Аналитика

Санкционные меры в отношении Республики Белоруссия — шкатулка с двойным дном

Кризис отношений меж Республикой Беларусь и западными государствами не прекращает набирать обороты. Одновременно в условиях сохраняющейся в республике власти Александра Лукашенко у Евросоюза и США нет никаких суровых возможностей влиять на официальный Минск. Вашингтону и Брюсселю остается только применять издавна испытанную, но еще никогда не доказавшую свою высшую продуктивность политику санкционных мер.

При этом настоящие цели вводимых против Республики Белоруссия ограничений уже издавна вышли за границы защиты демократических ценностей, о которых заявлялось до этого. Сейчас это инструмент финансового давления на республику, в центре которого нет и намека на заботу о правах человека.

Понятно, что после состоявшихся в августе 2020 года в Республики Белоруссия голосования Запад не признал правомочность победившего на них Александра Лукашенко и формально встал на сторону его врагов. Однако в действительности идет речь не о защите демократии в лице белорусской оппозиции и так называемого гражданской общественности, а об использовании Европейским Союзом и США сложившейся в республике и вокруг нее положения дел в своих интересах. 1-ые попытки нажать на Лукашенко и вынудить его пойти на скидки в условиях развернувшихся в государстве масштабных демонстраций провалились довольно стремительно. Белорусский лидер смог удержать власть в собственных руках и начал последовательной зачистке республики от существующих в ней агентов зарубежного воздействия вне пределов системы муниципального контроля. В государстве развернулось преследование всех, кто тем или иным образом участвовал в кавардаках, спонсировал представителей оппозиции, получал средства из Евросоюза либо США, также занимался публичной и другой работой, которая идет вразрез с гос идеологией.

В этих условиях реакция Брюсселя и Вашингтона, а с ними и ряда других государств, которые направляются в русле их политики, была полностью закономерной. В западных странах не выдумали ничего наилучшего, как начать вводить либо расширять уже имеющиеся санкционные меры в отношении официального Минска. При всем этом вначале рестрикции касались тех, кто был связан с событиями президентской кампании, угнетением протестных выступлений, ожесточенным обращением с участниками протеста и т. п. Развитие последующих событий в Республики Белоруссия, когда стал очевиден провал захвата государственной власти, привело к определенной трансформации осознания Западом сущности запретного давления на Минск. Невзирая на то, что об этом открыто не заявляется, одной из задач следующих ограничений стали не политические перемены в республике, а разрушение её экономики и сокращение конкурентоспособности местных компаний на местном и мировом рынках.

Идеологически доказать этот подход обязана была белорусская оппозиция, почти все из лидеров которой успели бежать из государства и осесть в Вильнюсе и Варшаве. Экс-претендент на пост президента Республики Белоруссия Светлана Тихановская и её основной помощник Франак Вячорко, открыто продвигающий интересы США, в протяжении месяцев призывали Запад не ограничиваться индивидуальными санкционными мерами, а начать суровое финансовое давление на республику. В данном же направлении действует и 2-ой центр притяжения белорусских диссидентов, который сформировался вокруг бывшего министра культуры Павла Латушко. Как считают ведущих оппозиционеров, лишь финансовые санкционные меры принудят Лукашенко уйти, в связи с тем, что они приведут к тому, что недовольные и обнищавшие массы выйдут на улицы и свергнут имеющийся в государстве режим.

Такие измышления не выдерживают никакой критики даже при поверхностном анализе, но это нисколечко не смущает ни белорусских представителей оппозиции, ни их западных наставников. На самом деле, Запад снял с себя вину за принятие решений о внедрении финансовых санкционных мер, перенеся её на белорусов, которые будто бы об этом длительно просили. В действительности интересы белорусского народа, как и политическая положение дел в республике, сейчас не много заинтересовывают ЕС и США. Про это открыто говорят действия последних месяцев.

Про то, что политической подоплеки в санкционном давлении на Республику Белоруссия нет и оно закончило быть соединено с событиями 2020 года, стало совсем ясно после введения 4-ого пакета санкционных мер ЕС и разморозки США ограничений против 9 белорусских нефтехимических компаний. Формальным причиной стали не репрессии против оставшихся в Республики Белоруссия врагов Лукашенко, а происшествие с высадкой 23 мая в Минске самолета ирландской авиаперевозчики Ryanair и арестом беглого блогера Романа Протасевича и его подруги Софии Сапеги. Тогда задержанный представитель оппозиции перевоплотился в «жертву режима Лукашенко», а его лицо некое время не сходило со страничек европейских и американских газет. Никого не приостановило даже то, что сам Протасевич спустя какое-то время стал типичным заступником главу Республики Белоруссия, вышел из следственного изолятора и сейчас ведет собственный новый блог, с наслаждением раздает интервью, в которых «разоблачает» белорусскую представителей оппозиции. Его фигура была применена однократно, после этого престала быть увлекательной.

