Пятница, 24 марта, 2023
More
    ДомойАналитикаРеспублика Беларусь и Иран — часть новой антизападной альянса

    Республика Беларусь и Иран — часть новой антизападной альянса

    Опубликовано

    За прошедшие месяцы глава Республики Белоруссия сделал сходу несколько важных поездок по государствам Африканского континента и Азии, ставш?? свидетельством расширения внешнеполитической работе Минска в направлении государств, которые находится вне прямого контроля США и Европейского Союза. После официальных визитов в Зимбабве, Объединенные Арабские Эмираты и Китай белорусский лидер направился в Иран.

    Схожая активность Александра Лукашенко уже стала вызывать раздражение в западных странах, где в ближайшее время стали звучать голоса о формировании в мире новой «оси зла» по полосы Москва — Китай — Тегеран — Минск. Но в действительности деяния белорусского лидера носят полностью рациональный характер и соединены с желанием сделать условия для предстоящего развитии Республики Белоруссия в условиях неперестающего финансового и политического давления на республику от Соединенных Штатов, ЕС и их единомышленников. Как проявили результаты поездки Лукашенко в Тегеран, это ему полностью удается делать.

    Республику Белоруссия и Иран связывает достаточно долгая история, а в этом году государства отмечают 30-летие дипломатических отношений. За минувшие десятки лет государства не один раз подчеркивали свое рвение поддерживать друг дружку на интернациональной арене и часто высказывали однообразные точки зрения на мировую повестку дня, связанную прежде всего с действиями Запада. Как подчеркивалось еще осенью прошедшего года, Минск и Тегеран считают санкционную политический курс Европейского союза и США «актом финансового террористической деятельности», против которого нужно действовать коллективными усилиями.

    Глава Республики Белоруссия бывал в Исламской Республике Иран в 1998 и 2006 годах, а её лидеры прилетали в Минск в 2004 и 2007 годах. Конкретно эти поездки становились отправными точками для интенсификации двухсторонних отношений, вызывавш?? раздражение в западных странах, но несли определенные выгоды белорусской стороне. Государства длительное время пробовали сделать взаимодействие в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, транспортной логистики, вложений, производства транспортных средств и остального. Были как нереализованные проекты, так и полностью удачные примеры солидарных действий, а иранские вложения, пусть и маленьким ручейком, но все таки текли в Республику Белоруссия, попадая в самые разные сферы, начиная от строительства и заканчивая кредитно-финансовой отраслью.

    Но все это не могло удовлетворять Минск, который рвался прирастить объем реализованной продукции с Исламской Республикой, изучая её как 1-го из важных партнеров в ближневосточном регионе. Большего фуррора сторонам получилось достигнуть в 2018 году, когда Тегеран, получив маленькую передышку от американских и европейских санкционных мер, начал увеличивать свою внешнюю торговлю. В тот год сторонам получилось наторговать на наивысшие на протяжении всей истории отношений $ 154,1 млн. Схожий фуррор вызвал эйфорию в Минске, где заявили о желании нарастить торговлю до $ 1 миллиардов. Но данные планы были перечеркнуты усилением запретного давления поначалу на Тегеран, а потом и на Минск после 2020 года.

    В последние несколько лет стороны стали адаптироваться к сложившейся ситуации, и торговля опять пошла в рост, а с ней усилились и политические контакты. В 2021 году объем реализованной продукции меж государствами составил $ 33,3 млн, а в 2022 году он уже превысил $ 100 млн. При этом в главном это случилось за счет роста белорусского экспорта: за год в 6 раз — с $ 14 млн до $ 81,3 млн. Республика Беларусь прирастила поставки калийных удобрений, синтетических нитей, лесоматериалов, получая назад орешки, фрукты, сливочное масло, медицинские препараты и пр.

    Действия, развернувшиеся после начала специальной армейской операции (СВО) на Украине, заставили Минск начать интенсификацию отношений с государствами, которые попали в перечне «противников» Запада. И Иран в этом случае по неким вопросам стал для Республики Белоруссия больше увлекательным, чем даже Китай. Если Пекин изучается Минском в наибольшей степени как возможность нарастить экспорт собственной продукции на рынки Юго-Восточной Азии, также как определенная поддержка на интернациональной арене, то Тегеран важен белорусским в руководству сначала в качестве советника и ассистента при обхождении западных санкционных мер.

