Аналитика

Состязание военно-морских сил: США медлительно, но уверенно проигрывают Китаю

В предшествующей нашей публикации мы написали о попытках военнослужащих США моряков повысить обороноспособность собственных надводных кораблей от средств нападения противника в возможном военно-морском конфликте меж США и Китайской Народной Республикой. Трудность стала очень животрепещущей из-за еще одного ухудшения обстановки вокруг Тайваня. Локальная американо-китайская морская война стала рассматриваться как вероятное событие.

Сейчас рассмотрим дилемму исходя из убеждений общего потенциала китайского ВМФ (ВМФ) в сопоставлении с таким у ВМС СШA.

В данное время в США глядят на ВМФ КНР как на суровую силу, которая способна обжаловать в вооруженном столкновении у американских ВМС контроль над западной частью Тихого океана. Это 1-ая суровая стратегическая трудность, с которой военнослужащие США столкнулись после завершения прохладной войны.

Тут следует указать на главный момент мирового международного соперничества эры модерна. С середины ХVI века гонка военно-морских вооружений, состязание флотов постоянно предшествовали следующему туру смены глобального лидера. Соперничество США и КНР в области военной мощи и, в том числе, военно-морских флотов— это лишь одно из измерений больше широкого стратегического соперничества США и КНР, которое также включает политические, дипломатические, финансовые, технологические и идейные сферы.

В США глядят на ВМФ КНР как на главный элемент китайского вызова Соединенным Штатам — ведущей армейской державе на Тихом океане. Последнюю двадцать пять лет Китай интенсивно усовершенствует и увеличивает собственный военно-морской флот. Поэтому американские наблюдатели выражают обеспокоенность либо даже лупят тревогу по причине темпов роста и развития военно-морского кораблестроения в КНР. Они глядят на тенденции в отношении сравнительных возможностей ВМФ КНР и ВМС США и делают заключение, что США медлительно, но уверенно проигрывают.

Китайская военно-морская усовершенствование обхватывает широкий диапазон программ по введению в строй новых кораблей, самолетов и вооружений, по повышению качества технического обслуживания и материального обеспечения, по развитию военно-морской концепции и увеличению качества персонала флота, по образованию и подготовке военных моряков, также по проведению учений.

Согласно расчетам американских профессионалов, в текущее время китайский военно-морской флот имеет недочеты либо беспомощности в определенных областях: в сопоставимости собственных операций с действиями остальных родов войск НОАК, в противолодочной обороне (ПЛО), далеких морских операциях, в ограниченных возможностях снабжения в море военных суден, в ограниченном числе заокеанских баз, в обучении значительного числа новых моряков для экипажей новых судов, в отсутствии животрепещущего боевого опыта. Военные мореплаватели КНР понимают определенные ограничения и недочеты собственного флота и работают над их преодолением.

Китайский ВМФ имеет существенные запасы, кроме собственной структуры. Береговая охрана КНР на сегодня является наикрупнейшей в государствах Восточной Азии. Она составляет тыл либо прибрежный эшелон ВМФ. При централизованной мобилизационной системе Китай включил в собственный ресурс в значительном числе гражданские рыболовецкие суда. Для проведения подразумеваемого китайского десантного вторжения на Тайвань огромное значение для роста транспортных и десантных возможностей имеет потенциал китайских коммерческих судов, гражданских паромов и т. д.

В Пекине считают, что у КНР есть право регулировать зарубежную военную деятельность в китайской 200-мильной морской необыкновенной финансовой зоне, защищать китайские морские торговые коммуникации, в индивидуальности те, что связывают Китай с Персидским заливом. Стратегическая цель КНР на исходном шаге в интересах своей безопасности уменьшить воздействие США в западной части Тихого океана.

