Политика

«Скоро все дороги будут платные»: как товарищи Владимира Путина зарабатывают на строительству автомобильных дорог

«Собеседник» №16-2021

Товарищи президента, земляки заместителя премьер-министра…

«Собеседник» пригляделся к тем, кто строит платные автомобильной дороги Рф.

Дороги и люди

Деревня Орел, которая находится на правом берегу реки Волги в 34 км от Казани, за век собственного существования прошла большой путь. В свое время там был пустырь. Потом возник совхоз, где стали растить норок. Строились дома, детские площадки, обустраивался личный сектор. Возник даже дом культуры, где стали проводить разные празднички.

В годы Советский Союз главной неувязкой Сокола было отсутствие дорожного сообщения с Казанью. Люди были обязаны ходить по несколько км пешком до наиблежайшей остановки общественного транспорта. В 1980-х магистраль все-же выстроили – на средства совхоза – и пустили рейсовый автобус до столицы республики Татарстан. Сейчас, тридцать лет спустя, новая дорога может убить деревню Орел, говорят коренное население.

– Несколько месяцев назад началась приготовление к строительству дороги М12, которая пройдет прямо через нашу деревню. Никаких поправок изучать не желают. При всем этом президент Владимир Путин в процессе послания вещал про незапятнанный воздух, а у нас для дороги вырубают сотни гектаров леса, – гласит мне жительница Сокола Анна.

На пути платной дороги Москва – Казань оказались и дома нескольких тысяч обитателей Владимирской области. «Собеседник» тщательно писал про то, что от этого соседства могут пострадать жители нескольких населенных пунктов, также микрорайона Мостострой (относится к Владимиру). Однако и государственные служащие, и представители госкорпорации «Автодор», управляющ?? платными магистралями, убеждали:  конечной трассировки нет, все будет изготовлено по СанПиН.

Еще в то время эти слова вызывали огромное недоверие. Несколько месяцев спустя стало понятно: решение принято. Очевидно, не в пользу обычных людей.

– «Автодор» (от них был 1-ый заместитель председателя правления по технической политике Алексей Борисов) просто объявил: «Все утверждено, никто ничего переделывать уже не будет». На данный момент идет масштабная вырубка леса по коридору дороги и стройку временных дорог, завозится песок, – поведала мне жительница Владимира Наталья Прокофьева.

Это будет 1-ый случай в истории Рф, когда платная магистраль проходит по территории большого города.

Цитата

«Полностью недостаточно просто связать конечные точки меж собой. Что толку, если в жизни людей в маленьком населенном пункте, городе от этого ничего не поменяется, а мимо будут пролетать скоростные поезда и авто?»

Владимир Путин, послание Общегосударственному собранию, 2021 г.

Казанское лобби

– Трассировка непростая, и мы полностью не желаем вопросов, которые связаны с её обсуждением обществом, – утверждал в октябре 2020-го руководитель госкорпорации «Автодор» Вячеслав Петушенко.

Эта самая компания занимается строительством, ремонтными работами и содержанием платных автомобильных дорог в Российской Федерации и выступает госзаказчиком соответственных работ.

– Однако часто в конкурсе принимает участие одна компания. Следовательно конкурс объявляется несостоявшимся, и весь попорядку получает эта самая компания. И никто не даст гарантий, что все не было принято решение заблаговременно, – гласит наш источник, который знаком с положением дел.

С М12 так и вышло – конкурсы на все 8 участков 794-километровой платной дороги были безальтернативными. Их итоговая цена составила 530 миллиардов экономных рублей.

А конкурс на 7-й шаг в Татарстане и совсем был отменен. Источники подразумевают, что на это решение воздействовал заместитель премьер-министра Марат Хуснуллин, в мае 2020-го возглавивший наблюдательный совет ГК «Автодор».

Заказчиком 7-го шага платной дороги стало ООО «Строительная компания «Автодор», являющееся «дочкой» одноименной госкорпорации. А возглавляет её некоторый Рамиль Шайдуллин, говорят сведения SPARK INTERFAX. Совпадение, что пост генерального директора СК «Автодор» он занял через несколько месяцев после назначения собственного земляка Хуснуллина в набсовет ГК «Автодор»?

