Политика

Расположение вооруженных сил Соединенных Штатов в Центральной Азии сомнительно — специалист

Расположение вооруженных сил Соединенных Штатов в Центральной Азии сомнительно — специалист

Государства Центральной Азии попали в трудной ситуации из-за длительного пребывания наружных участников в регионе, приходится вести многовекторную международную политику в треугольнике Китай — Российская Федерация — США. Пятёрке государств ЦА следует активизировать регионализацию и укрепить стратегическое взаимодействие, резюмировал в беседе EADaily специалист политологии-международник Парвиз Мамадов.

Международник также считает, что «расположение вооруженных сил Соединенных Штатов на территории Центральной Азии сомнительно, у государств региона отсутствует интерес к данному».

— Поведайте, пожалуйста, об отношениях Афганистана с примыкающими странами.

— Региональная политика Республики Таджикистан построена на базе добрососедского, взаимовыгодного взаимодействия со всеми наружными игроками. В предыдущие годы республика стала выстраивать больше конструктивное взаимодействие с Узбекистаном, ранее отношения 2-ух государств оставляли желать наилучшего. Есть нерешённые трудности делимитации границ с Киргизской Республикой, но равномерно идёт процесс урегулировании отношений на базе обоюдного почтения независимости 2-ух государств.

С Исламской Республикой Афганистан (ИРИНА) сложнее, талибы (движение «Талибан», запрещено в Российской Федерации) активируются на севере Афганистана, где он граничит с Таджикистаном, и протяжённость общей границы превосходит 1,3 тыс. км. А также, остаётся животрепещущей трудность наркотрафика, что является одной из основных угроз стабильности и развитию взаимодействия меж 2-мя государствами.

Китай и Российская Федерация — главные игроки в регионе, отношения сторонами определяются как стратегическое партнёрство. Отношения Таджикистана с Российской Федерацией в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС носят союзнический характер и отвечают интересам государственной безопасности РТ.

Государства Центральной Азии попали в трудной ситуации из-за длительного пребывания наружных участников в регионе, приходится вести многовекторную международную политику в треугольнике Китай — Российская Федерация — США. Республики принимают участие во всех местных проектах обозначенных влиятельных стран, интересы которых противоречат друг дружке. При всем этом есть интересы и местных держав, той же Турции, которая стремится к господству в тюркском мире, и Ирана, который имеет исторические и культурные связи с Афганистаном и Таджикистаном. Пятёрке государств ЦА следует активизировать регионализацию и укрепить стратегическое взаимодействие.

— Афганистан и Казахстан на днях заключили договор о военном взаимодействии. Какими будут реакция на соглашение и планы Кабула и Нур-Султана в государствах ЦА?

— В контексте вывода вооруженных сил США ожидается обострение внутриафганского конфликтной ситуации, также усиление напряжённости во всей Центральной Азии. Потому военное взаимодействие с иными государствами, в особенности с странами — членами ОДКБ, носит подходящий характер для безопасности и стабильности в регионе.

На протяжении нескольких лет на повестке ОДКБ стоит вопрос Афганистана, и недавние действия стимулировали государства региона активизировать усилия для взаимодействия в области безопасности и противодействия террористической угрозе. По моему мнению, договор о военном взаимодействии Казахстана и Афганистана заложит фундамент интеграции и длительного взаимодействия Афганистана с государствами Центральной Азии.

— Вооруженные силы Соединенных Штатов после долговременной размещения покидают Афганистан. Вы допускаете, что новым адресом вооруженных сил США может стать одна из государств Центральной Азии? Может быть, Узбекистан либо Таджикистан?

— Разумеется, что США предложат государствам ЦА, в особенности тем, которые граничат с Афганистаном, открыть свою базу для международного баланса и рычага воздействия Америки после вывода войск из ИРИНА. По моему воззрению, государства не дадут согласие. Таджикистан и Киргизская Республика входят в ОДКБ и ШОС и являются партнёрами Кремля. Узбекистан подчинён духу нейтралитета: с 2012 года доктрина внешнеполитической работе Узбекистана не даёт располагать заграничные силы в республике, также принимать участие в каких-то конфликтах и военно-политических блоках.

Военное взаимодействие меж Казахстаном и Афганистаном отвечает государственной безопасности Афганистана и всего региона. А расположение вооруженных сил Соединенных Штатов на территории государств ЦА сомнительно, в связи с тем, что у государств региона отсутствует интерес к данному.

— Однако государства ЦА сотрудничают и имеют на сей день хорошие отношения с Америкой, жители Центральной Азии боятся расположения на их территории военнослужащих США баз. С чем это соединено?

— По моему мнению, люди боятся нарушения стабильности и формирования очага напряжённости в регионе. Население региона благорасположенно относится ко всем государствам и ведёт многовекторную политику. Вероятно, жители государств ЦА боятся оказаться на полосы огня противоборства больших держав и предпочитают размеренную обстановку, интеграцию в рамках ОДКБ, ШОС, ЕАЭС.

На протяжении длительного времени государства ЦА находились в тени мировой политики. Пятёрке государств региона следует активизировать политику регионализации для стратегического взаимодействия и усилить развитие общения в рамках ОДКБ, ШОС, ЕАЭС.

Желал бы озвучить вывод: региональная политика Таджикистана основывается на идеи водно-энергетического взаимодействия, борьбы против террористической деятельности и наркотрафика. Я откровенно рассчитываю, что в регионе положение с конфликтами станет лучше и воцарится осознание меж странами. Начавшийся разговор меж США с Российской Федерацией — разговор 2-ух ядерных держав — также содействует нормализации положения дел в ЦА.

Светлана Мамий (Москва)

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»