Аналитика

Республика Беларусь идет в «поход на Восток» — чем увлекательна Азия для Минска?

Республика Беларусь идет в «поход на Восток» — чем увлекательна Азия для Минска?

Санкционное давление западных государств принудило Республику Белоруссия очень срочно поменять вектор собственной внешнеэкономической работе. Если в прошлые годы в Минске сообщали о необходимости расширения ассортимента торговли для понижения зависимости от Российской Федерации, то сейчас идет речь, на самом деле, о разработке критерий для выживания белорусской экономики.

Власти республики закончили говорить об обозначенной пару лет назад формуле «третья часть в России и государства СНГ, третья часть в Евросоюзе, третья часть в государства „далекой дуги“» и переключили свое внимание на рынки азиатского и ближневосточного регионов. Более многообещающим в белорусской столице сейчас видят укрепление взаимодействия с некими государствами Юго-Восточной Азии, Индией и, естественно, Китайской Народной Республикой, который уже не 1-ый год в Республики Белоруссия называют братским страной и стратегическим партнером.

Стоит отметить, что интерес Минска к государствам азиатского региона был постоянно. В Минске видели в рынках Азии суровый потенциал, который нужно было применять для наращивания собственного экспорта. Сначала, разговор велся о продуктах питания и продукции машиностроения, в связи с тем, что вопросов с поставками калийных удобрений и даже продукции нефтепереработки у Минска фактически не было.

При этом, до 2020 года резких прорывов у Республики Белоруссия на азиатском направлении не было, однако определенные достижения и наблюдались. К примеру, по данным белорусского Министерства иностранных дел, республика интенсивно и достаточно удачно развивала политическое и торговое взаимодействие с Вьетнамом, Индонезией, Ираном, Малайзией, Пакистаном, Сингапуром и иными государствами Азиатского континента и Близкого Востока, с которыми у Минска в последние несколько лет наблюдался стабильное укрепление товарооборота. Даже в пандемийный 2020 год Республика Беларусь наторговала с государствами Юго-Восточной Азии на сумму порядка $ 1млрд, обеспечив для себя экспорт в $ 550 млн. На азиатский и ближневосточной рынок шли продукция нефтепереработки, карьерные самосвалы, грузовые авто (во Вьетнаме даже было скооперировано сборочное создание МАЗа), сельхозтехника, шины, хим продукты, а на 6 государств региона (Индия, Китай, Бангладеш, Малайзия, Вьетнам, Индонезия) приходилось выше сорока процентов общего размера поставок белорусского калия.

Положение дел начала изменяться с конца 2020 года, когда Республика Беларусь попала под европейские и запретные ограничения Соединенных Штатов. После размещения российской специальной армейской операции (СВО) на Украине, рынок которой являлся для Минска одним из премиальных, прежде всего в сфере торговли продуктами нефтепереработки, трудности для белорусского экспорта только возросли. Как подчеркивал до этого глава правительства Республики Белоруссия Роман Головченко, размер утрат, которые экономика государства несет из-за ограничений Запада, составляет около $ 16−18 миллиардов в год. Поэтому в Минске снова сообщили, что хотят восполнить утраты за счет переориентации потоков собственного экспорта на рынки Азии и Близкого Востока. Кроме того, в июле месяце Головченко сказал, что сейчас Республика Беларусь остро заинтересована в вложениях и приходе на собственный рынок производителей из государствами Азиатского континента.

«В критериях сворачивания западными компаниями производств в Российской Федерации, развернется реальная борьба за азиатские вложения. Их привлечение также является очень нужным направлением работы управляющих загранучреждений в соответственных государствах», — отметил он.