Куда далее

Строящаяся высокоскоростная платная автомобильная трасса М12 от города Москва до Казани будет увеличена до Екатеринбурга. Владимир Путин потребовал, чтоб это было изготовлено к 2024-му.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Турция призвала Грецию закончить выдворять мигрантов со собственной территории

Все свои

Обычно самые «жирные» госзаказы на стройку платных дорог получают компании, которыми правят люди, которые близки к главе Российской Федерации Владимиру Путину. Например, самый дорогой шаг дороги М12 за 123 миллиардов руб. выстроит ООО «Трансстроймеханизация» («дочка» «Мостотреста» бизнесмена Аркадия Ротенберга). Несколько недель назад ей достался нулевой шаг строительства дороги Москва – Казань в обход Балашихи и Ногинска за 66 миллиардов руб.

Иным мультимиллионером, которые отвечают за стройку российских дорог, стал очередной товарищ Владимира Путина – основоположник большого нефтетрейдера – компании Gunvor – и акционер вкладывательной группы Volga Group Геннадий Тимченко. Через нее он обладает АО «Стройтрансгаз», которая за прошедшие 1,5 года получила государственных заказов на 90 миллиардов руб. В их числе – работы по проектированию и стройку первого участка платной дороги М12 Москва – Казань (53 миллиардов руб.).

А близкий к Кремлю обладатель «Крокус Групп» Араз Агаларов стал генподрядчиком строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

В 2017-м «Крокус» получил предоплата в размере 2 миллиардов руб. Сделка стала причиной для уголовного дела против бывшего руководителя «Автодора» Сергея Кельбаха. В отношении него выдвинули обвинение превышении служебных обязаностей, которое нанесло вред в общей сумме свыше 2 миллиардов руб. Как считают следственные органы, предоплата был предоставлен незаконно. О каких-то итогах расследования непонятно. Стройку ЦКАД до настоящего времени не окончено. Его крайняя цена составила 341,2 миллиардов руб.

К слову

Куда уходят средства?

– Все средства, приобретенные от водителей за проезд по платным трассам, идут на развитие этих трасс. У нас есть план перед кабинетом министров – сколько средств мы должны собрать. Если платная трасса является местной, средства идут в бюджет региона, если общегосударственной – то в общегосударственный. При всем этом у платной дороги постоянно обязана быть бесплатная альтернатива, – откоментировали «Собеседнику» в пресс-центре ГК «Автодор».

Грустные возможности

– В ближайшее время все дороги станут платными, – уверен доктор Михаил Блинкин, глава Публичного совета при Министерстве транспорта России. – Древная схема, что мы платим какие-то бензиновые налоговые платежи и прочую ерунду, уходит в прошедшее. Это остатки ХХ века. Разумеется, что в ближайшее время все дороги будут платные – даже Бульварное кольцо в столице. При помощи некоего «младшего брата» будет высчитываться ваш пробег по магистральным трассам, по улицам, переулкам, где угодно. И вы будете платить за проезд по ним, как за электричество – по тарифной ставке, которая зависит от того, в какое время вы ездили, на каком машине, в каком часу. Считаю, что мы к данному придем в наиблежайшие десять лет.

Однако в действительности и сейчас все дороги платные, – заключает специалист. – Да, у вас нет шлагбаумов, нет транспондеров, но это обыденный класс. А уже есть и бизнес-класс, когда вы платите средства на турникете. Однако даже эти схемы уже устаревают…

Есть и иные

Вологодские строители

Один из наиболее удачных строителей российских дорог – вологодское АО «ВАД». 685 миллиардов руб. – на подобную сумму компания заключила договоров за прошедшие семь лет. Кроме платной М12, она работает по переобустройства общегосударственных бесплатных трасс – «Таврида», Р21 «Кола», также «Скандинавия» и А114 Вологда – Новая Ладога.

Про генерального директора компании Валерия Абрамова СМИ рассказывали, что он начал заниматься дорожным строительством сначала девяностых. Поначалу «ВАД» ченила дворы и территории овощных баз. Однако уже в 1998-м начала заниматься реконструкцией Невского проспекта, а позднее строила Кольцевую автомобильную дорогу (КАД). Абрамов принимает участие в работе благотворительных некоммерческих объединений «Спасение», «Солнечный луч», «Единение». Из практически безупречного портрета предпринимателя выбиваются два исполнительных производства. Судя по базе данных ФССП, Абрамов не оплатил штрафы ГИБДД на сумму 1,5 тыс. руб.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2021 под заголовком «Повелители дорог».

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»