Военно-морской флот КНР должен создавать для вероятного соперника свою часть зоны закрытия доступа А2/AD в ближнем и далеком китайском прибрежье. И самое принципиальное — с той целью, чтоб сдерживать США, не так уж и давно китайцы сделали морскую составляющую собственной ядерной триады — свои стратегические атомные субмарины, вооруженные баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Китайские ПЛАРБ класса «Цзинь» несут в «типе 094» и в изменения «тип 094А» по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью деяния 7,2 тыс. км. Это 1-ое надежное ядерное средство сдерживания КНР на море. С позиции в защищенных «прибрежных бастионах» ПЛАРБ «Цзинь» может штурмовать своими баллистическими ракетами цели на американских Гавайях и Аляске, также в Стране восходящего солнца и отчасти на западном побережье США, а с позиции посреди Тихого океана — цели на территории всех 50 штатов США.

***

Вооруженные силы КНР в официальном порядке называются Народно-освободительной армией КНР (НОАК). Военно-морские силы КНР в официальном порядке называются Военно-морским флотом НОАК.

Военно-морской флот НОАК содержит в себе авиационный элемент, называем?? Военно-морскими военно-воздушными силами НОАК.

Районом «близкого моря КНР» в Пекине считают воды Желтоватого моря, Восточно-Китайского моря и Южно-Китайского моря. Район «близкого моря» КНР с запада ограничен первой цепью островов, из которых самыми видными являются Окинава, Тайвань и Филиппины — все контролируются в большей либо наименьшей степени США. В Вашингтоне на данный момент подтверждают, что Военно-морской флот КНР является суровой армейской силой в районе «близкого моря КНР». Возможный район локального вооруженного столкновения меж флотами США и Китай в «ближнем море» — это морские воды вокруг Тайваня и в Южно-Китайском море.

Четкие размеры и состав ВМФ КНР не известны и в официальном порядке не объявляются Пекином. В КНР не публикуются и мотивированные характеристики роста своих военно-морских сил либо какие-или прогнозы их уровня, также детальная информация о планируемых закупках новых кораблей и планируемых выводах старых судов из состава флота. Из-за схожей засекреченности наружные наблюдатели на данный момент считают, что прошлые оценки роста китайского ВМФ были занижены.

На время с 2005 года приходится семьдесят процентов рост китайского ВМФ. В 2019 году флот КНР насчитывал 335 кораблей, что приблизительно на шестьдесят процентов выше, чем в 2005 году. В последние несколько лет глава Си Цзиньпин убыстрил наращивание военно-морской мощи КНР. За пятилетку после 2016 года в Китай на военных верфях выстроили военных кораблей в общей сумме равной по тоннажу всему Царскому военно-морскому флоту Англии либо японским морским Силам самозащиты.

Кое-где около 2015 года ВМФ КНР по числу надводных кораблей и субмарин затмил ВМС США. В настоящее время Китай опережает США по числу боевых судов. На конец 2020 года ВМС США имели 297 военных суден, а ВМФ КНР — 360. Однако при всем этом «численном приемуществе» китайский флот существенно отстает от американского по общему тоннажу. По расчетам 2019 года комплексный тоннаж американского военного флота составлял 4,6 млн тонн, а китайского — лишь 2 млн тонн.

При общей оценке принципиально держать в голове о различии в типе кораблей в составе 2-ух конкурирующих военно-морских флотов. ВМС США имеют значительно большее количество «тяжелых судов» — авианосцев, ракетных боевых кораблей и кораблей, тогда как ВМС КНР имеют значительно большее количество «легких кораблей» — кораблей и кораблей, вооруженных управляемыми ракетами. При всем этом больше «тяжелые» надводные армейские суда у американцев имеют 9 тыс. ракетных установок вертикального запуска, то есть самых новых, а китайские — лишь 1 тыс.