При этом, стоит увидеть, что вопрос о привлечении в республику азиатских вложений все еще достаточно туманен, в связи с тем, что даже в прошлые годы государства и организации из этого региона не рвались за редчайшим исключением вкладывать свои средства в белорусскую экономику. А именно, за 2021 год прямые зарубежные вложения в Республику Белоруссия составили всего около $ 1,3 миллиардов в эквиваленте, что оказалось на 6,2 % ниже, чем в 2020 году. Доля средств из Азии в такой сумме была достаточно не большая. Например, более чем все вложил в Республику Белоруссия самый обеспеченный представитель региона — Китай ($ 17,8 млн). Потом шла Турция ($ 2,4 млн), Корея ($ 1,8), Узбекистан ($ 1,6), Казахстан ($ 1,4 млн), Гонконг ($ 1,2 млн) и т. д. Сингапур и совсем показал минус в $ 2,7 млн. В первые три месяца этого года положение дел была чуток лучше: Китай вложил в белорусскую экономику $ 15,9 млн, Сингапур — $ 13,4 млн Турция — $ 13,1 млн и т. д. Сразу давление на положение с зарубежными вложениями из Азии оказали и зарубежные санкционные меры, которые фактически произвели изоляцию Минск от наружного выделения финансовых средств. К примеру, еще в марте Азиатский банк инфраструктурных вложений (АБИИ), главными основателями которого являются Китай и Индия остановил проекты, которые связаны с Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Из-за сложившегося положения дел аргументированная надежда на расширение отношений со государствами Азиатского континента у белорусской стороны лежит в плоскости торговли. Главной упор в Минске планируют сделать на Индию и Китай, которые должны стать опорными точками белорусского экспорта на азиатском рынке с возможностью предстоящего продвижения в остальные государства.

Взаимодействие с Индией у Республики Белоруссия в последние несколько лет, по официальной инфы, развивалось достаточно удачно, как в политической, так и финансовой сферах. А именно, в протяжении ряда лет это государство была одним из главных рынков сбыта белорусских калийных удобрений. На её долю приходилось тринадцать процентов экспортных поставок «Беларуськалия», который в текущее время рассчитывает сохранить свои поставки на индийский рынок даже с учетом утраты в стоимости. До этого была озвучена информация, что в Разделяй готовы закупить 1 млн тонн белорусского калия.

А также, поставляет Республики Белоруссия на индийский рынок различную автотехнику и даже принимает участие в разработке нефтяных месторождений. К примеру, в 2021 году «Белоруснефть» подписала договор с наикрупнейшей индийской нефтегазодобывающей организацией Oil and Natural Gas Corporation. Не прекращает работу и коллективная Белорусско-Индийская комиссия по взаимодействию в области науки и техники, также объединенная спецгруппа в сфере образования. Идёт взаимодействие в сфере фармацевтики, в рамках которого реализуются три солидарных проекта. Добавочно к данному, еще в 2020 году начало действовать межгосударственное договор об инвестициях, после этого состоялся 1-ый Белорусско-Индийский инвестиционный форум. В Республики Белоруссия даже есть предприятие с индийским капиталом «Энерджитехгрин», специализируемое на экологически неопасных нововведениях. Все это дозволяет Минску возлагать надежды на развитие отношений с Разделяй, однако интересы у сторон как и раньше различаются между собой. В отличие от Республики Белоруссия, которой Индия увлекательна как рынок сбыта собственной продукции и источник вложений, индийскую сторону интересует туризм, IT-возможности, также «текущие разработки и производства». В текущее время возможности такого взаимодействия все еще до конца не понятны, что ограничивает возможности высококачественного скачка в двухсторонних отношениях.

Положение с Китайской Народной Республикой также остается достаточно разноплановой, однако в Минске и сообщили про то, что готовы к подписанию декларации об увеличении уровня двухстороннего взаимодействия.

«Мы работаем над тем, чтоб подписать в скором времени декларацию об увеличении взаимодействия до уровня стального братства, всепогодного сотрудничества. Думаем, что в скором времени документ быть может подписан», — сообщил сначала августа посол Республики Белоруссия в Китай Юрий Сенько, дополнив, что «на сегодня мы достигнули этого уровня отношений, что нужно документально зафиксировать эту ступень».