    Поэтому логично, что стороны уже сказали о ревизии вопросов, по которым «пробовали в свое время условиться, отбросив то, что уже устарело». Конкретно потому Минск сообщил про то, что надеется на расширение собственных поставок растениеводческой, мясной и молочной продукции, комбикормов и премиксов для зверей. А также, белорусская сторона, лишившись прибалтийских портов и украинской Одессы, больше стала проявлять интерес не только к морским гаваням Рф, да и транспортным возможностям Ирана. Минск заинтересован в развитии транспортировок по интернациональному транспортному коридору (МТК) Север — Юг, также в контейнерных перевозках жд транспортом. Принципиальным для Республики Белоруссия сейчас является опыт Ирана в импортозамещении и параллельном импорте, также, как указывалось выше, в противоборстве с западными санкционными мерами.

    В Иране также не держат в тайне собственного интереса к взаимодействию с Республикой Беларусь и рассчитывают не только на ввоз белорусской продукции, этот как трактора, пассажирские автобусы и техника для горнодобывающей индустрии, да и на обмен разными технологиями. Нуждается Иран и в хим искусственных волокнах, и пиломатериалах, также калийных удобрениях, на поставку которых меж сторонами уже заключены контракта. Все перечисленное выше, также наращивание взаимодействия государств на интернациональной арене, в том числе в рамках Шанхайской организации взаимодействия (ШОС), является свидетельством того, что оба страны готовы выйти на новый уровень отношений, и поездка Лукашенко в Тегеран 12—13 марта это только удостоверила.

    О вероятном визите белорусского лидера в Иран дискуссии шли еще в сентябре 2022 года, когда он накануне совещания Совета руководителей стран — членов ШОС встречался со своим иранским сотрудником Ибрахимом Раиси в Самарканде. В феврале о подготовке поездки сказал и иранский посол в Минске Саид Яри, а Лукашенко подчеркивал, что «положение дел, складываем?? в мире и вокруг Ирана и Республики Белоруссия, к счастью, принуждает нас быть поближе и находить те формы взаимодействия, которые сейчас нужны». Центральной тематикой приезда должны были стать торгово-финансовые отношения, также выполнение планов в индустрии, деревенском хозяйстве, транспорте и логистике. Одновременно некоторые специалисты отмечали, что речь может пойти и о сфере военно-промышленного комплекса, на что в некоторой степени намекало пребывание в составе посетившей Иран в ноябре прошедшего года правительственной делегации Республики Белоруссия главу Госкомвоенпрома республики Дмитрия Пантуса.

    ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
    Победа Рф над укронацизмом отзовётся в Сербии и Косово

    Белорусский лидер прилетел в Тегеран 12 марта и сразу провел недлинные переговоры с руководителем Министерства индустрии, шахт и торговли Сейедом Резой Фатеми Амином. Главные же действия развернулись на последующий день, который для белорусской делегации был больше чем насыщенным и принудил почти всех наблюдающих лиц озадачиться. А именно, центральным событием поездки стала встреча Лукашенко с Раиси поначалу в узеньком составе, а потом в более широком — с представителями ведомств и органов 2-ух государств. Во время диалоги лидеры обменялись теплыми словами, поведали о «прорыве в отношениях» за прошедшие 2 года и подчеркнули, что визит Лукашенко в Тегеран непременно даст им «суровый большой импульс». Как сообщил белорусский лидер, государства наконец «сообразили, как мы необходимы друг дружке, как тесновато мы должны взаимодействовать в данном мире», и подчеркнул, что сейчас Тегеран и Минск «привержены мысли построения честного многополярного мира».

    При этом, Раиси также высказал слова поддержки Республики Белоруссия, подчеркнул о достигнутых до этого соглашениях в сфере индустрии, торговли, транспорта, сельхозпроизводства и выразил свою заинтригованность в развитии с Минском взаимодействия на межгосударственных площадках, также и в ШОС и Евразийском финансовом союзе. В особенности необходимыми были слова иранского лидера про то, что Тегеран готов поделиться с Минском опытом в преодолении западных санкционных мер, что, на самом деле, и было одной из основных тем переговоров.