В данном плане военнослужащие США корабли технологически стоят на другом уровне. Все американские ударные авианесущие корабли имеют атомную двигательную установку. 1-ая тройка китайских авианосцев — обыденные движители. Все американские субмарины — атомные, в то время как у китайцев большая часть субмарин имеют дизельную ходовую установку. Очевидно, дизельные китайские субмарины лучше подступают для прибрежных действий, но не для дальних океанских походов для перерезания американских сверх удлиненных тихоокеанских линий коммуникации. Флот универсальных атомных субмарин США имеет 50 единиц. Китайский — лишь 8. Касательно работающей четверки китайских атомных субмарин ПЛАРБ, то по шумности они стоят кое-где на уровне русских ПЛАРБ начала 1970-х годов. Для акустических систем современной американской ПЛО — это звенящие консервные банки.

Согласно расчетам американцев, к 2030 году китайский ВМФ будет иметь в собственном строю: 8 атомных субмарин, вооруженных баллистическими ракетами (ПЛАРБ), 13 атомных универсальных субмарин, 55 дизельных субмарин, 65 больших надводных судов (авианосцев, боевых кораблей и кораблей), 135 кораблей и кораблей. О числе китайских авианосцев к 2030 году военнослужащие США специалисты спорят. По усмотрительным оценкам их будет 6, по «жизнеутверждающим» — 8, а по самым классным «жизнеутверждающим» — даже 10.

В текущее время ВМС США имеют на реальной службе больше 330 тыс. личного состава, а ВМФ КНР — лишь 250 тыс. Отставание китайцев отмечено и в данном пункте. Однако, если ничего не поменяется и сегодняшние тенденции в китайском военно-морском строительстве сохранятся, то кое-где уже в ближайшей перспективе Китай в итоге может сравняться с США либо затмить их по общему военно-морскому потенциалу. В последующие 10-15 лет, если американские силы и Китай останутся приблизительно на текущих траекториях, все мы станем очевидцами постепенного отступления границы преобладания США в Тихом океане.

Однако и на данный момент ВМФ КНР имеет явное локальное военное преимущество над разбросанными силами американцев. Силы НОАК способны обеспечить временное местное приемущество в небе и на море сначала ограниченного локального конфликтной ситуации. По признанию в январе 2020 года грядущего главы Индо-Тихоокеанского руководства США (INDOPACOM) адмирала Филиппа Дэвидсона: «Китай сейчас способен держать под контролем Южно-Китайское море при любом сценарии недлинной войны с Соединенными Штатами».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Евротрейдер не оскорбит себя на Украине: «старый» газ из России по двойной стоимости

В ситуации вооруженного столкновения снутри первой цепи островов в районе «близкого моря КНР» военно-морским американским силам придется поддерживать свои еще больше длинноватые полосы снабжения, составляющ?? морские плавания от западного побережья США до Гуама, Филиппин либо Стране восходящего солнца в 26−30 суток. В данном плане китайский флот имеет явное местное приемущество — у него все рядом.

Президент Дональд Трамп сделал противодействие Китаю основным ценностью наружной политического курса Соединенных Штатов. США реагируют на усилия КНР по усовершенствования и строительству военно-морского флота. В последние несколько лет ВМС США осуществили ряд определенных действий против китайских ВМФ. Американцы переместили огромную часть собственного флота в Тихий океан, определив норму местного размещения в шестьдесят процентов от всего состава собственного флота. Американцы направили в Тихий океан свои более боеспособные новые корабли и самолеты, собственный наилучший военный персонал. Американцы поддерживают либо наращивают операции собственного пребывания в регионе, учения по приготовлению и развитию собственного флота, также ведут взаимодействие и сотрудничают со своими партнёрами и партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе.

В США инициировали, прирастили либо убыстрили бессчетные программы по разработке новых военных технологий и приобретению новых кораблей, самолетов, дистанционно управляемых аппаратов и орудия.

В США начали разработку новых оперативных концепций, в том числе использования заного ВМС и Корпуса морской пехоты.

