще в апреле, после окончания третьего локдауна, тенденция валового внутреннего продукта уверенно повышалась, но к июлю свалилась практически до нулевого уровня. Про то, что восстановительный порыв стремительно кончился, говорят и имеющиеся на текущий момент сведения о строительной активности в Англии, которая резко притормозила по этим же самым причинам — инфляция и недостатки.

Для политиков кризисы постоянно дают повод подумать о чудесном будущем, а премьер-министр Великобритании-глава министерства Борис Джонсон издавна известен своим неколебимым воодушевлением. О остальных грядущих решающих решениях английского кабинета министров, кроме увеличения малых заработных плат, пока не говорится, но уже совсем ясно, что основой новой финансовой модели, которую оно хочет предъявить общественности, станет энергетический переход. Сначала этой недели Джонсон сделал очередное звучное заявление: к 2035 году Англия берет на себя самое принципиальное обязательство в числе всех государств мира по снижению объемов загрязняющих веществ углерода — на семьдесят восемь процентов. К данному же времени государство, считает её премьер, может всецело перейти к производству зеленой энергии. «Это будет значить, что в первый раз Англия не будет зависеть от углеводородов, которые поступают из-за границы, со всеми капризами цен на них и рисками, которые они несут для кошельков людей», — сказал Джонсон.

Какой пост будет занимать в 2035 году сегодняшний глава английского кабинета министров, можно только гадать, но ближний контекст схожих деклараций полностью понятен. 30 октября в Глазго начинается глобальный климатический саммит под покровительством ООН, на который ожидается прибытие почти всех глобальных лидеров, и Англия как государство — хозяйка мероприятия, конечно, обязана показывать первенство в противоборстве с переменами климата. Однако, после того как высочайшие гости разъедутся по домам, англичанам предстоит пережить зиму, а она, по ряду прогнозов, может оказаться еще больше прохладной, чем предшествующая. При этом зима 2020/2021 оголила суровые трудности в энергобезопасности государства, как надо из недавнего отчета государственной нефтегазовой ассоциации OGUK.

В первые три месяца текущего года Англии пришлось импортировать пятьдесят шесть процентов газа, нужного для обеспечения теплом и работы электрических станций. Газ как и раньше употребляют приблизительно 23 млн, либо порядка восемьдесят пять процентов, частных хозяйств государства, но его добыча на месторождениях Северного моря неприклонно понижается. Чтоб в дальнейшем трудность энергетического дефицита не стала еще острее, считает OGUK, нужны вложения в новые разработки в нефтегазовой сфере — представители этой сферы готовы вложить в разведку и добычу углеводородов свыше 21 миллиардов фунтов стерлингов в наиблежайшие 5 лет. Если же будет решено об отказе от последующих вложений, предупреждают нефтяники, то их серьезные вложения могут свалиться ниже млрд фунтов в год уже посреди десятки лет. Практически это будет означать вердикт для некогда преуспевающего сектора английской экономики с непонятными перспективами замещения обычных энергетических носителей зелеными. Возможно, что частично трудность будет решаться при помощи «мирного атома». Некоторое количество дней назад Таймс сказала, что правительство Англии ведет переговоры с организацией из США Westinghouse о строительстве АЭС на берегу Уэльса недалеко от выведенной из использования в 2015 году атомной станцией.

Однако пока это очень длительные планы, а ежедневная действительность далека от оптимистического настроя премьер-министра Великобритании. Из того, что англичанам необходимо готовиться к неизменному повышению стоимости на электричество, на очах превращающегося в дефицитный продукт, власти уже не делают особенного секрета. Исполнительный руководитель государственного энергетического регулятора Ofgem Джонатан Брирли на текущей неделе сообщил, что в зимний сезон увеличение максимальных ставок на электрическую энергию не запланировано, но уже в последующем апреле они существенно возрастут (в текущем году ставки уже пришлось увеличивать два раза). А также, добавил Брирли, можно ждать последующих признаний банкротами сбытовых компаний из-за больших оптовых цен на энергетические носители. С начала года принужденный уход с рынка энергетических организаций коснулся уже примерно 2 млн английских клиентов, которым пришлось находить новых поставщиков.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»