Претенденты на роль пророков в своём отечестве найдутся в любом из государств, но, наверное, не много где они смотрятся настолько же невразумительно, как в Сербии. На данный момент их «поставляет» в большей степени сербская оппозиция — разобщенная, охваченная разногласиями, которая распространяет неприкрыто антигосударственные тезисы. После того как стратегия «борьбы с режимом» методом игнорирования выборов в парламент упала, деяния некоторых уполномоченных лиц оппозиции свелись к маргинальным попыткам безосновательного очернения работающей власти.
Все же и на таком фоне они пробуют сохранить лицо. Их антисербскими пасквилями просто пестрит информационное пространство «вольной» — соросовской — СМИ Сербии. Печатают их опусы, впрочем, и на некоторых либеральных ресурсах в Российской Федерации.
Представителям оппозиции, некогда стоявшим у руля, очевидно беспокоят финансовые заслуги кабинета министров Сербии, налаживание сотрудничества с глобальными державами, привлечение вложений, успешное построение многовекторной политики, укрепление позиций в политическом диалоге в регионе и в Европе.
Броским представителем оппозиционной братии является лидер Народной партии, бывший-глава министерства зарубежных дел Сербии Вук Еремич. В прошедшем это был принципиальный политический деятель, которого даже предполагали в генеральные секретари ООН. Сейчас он занят в главном критикой работающей власти, однако за этим, разумеется, прячется откровенная зависть к достижениям президента Александра Вучича и его команды.
Сейчас Еремич (при котором, впрочем, случилось однобокое провозглашение независимости Косово, пока он занимался финансовыми афёрами) пробует расставлять свои ценности, которые очень далеки от жизненно важных задач, которые стояли перед государством.
Например, не так давно глава Народной партии сообщил, что Сербия «в текущее время располагается в состоянии безумия». Обеспокоенность Еремича вызывает «обеспечение общения об критериях и методах участия в голосовании», также «укрепление инфраструктурных объектов оппозиционных партий», которые должны быть «если не неповторимыми, то однако бы скоординированными».
В партии Еремича пригрозили, что оппозиция будет снова игнорировать выборы, если не покажется «однако бы полупристойных критерий» участия в гонке. Это значит, что власти должны удовлетворить их «малые требования». Если данный вариант не будет обсуждаться, Еремич, как он сообщает, «не сумеет вести переговоры». Народная партия, в том числе, просит предоставить возможность доступа к средства массовой информации, также поставить на избирательных участках «контролеров», — по другому, дескать, «выборы будут похищены».
Остальные претензии Еремича в основном стоило бы адресовать его сотрудникам. Как сообщил политический деятель, в диалоге о будущих избирательных критериях оппозиция обязана «действовать серьезно и консолидированно, но не с 15 переговорщиками, которые будут после каждого раунда общения делать различные обращения». Как считают Еремича, довольно «1-го-2-ух участников» (разумеется, здесь он намекает на себя). Все же консолидация оппозиции представляется несбыточной мечтой, в особенности если принять во внимание разношёрстность врагов сегодняшней власти и их откровенную политическую слабость.
При этом Еремич, как экс-руководитель сербской дипломатии и человек, как бы искушённый в межгосударственных делах, с большим желанием комментирует и большие внешнеполитические шаги Белграда.
Не так давно он очень насмешливо сообщил, что основная цель балканского проекта «Мини-Шенген» (с огромным одушевлением принятого в Евросоюзе) — «создание на Западных Балканах одного места для приема сотен тысяч мигрантов с Близкого Востока и Северной Африки», которые, как полагает Еремич, «могут двинуться в сторону Европейского Союза в предстоящем году, после того как глобальная положением дел в экономике усугугбится», также из-за массового распространения коронавирусной инфекции.
«Евросоюз приветствует мини-Шенген и отмену контроля на границах меж западнобалканскими государствами, так как это в его интересах. Поэтому он и закрывает глаза на удушение демократии, также на коррупционные злоупотребления и организованную преступность в Сербии. Европе важнее приостановить волну мигрантов за её пределами», — сказал он.
Как он сообщил, большая часть переселенцев желают попасть в Австрию, ФРГ и Скандинавию, но в конечном итоге «они бы все равно застряли на Балканах».
При этом необходимо отметить, что «Мини-Шенген» — региональное соглашение о взаимодействии меж Албанией, Северной Македонией и Сербией, которое предусматривает свободное перемещение продуктов, услуг, капиталов и свободное передвижение людей меж государствами — участниками контракта. Это значит, что если речь и идет о мигрантах, то только о трудовых, но никак не о мигрантах.
Не обошел Еремич вниманием и косовский вопрос, который набирает в Сербии все огромную актуальность в свете «парламентских» голосования, намеченных в объявившей о самостоятельности республике на 14 февраля.
По мнению представителя оппозиции, правительство должно «верно и на публике заявить, что Сербия отторгает мысль членства Косово в ООН», так как лишь тогда «раскроется место для настоящих дискуссий о урегулировании актуальных возможностей Косово и Метохии и всего остального региона».
«Народная партия выступает за суровый подход к государственным вопросам и думает, что сербский народ един и неразделим всюду, где бы он ни жил. А также, мы выступаем за местное финансовое предпринимательство и верховенство закона и уверенно возражаем против прямого либо опосредованного признания Косово и Метохии в качестве независимого страны», — сообщил Еремич.
Могло показаться, заявление здравое, но Еремичу охото напомнить, что, во-1-х, официальный Белград и без него интенсивно вел кампанию по отзыву признаний независимости Косово, по этому на данный момент провозгласившая о своей суверенности республику признают меньше 100 членов ООН. Во-2-х, глава государства Александр Вучич утверждает, что при нем Сербия не признает независимости края. А в-3-х, где же был Еремич в то время, когда государство, на самом деле, не удержала мятежный край?
Суть в том, что в 2008 году, когда Интернациональный суд ООН согласился принять запрос Сербии о рассмотрении её представления о признании независимости Косово, у Белграда возникла возможность обосновать нелегитимность этого акта. Однако тогда государственная власть под руководством Борисом Тадичем и Вуком Еремичем задало суду некорректно изложенный вопрос. Заместо того чтоб спросить, соответствует ли сецессия (отделение части территории страны) интернациональному праву, юрисконсульты Еремича спросили, соответствует ли ему акт о самостоятельности. При ответе на вопрос из Белграда, Интернациональный суд ООН в конечном итоге решил не в пользу Сербии.
Если суммировать все мысли Вука Еремича, создается ощущение, что данный человек в итоге готов внести в политическую и финансовую повестку государства лишь сумбур, который Сербия уже и так пережила за время правления его шефа Бориса Тадича.
Разумеется, что в стане сербской оппозиции пока нет чёткого восприятия о судьбах государства на ближайшую перспективу, что даёт работающей власти карт-бланш на продвижение к определенным и очевидно ощутимым целям.
Михаил Плисюк, специалист-международник, дипломат, автор портала «Балканист», специально для EADaily