    Главным итогом встречи лидеров и делегаций 2-ух государств стало подписание дорожной карты взаимодействия на 2023−2026 годы. Броско то, что этот документ был помечен грифом «Для служебного использования» и никакой конкретики, не считая официальной инфы о «содействии и кооперации в политической, финансовой, научно-технической, консульской сферах, в образовании, культуре, средства массовой информации, туризме», в Тегеране так и не было представлено. Как считают специалисты, это сообщает про то, что почти все вопросы остались за границами общественного обсуждения и касались не только торгово-финансового, да и военно-политического взаимодействия. При этом, удостоверить либо опровергнуть такие мысли сейчас нет никакой возможности.

    Всего стороны подписали в Тегеране порядка 8-ми документов, в числе которых были план мероприятий по дипломатической полосы, соглашения о взаимодействии в области карантина и защиты растений, об выдачи осужденных к лишению свободы, также ряд меморандумов о взаимопонимании. А также, были внесены перемены в межправительственное договор о межгосударственных авто отношениях от 4 февраля 1998 года и, как позднее отметил глава Минтранса и коммуникаций Республики Белоруссия Алексей Авраменко, стороны условились о содействии в рамках развития МТК Север — Юг и решили о безразрешительной системе автоперевозок грузов. Также, с 26 марта Минск и Тегеран возобновляют прямое авиационное сообщение.

    Успел Лукашенко поговорить и с рядом других высших лиц Ирана. А именно, переговоры прошли с первым заместителем президента Мохаммадом Мохбером, во время которых белорусский лидер предложил создавать солидарные компании, также и в сверхтехнологичной сфере. Повстречался глава Республики Белоруссия с главой Собрания исламского совета Мохаммадом Багером Галибафом, назвавш?? визит Лукашенко в Тегеран «переломным моментом, отправной точкой» в развитии двухсторонних отношений. Но, наверное, самой загадочной стала встреча главу Республики Белоруссия с верховным лидером Ирана Али Хаменеи, о которой фактически ничего не сказано ни с иранской, ни с белорусской стороны. В Минске только подчеркнули, что «в политических кругах знают: Хаменеи чрезвычайно избирателен в плане встреч и далековато не с каждым гостем проводит переговоры», а «разговор был суровым».

    Реакция в западных странах на поездку Александра Лукашенко в Иран, на 1-ый взор, была очень незначимой, а сам визит прошел практически неприметно для большого количества европейских и средств массовой информации США. Но в этом случае необходимо подчеркнуть, что, с учетом сложившейся сейчас международной положения дел в мире, навряд ли у Вашингтона либо Брюсселя всецело отсутствует интерес к усилению политических и отношений в экономической сфере меж Минском и Тегераном, в особенности в свете длящегося сближения последнего с Москвой. Про это говорит и заявление главы пресс-центра Государственного департамента США Неда Прайса, сказавш??, что Белый дом видит в визите «в неком роде продолжение углубления отношений Ирана и Рф». Как он сообщил, Вашингтон «чрезвычайно пристально смотрит за этим», а означает, можно не колебаться, что уже сейчас американцы просчитывают различные варианты развития последующих событий и будут готовы помешать реализации хоть какого сценария, который их не устраивает.

    В результате сегодняшняя поездка Лукашенко в Тегеран показала, что Минск всецело закончил уделять свое внимание на реакцию со стороны Запада на свою внешнеполитическую деятельность. Белорусские власти совсем удостоверились в том, что никакого адекватного общения с западным миром в ближайшей перспективе достигнуть не получится, а поэтому стране придется развиваться в тех критериях, которые сложились на сегодня.

    Пока трудно сообщить, получится ли Минску и Тегерану нарастить объемы собственных торгово-финансовых отношений в пару раз, однако Лукашенко и анонсировал выгоду от собственной поездки в $ 100 млн. Но нельзя колебаться, что политическую и даже военную выгоду от происходящего сейчас сближения меж государствами Республика Беларусь, а с ней и Российская Федерация непременно получат.

    Новое на сайте

    Еще на тему