Вправду, за прошедший десяток лет отношения меж Минском и Пекином показали суровый прогресс. К примеру, рынок Китая стал одним из наиважнейших для «Беларуськалия» (около пятнадцати процентов от общего размера экспорта), а в Китай больше стали продаваться белорусские продовольствие. За прошедшие три 10-ка лет стороны реализовали приблизительно 25 солидарных проектов в индустрии и энергетической сфере на сумму порядка $ 5 миллиардов, а на данный момент идет работа еще на 4-мя на $ 2,5 миллиардов.

Кроме того, судя по сведениям из официальных источников, за прошедшие десять лет четверть увеличения валового внутреннего продукта Республики Белоруссия была достигнута конкретно за счет взаимодействия с Китай, а белорусский экспорт в эту государство наращивался с темпом более 20—двадцать пять процентов. Конкретно Китай одним из первых в Азии показал интерес к созданию солидарных с Республикой Беларусь компаний. Например, в республике возникло своё создание легковых транспортных средств на сделанном китайской Zhejiang Geely Holding Group и белорусским «БЕЛАЗом» предприятии «БЕЛДЖИ». Пару лет назад китайская компания MideaGroup и белорусский «Горизонт» организовали коллективную сборку бытовой техники, а сейчас в республике строится китайский комплекс «сверхтехнологичного агропромышленного производства полного цикла». Пекин также принял участие в разработке белорусской ракетной системы залпового огня «Полонез» и всевозможными способами поддерживал Минск в его стремлении стать узловой точкой в китайской инициативе «Новый шелковый путь».

А также, в Республики Белоруссия возник промышленный парк «Величавый камень», который Минск считает среди наиболее принципиальных солидарных с Китай проектов. По итогам первого квартала 2022 года в парке было зарегистрирован 91 резидент и освоено около $ 860 млн вложений. Тут же возникли и 1-ые промышленные компании: «МАЗ-Вэйчай» по производству движков для большегрузов, «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» по созданию суперконденсаторов, «Флюенс Технолоджи Груп» по выпуску охладителей для светодиодов и «Ассомедика», которая занимается медтехникой.

При этом, как и в случае с Индией, у Пекина и Минска коренные интересы в двухстороннем взаимодействии имеют различия. Для Республики Белоруссия в центре внимания стоят вложения в местную экономику, расширение собственного пребывания на рынке Китая, также возможность организации поставок в республику в рамках параллельного импорта и замещения западных технологий. При этом, Пекин, как и до этого, интересует транзит грузов через белорусскую территорию, также ряд полномочий местного военно-промышленного комплекса.

Даже после введения западных санкционных мер против Республики Белоруссия положение дел коренным образом не поменялась, однако на уровне политического взаимодействия стороны все почаще стали заявлять о стратегическом сотрудничестве. Последнее удостоверила и недавняя положение с полетом председателя Палаты уполномоченных лиц Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань. Как и Российская Федерация, где достаточно плохо отнеслись к очевидной провоцирования со стороны Вашингтона, Минск также выступил со своим заявлением, где с «глубочайшей встревоженностью зафиксировали рост напряженности, который был спровоцирован безответственным упорством США» и разделили «обеспокоенность нашего стратегического напарника — Китайской Народной Республики — в отношении деструктивных действий Вашингтона, которые были направлены на вмешательство во внутренние дела КНР и обострение положения».

В прошлые годы такие обращения были очень редки, что говорит о решительном настрое официального Минска перейти на новый уровень взаимодействия с Китай. Как отреагируют на это в Пекине, в особенности в условиях происходящего сейчас вокруг Тайваня, пока сообщить трудно. Но полностью возможно, что в Китая направят внимание на позицию белорусских властей, что самым положительным образом отразится на предстоящем взаимодействии 2-ух государств.

В итоге, практически объявленный Минском после начала беспримерного запретного давления на республику со стороны Запада «поход на Восток» сейчас можно считать состоявшимся фактом. Российская СВО на Украине, также полное переформатирование системы интернациональной торговли и отношений не оставили белорусской стороне других вариантов для сохранения собственной экономики. Это значит, что в самое последнее время можно будет узреть отменно новый уровень взаимодействия Минска со государствами Азиатского континента и Близкого Востока, которое, если не всецело, то почти во всем поменяет Республики Белоруссия западный вектор.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»