В воскресенье, 14 февраля, на всей территории объявившей о самостоятельности республики Косово состоялись внеочередные «парламентские» выборы. По сведениям из официальных источников, посещаемость составила 45,5процентов. Правом голоса могли пользоваться 1 794 862 человека. Как подчеркивают сербские источники, количество граждан-сербов по соотношению с 2-мя прошлыми кампаниями уменьшилось. Сначала — за счет мигрантов, которые проживают в Сербии, но не на территории Косово.
Результаты, подвевш?? после обработки 97процентов, неожиданностей не принесли. В соответствии с данным косовского ЦИК, победу одержало движение «Самоопределение» бывшего «премьера» Альбина Курти, за которое дали голоса 48,17 % граждан. В последующим составе «парламента» у партии Курти будет 55 депутатских мест (при том что для формирования руководящего большей части нужно держать под контролем 61 парламентское место). Любопытно, что партия смогла получить существенное количество голосов даже там, где известностью обычно воспользовались её политические соперники.
На 2-й строчке оказалась Демократическая партия Косово бывший-«президента» Хашима Тачи, в текущее время находящегося в Гаагской тюрьме под следствием по расследованию о военных преступных действиях и убийствах около сотни гражданских лиц. ДПК получила 17,35 % косовских голосов. Третье место занял Демократический альянс Косово, лидером которого является и. о. косовского «премьера» Авдуллах Желай. ДСК получилось набрать 13,18процентов граждан.
У Альянса за будущее Косово Рамуша Харадиная — бывший-«премьера» и бывшего командующего полевым отрядом албанских боевиков — 7,4процентов.
Партия Социал-демократическая инициатива, у руля которой тоже стоят вчерашние боевики террористической Армии освобождения Косово под руководством Якупом Красничи (он на данный момент разделяет скамью обвиняемых в Гааге с Хашимом Тачи), заработала 2,59процентов.
В числе сербского жителей победу одержала партия «Сербский перечень», получившая 5,27процентов и все 10 депутатских мест, гарантированно закрепленных за представителями сербского государственного меньшинства в косовском «парламенте».
После оглашения первых итогов остается непонятным, сможет ли «Самоопределение» сформировать в «парламенте» руководящую объединение. Сейчас о собственном решительном нежелании взаимодействовать с Курти прямо заявила Демократическая партия Косово, которую в отсутствие Тачи возглавил Энвер Ходжай — бывший руководитель местного «Министерство иностранных дел».
А также, специалисты не думают, что «Самоопределению» получится условиться и с Рамушем Харадинаем. Данный бывший руководитель косовских боевиков позиционирует себя больше твердым бойцом с Белградом. До этого он открыто винил Курти в готовности сдать позиции перед Сербией, когда тот, являясь «премьер-министром», отменял стопроцентные ставки на продукты из Сербии и Боснии и Герцеговины, введённые самим же Харадинаем. На самом деле ставки Курти так и не отозвал, несмотря на то, что пару раз сообщал про то, что решение «вот-вот начнет действовать», стоит только Сербии выполнить ряд «встречных критерий». В конечном итоге для косовских экстремистов Курти оказался очень мягеньким в противоборстве с Белградом, а для Вашингтона, который интенсивно занимался посредничеством в решении косовского вопроса, — напротив, очень непокладистым и упорным. Как итог, не без поддержки снаружи «премьерству» Курти через пятьдесят дней пришел конец.
Касательно Демократического союза Косово (ДСК), то выстроить дружественные и партнерские отношения с «Самоопределением» ему навряд ли получится. Лидер ДСК Авдуллах Желай, напомним, поменял Курти в кресле главы «кабинета министров», при этом случилось это с подачи республиканской администрации США. Желай, впрочем, уже сообщил про то, что согласился с проигрышем и хочет уйти в представителей оппозиции.
«Мы будем конструктивной представителями оппозиции. Как исполняющий обязанности главу правительства, я сделаю все, чтоб приемлимо и достойно передать свои возможности», — сказал он.
Приход в руководству в США Джо Байдена и партии демократов, которых принято считать наставниками Альбина Курти, может придать последнему авторитета в политической среде, так как руководство США хочет активизировать поддержку собственного косовского проекта. Данная мысль совершенно точно пользуется известностью в числе албанцев, а означает, обещает она рост рейтингов и самого Курти — как проводника интересов американских демократов.
В Косово не держат в тайне ожиданий, что Штаты за время руководства Байдена попробуют дожать Белград, заставят его признать самостоятельность объявившей о самостоятельности республики. Политики, которые будут в это время управлять Косово, гарантированно станут общенародными героями лишь за то, что «победили» над своим «основным противником» — Сербией.
Вообщем, невзирая на то, что приход «Самоопределения» в руководству затруднит разговор Белграда и Приштины и сделает позицию косовской стороны больше твердой и бескомпромиссной, сам Курти уже успел заявить, что переговоры с Сербией — далековато не наиважнейшая задачка.
«Разговор с Сербией — задачка шестого либо седьмого порядка. Наш ценность — справедливость и трудоустройство, — сообщил по прошествии голосования Курти. — Без расстройства и без реваншизма мы отплатим сполна за нашу землю. Мы не станем никому мстить, но будем добиваться справедливости».
Скорее всего, пришествие Курти на Белград начнется позже, после получения отмашки из Вашингтона. Пока политический деятель попробует нарастить рейтинги, сфокусировавшись на решении соц вопросов, считает ряд специалистов.
Не меньше вопросов, чем предстоящая стратегия и стратегия «Самоопределения», вызывает будущее «Сербского перечня» в «парламенте» самопровозглашенного страны. Получив все 10 мандатов, гарантированно закрепленных за общиной, партия опять стала безусловным лидером в числе косовских сербов. Сейчас она будет вынуждена иметь дело с косовскими «руководством». А ведь стоит вспомнить, что в прошедший раз — по прошествии голосования 2019 года — «Перечень» по результатам консультаций с Белградом отказал «кабинету министров» Курти в собственной поддержке на уровне «парламента».
В принципе представители «Сербского перечня» принимают участие в работе косовских властных структур с 2014 года, и даже в прошлом «кабинете министров» Курти им досталось два министерских кресла: Далибор Евтич стал руководителем ведомства по делам общин и вопросам возврата, а Иван Милоевич — руководителем Министерства местного развития. Тогда все 10 парламентариев от «Сербского перечня» в «Ассамблее» Косово поддержали участие Евтича и Милоевича в работе «кабинета министров». Какое предложение поступит сербам в сей раз, — если Курти получится сформировать правительство, — пока не понятно. Однако, беря во внимание достижения «Сербского перечня» на местах, скорее всего, ему все таки предоставят значимые должности в центральных структурах и властных структурах.
Касательно политических соперников «Перечня», то они практически лишились легитимной базы представлять сербскую общину во власти. Сербский демократический альянс и его лидер Славиша Петкович, некогда бывший руководителем Министерства, также Гражданская инициатива за свободу, справедливость и сохранение, которая поддерживается бывшим министром и лидером Прогрессивной демократической партии Ненадом Рашичем, по результатам голосования остались за бортом, так как сейчас уполномоченных лиц партий, других «Сербскому списку», небезосновательно считают проводниками приштинской политики.
Сокрушительная победа «Перечня» лишает Приштину возможности протащить приклнных сербов на ответственные посты, как это удавалось сделать до этого. Назначение же руководителей Министерств из рядов поддерживаемого народом «Сербского перечня», напротив, даст косовским сербам надежду на защиту собственных прав и свобод на базе утвержденной с Белградом политики.