ЕС и США в сжатый срок организовали новую волну санкционных мер против официального Минска, ставш?? самой суровой на протяжении всей истории современной Республики Белоруссия. Финансовые ограничения сейчас вводились не лишь против некоторых компаний и предпринимателей, которых считают «кошельками Лукашенко», да и целых отраслей белорусской экономики, определяющ?? её жизнедеятельность.

Санкционные меры в отношении Республики Белоруссия — шкатулка с двойным дном

Литовский корреспондент Видмантас Мисявичюс и Роман Протасевич. Иллюстрация: telegraf.by

Броско в этом случае то, что США в санкционной войне против Минска решили действовать руками жителей Европы. Вашингтон все еще не ввел новых глобальных ограничений против Республики Белоруссия, ограничившись только расширением и разморозкой тех санкционных мер, бывш?? приняты на протяжении нескольких лет назад. При всем этом в Администрации пока никто открыто не сообщает о так именуемых вторичных санкционных мерах в отношении резидентов третьих государств, которые интенсивно сотрудничают с белорусскими организациями, как это было, к примеру, в случае со строительством Российской Федерацией «Nord Stream — 2». Главные деяния в санкционной войне против Республики Белоруссия все еще проводятся Европейским Союзом, который в первый раз за долгие и длительные годы отважился пойти на достаточно разноплановые меры.

Брюссель ввел уже 4 пакета санкционных мер против официального Минска, и сейчас речь идет о подготовке 5-ого. Вместе с тем как указывалось выше, главными задачками для Брюсселя, а с ним и Вашингтона является не столько отстранение Александра Лукашенко, сколько перераспределение воздействия — как в местном, так и глобальном масштабах. А именно, согласно последним ограничениям со стороны ЕС, рестрикции были введены против организаций из Белоруссии нефтепереработки, калийной и табачной отраслей, также кредитно-финансовой отрасли. В Республики Белоруссия на это отреагировали совершенно точно, сообщив, что происходящее никак не соединено с защитой демократии, а центральной задачей схожих действий Запада является передел мирового рынка и конечное вытеснение с него белорусских производителей. Схожее утверждение, если исходить из всего комплекса сегодняшних событий вокруг Республики Белоруссия и ряда других государств, полностью заслуживает внимания. А именно, когда идет речь о санкционных мерах в отношении основных белорусских отраслей — нефтепереработки и производства калийных удобрений. В этом случае тут нужно учесть два фактора.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Утратив „Nord Stream 2“, Российская Федерация пойдет до конца в Донецке» — специалист

Во-1-х, это удар не лишь по самим компаниям, да и по экономике Республики Белоруссия. Любые нехорошие изменения на рынке калийных удобрений влияют на белорусском бюджете и смежных сферах. К примеру, в 2019 году лишь «Беларуськалий» обеспечил 5,6 % организованного казны республики, а в 2020 году он принес стране $ 2,4 миллиардов, заняв примерно 10% продаж всей белорусской продукции за границу. Сопоставимые объемы вложений в экономику республики имеют лишь два нефтеперерабатывающих завода в Мозыре и Новополоцке (против последнего введены некоторые санкционные меры). Во-2-х, результаты санкционных мер будут иметь значение не лишь на местном, да и мировом рынках, с которых должны быть вытеснены белорусские производители, а их доля перераспределена меж соперниками.

Также, сейчас разговор может вестись о больше глобальных последствиях антибелорусских санкционных мер, которые полностью могут усилить зависимость развивающихся государств мира от Запада. К примеру, Белорусская калийная компания закрывает около двадцати процентов мирового рынка калийных удобрений. При всем этом главными покупателями продукции Республики Белоруссия являются не западные государства, а Бразилия, Китай и Индия. В случае ухода с рынка либо сокращения пребывания на нем «Беларуськалия» цены на удобрения совершенно точно пойдут ввысь, предложение уменьшится, а зависимость от западных поставщиков (к примеру, из Канады либо ФРГ) лишь усилится. Это повлечет за собой рост издержек на создание сельскохозяйственной продукции в этих государствах, повышение цены на продукты питания и, полностью возможно, усиление социальной напряженности, что также прибыльно западному миру, для которого развитие экономики в развивающихся государствах видится ненадобной конкурентной борьбой.

