Экономика

Российская Федерация и Республика Беларусь интегрируются с экономики: рынок газа оставили в итоге

Москва и Минск решили начать интеграцию государств через экономику. Владимир Путин и Лукашенко заявили после переговоров, что скоординировали 28 союзных программ. Например, к примеру, Российская Федерация и Республика Беларусь планируют перейти к единой промышленной и сельскохозяйственной политике, унифицировать финансовое и гармонизировать таможенное и налоговое нормативно-правовые акты. Кроме того условились об интеграции платежных систем и формировании единых рынков газа, нефти, продукции нефтепереработки и электрической энергии. Последние, правда, скорее всего, собираются ввести после того, как будут видны 1-ые показатели общей финансовой интеграции.

После переговоров Владимир Путин и Лукашенко не утаивали, что политическую интеграцию, которая уже издавна забуксовала, решили отложить на позже, а начать — с макроэкономической.

«Мы руководствуемся тем, что поначалу необходимо сделать, невзирая на все благородство данной задачи — политическая интеграция, — финансовый базис, финансовую базу, фундамент с той целью, чтоб двигаться далее, также и на политическом треке», — сообщил лидер Российской Федерации. Он также сообщил, что все позже естественным образом будет добиваться доп регулирования: «Также, быть может, и на уровне союзного парламента — я не исключаю, что этот быть может организован. Однако с этой целью необходимо, что называется, подрасти».

За Республикой Беларусь дело не будет, дал обещание Лукашенко. «Однако я только-только произнес правдиво и неприкрыто: если нам нужно будет, то мы возвратимся к хоть какой дилемме, также и политического характера, и будем, отталкиваясь от этого, выстраивать наши отношения. За нами не заржавеет, как в Российской Федерации и в Республики Белоруссия говорят. Основное, чтоб этого желали народы» — глава Республики Белоруссия был очевидно доволен, что интеграция начнется с экономики.

При этом, не так чтобы так, как этого вначале желали в Минске.

«Итак, мы условились о проведении общей макроэкономической политики… Потом — о гармонизации финансовой политики, интеграции платежных систем, условились об обеспечении кибербезопасности, об углублении взаимодействия в таможенной и налоговой сфере. Другими словами идет речь о прозрачности таможенной цены продукта и определении прозрачной структуры цены продукта в экономике в принципе. Наши специалисты думали, что без решения этих вопросов нельзя перебегать ни к каким иным [вопросам] по некоторым товарным группам, в том числе и энергетические носители», — рассказал глава Российской Федерации. Пока, произнес он, стоимость газа остается для Республики Белоруссия прежней, $ 128,5, а контракт о разработке объединенного рынка газа в рамках Союзного страны планируют подписать только на протяжении 2-х лет — до 1 декабря 2023 года. Кроме того планируют соединить рынки нефти, продукции нефтепереработки и электрической энергии.

Сегодняшний прорыв и подписание всех дорожных карт стали вероятными после согласия Минска на настоящую интеграцию, также по политическому треку, считает ведущий специалист Фонда государственной энергобезопасности (ФНЭБ) и специалист Денежного института при кабинете министров Российской Федерации Игорь Юшков.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, со своей стороны, думает, что трудность одного газового рынка, к примеру, не прекращает заключаться в том, что Республика Беларусь осознает его как поставки газа по внутрироссийским ценам, но не настоящую интеграцию с едиными правилами хозяйствования. «Еще есть два года, чтоб снять это системное разногласие», — полагает замдиректора ФНЭБ.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Силуанов сообщил, что в регионах наблюдается прирост своих доходов

Практически единый рынок газа с Республикой Беларусь не много что изменит, но формализует, сделает лучше и закрепит имеющиеся принципы сотрудничества 2-ух государств, считает специалист ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

«В общем общий рынок газа, возможно, предполагает отсутствие сборов, стандартизацию требований и эталонов на газ, также наличие доступа к услугам субъектов естественных монопольных структур в сфере транспортировки газа», — замечает он. При всем этом главным тезисом белорусской стороны является формирование стоимости газа по «некоторой формуле», добавляет специалист: «На данный момент Россия реализует в Республику Белоруссия газ по установленной стоимости, которая приблизительно вдвое превосходит цены снутри Рф. При всем этом сама стоимость навряд ли очень поменяется от текущего уровня. Может быть, формула как раз будет как-то зависеть от цен на газ в России».

Игорь Юшков допускает, что независимые продавцы могут получить право продавать трубопроводный газ на территории Республики Белоруссия. «Однако не значит, что у них покажется желание поставлять газ Республики Белоруссия. От ЯНАО (ЯНАО) до Республики Белоруссия достаточно далековато, а независимые производители платят за транзит „Газпрому“. И чем далее регион сбыта, тем наименее прибыльно заниматься поставкой туда газа. Практически западнее Московской области ни „Новатэк“, ни „Роснефть“ поставками не занимаются. Потому рассчитывать на то, что после либерального курса экспорта газа в Республику Белоруссия там свалятся цены ниже 100 долларов за тыс. кубических метров, не стоит. Это может оказаться экономически невыгодным. В конечном итоге „Газпром“ остается единственным поставщиком».

Соглашение ЕАЭС в числе остального предполагает наличие биржевых торгов газом с его рыночным ценообразованием, добавляет специалист ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман. А в сентябре местный индекс цен газа в Смоленской области, наиблежайшей к Республики Белоруссия, составляет на Санкт-Петербургской интернациональной товарно-сырьевой бирже 6,248 тысяч рублей за тысячу кубических метров ($ 86).

Неясно, что в конечном итоге обменяется от сотворения единых рынков нефти, продукции нефтепереработки и электрической энергии, не прекращает Игорь Юшков. «Например, к примеру, в нефтедобывающей отрасли у нас и так практически единые рынки. Другими словами любые компании из Российской Федерации могут осуществлять поставки нефтепродуктов белорусским НПЗ. Организации из Белоруссии могут продавать в Российской Федерации продукция нефтепереработки и т. д. Единственное отличие — налоговая система. Бюджет Российской Федерации выплачивает российским НПЗ демпфирующую прибавку, чтоб те продавали горючее на рынке внутри страны по относительно низким ценам, но не по европейским. Минск повсевременно говорил о необходимости возмещения за российский налоговый маневр, как раз намекая на то, что из бюджета Российской Федерации необходимо предугадать выплаты демпфирующей прибавки белорусским НПЗ. Однако в рамках достигнутых договоров навряд ли подобные изменения были утверждены, в связи с тем, что они относятся не к одному рынку нефти, а к налоговой системе», — рассказал ведущий специалист ФНЭБ.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»