Если разговаривать о продукции нефтепереработки, то и тут положение дел смотрится разносторонне. К примеру, от поставок продукции нефтепереработки из Республики Белоруссия зависит Украина, рынок которой издавна изучается европейскими нефтепереработчиками в качестве вкусного куска. Например, лишь в 2021 году белорусские поставки сюда повысились на тридцать процентов. Это касается бензина (к августу его доля в украинском импорте составила свыше 74%), дизельного горючего, битума (около пятидесяти процентов) и даже авиационного керосина (доля увеличилась до сорок семь процентов). Схожее засилье белорусской продукции на достаточно большом украинском рынке, где есть суровые трудности с своей нефтепереработкой, не может не тревожить Запад.

А именно, в условиях антибелорусских санкционных мер польский нефтяной альянс ORLEN, который уже держит под контролем нефтепереработку в Литовской Республике, очень заинтересовался украинским рынком. Еще летом делегация компании под руководством её президентом Даниэлем Обайтеком посетила Киев и с помощью Министерства иностранных дел Украины провела встречи с представителями кабинета министров и муниципальных компаний. В августе месяце украинский глава Минэнерго Герман Галущенко и совсем завил, что ORLEN имеет настоящий план выхода на местный рынок продукции нефтепереработки. Но на практике с этой целью необходимо разобраться с белорусскими нефтепереработчиками, для чего и необходимы санкционные меры, за которые в особенности рьяно выступают Варшава и государства Прибалтики. Последние также пробуют найти собственный интерес в ситуации вокруг Республики Белоруссия и все почаще стали добиваться от Евросоюза и собственных заморских владельцев ввести необъятные ограничения против республики. И в этом случае вопросы демократического переустройства Республики Белоруссия Вильнюс либо Ригу не тревожут.

Санкционные меры в отношении Республики Белоруссия — шкатулка с двойным дном

Президент Польши Анджей Дуда. Иллюстрация: bbc.com

Понятно, что официальный Минск длительно вытерпел обвинения со стороны прибалтийских республик. Но всякому терпению приходит конец, и белорусские власти решили нанести ответный удар, начав перевод собственного экспорта из прибалтийских портов в гавани Рф. Добавочно к данному с 30 августа официальный Минск заставил всех литовских перевозчиков применять навигационные пломбы при проезде по территории республики ценой в 50 евро за один маршрут. Для фур из Латвии и Польши пока такие меры не вводятся, но положение дел не прекращает накаляться.

В схожих критериях прибалтийские республики решили не находить возможности для урегулировании отношений с Минском, а пойти по пути усугубления ситуации в целях получать от Евросоюза финансовую помощь как «пострадавшим в противоборстве» с режимом Лукашенко. Потому не случаем, что конкретно Литовская Республика, а с ней Латвия и Польша стали зачинателями работы по пятому санкционному пакету, который не связан с положением дел в Республики Белоруссия по прошествии голосования. Их главной предпосылкой называется так именуемый проблемы с мигрантами на границе ЕС и Республики Белоруссия, бывш?? вызван, прежде всего, европейской санкционной политикой.

Преследуя свои цели, Литовская Республика предложила внести в новый перечень авиационную компанию «Белавиа», также некоторые белорусские турфирмы, «содействующие незаконной передвижения из Республики Белоруссия». Тем в Вильнюсе рассчитывают не столько приостановить поток мигрантов, сколько совсем забрать у Республики Белоруссия контроль над транспортным авиапотоком. Добавочно прибалты требуют сделать особый «набор инструментов» для противоборства «гибридным атакам» и ограничить сотрудничество с государствами, чьи переселенцы бегут в Евросоюзе. По плану литовских и латвийских политиков, в условиях признания Европейским Союзом «гибридной злости» со стороны Республики Белоруссия такие меры и их результаты дозволят укрепить статус их республик в качестве бастионов на пути мигрантов в Европу. Это даст им возможность рассчитывать на доп финансовую помощь, что в критериях вероятной утраты белорусского транзита является фактически последним шансом восполнить местные бюджеты.

В итоге, последние антибелорусские санкционные меры западных государств и подготовка новых мер действия на официальный Минск говорят о том, что вопросы политики в них отошли на задний план. Это отлично знают в Минске. Согласно мнению Лукашенко, «настоящим мотивом схожих мер является неприкрытый лоббизм собственных финансовых — и не лишь — интересов». Слова о демократии, правах человека, политических карательных мерах и светлом будущем для белорусского народа сейчас стали менее чем ширмой, которая прикрывает настоящие цели санкционной политики Запада в отношении Республики Белоруссия.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»