ВМС США перебегают на больше «распределенную архитектуру флота», означающ??: меньше больших кораблей и больше больше маленьких судов и беспилотных тс. 9 декабря 2020 года ВМС выпустили документ о многообещающей армейской судостроительной программе. В нем непосредственно изучается создание американского военного флота с больше «распределенной архитектурой» из 382−446 «пилотируемых судов» и 143−242 больших морских беспилотных аппаратов.

В Министерстве обороны США объявили о желании сделать на Тихом океане опергруппу ВМС по эталону формирований, которые Североатлантический Альянс запустила в Европе накануне и во время прохладной войны против СССР. По плану военнослужащих США стратегов, это будет припоминать неизменные военно-морские силы в Атлантике. Пока не понятно, будут ли в составе опергруппы использованы лишь корабли США либо в нее войдут также военные суда остальных государств.

В Министерстве обороны США желали бы, чтоб в тихоокеанскую опергруппу вошли европейские партнёры США, подобные как Англия и Франция, наращивающ?? свое военно-морское пребывание в Тихом океане, также Япония и Австралия. Недалеко и чуток в стороне у американцев будут стоять партнерские силы Индии. По данной полосы оформлен «Четырехсторонний разговор по безопасности» (Quad/QUAD). На пути к оперативному сотрудничеству американцы в сентябре 2021 года заключили оборонное соглашение AUKUS с Австралией и Англией.

В целях противоборства ВМС США китайцы в собственных военных операциях могут использовать свои наземные антикорабельные баллистические ракеты, наземные антикорабельные крылатые ракеты, наземные зенитные ракетные комплексы (ЗРК), авиационную технику наземного размещения (также, морскую), вооруженную антикорабельными крылатыми ракетами (ПКР), надводные и подводные корабли, снаряженные ПКР, наземные радары далекого деяния для нахождения и отслеживания кораблей противника в море и, в конце концов, разведывательные спутники.

Главную опасность надводным кораблям ВМС США в китайском диапазоне вооружений несут китайские антикорабельные ракеты, к которым относятся антикорабельные баллистические ракеты и антикорабельные крылатые ракеты наземного, морского и воздушного размещения. Последние небезопасны не лишь своим техническим совершенством, да и тем, что могут быть использованы сразу в чрезвычайно значительном числе.

Антикорабельные баллистические ракеты на нынешний момент являются основным китайским козырем в вероятной морской войне с американцами. На вооружении китайских ракетных войск состоит два типа антикорабельных баллистических ракет среднего радиуса деяния: DF-21D с дальностью полета свыше 1,5 тыс. км и DF-26 с наибольшей дальностью приблизительно 4 тыс. км. Обе системы имеют мобильное размещение на спец тягаче.

Эти ракеты, по заявлениям китайцев, «способны наносить как обыденные, так и ядерные высокоточные удары по наземным целям, также обыденные удары по морским целям». Китайская противокорабельная баллистическая ракета DF-21D была в первый раз в официальном порядке представлена на параде в Пекине 3 сентября 2015 года. Для обеспечения целеуказания для антикорабельных баллистических ракет в КНР запустили спутники: Яогань-7 (оптико-электронный), Яогань-8 (радиолокационный) и Яогань-9 (комбинированный).

Основная цель для китайских антикорабельных баллистических ракет — это американские ударные авианесущие корабли. Китайцы заявляют, что могут поразить DF-21D и DF-26 передвигающиеся корабли противника на большом удалении от берега. Как следует, боевые блоки китайских баллистических ракет могут производить маневры в полете по нисходящей линии движения к цели.

14 ноября 2020 года китайцы сообщили, что в августе 2020 года в итоге испытательных стрельб ракеты DF-21D и DF-26 удачно поразили передвигающийся корабль-мишень в южном направлении от Парасельских островов. Глава Индо-Тихоокеанским командованием США адмирал Дэвидсон сообщил, что НОАК провела удачные тесты противокорабельной баллистической ракеты по передвигающемуся кораблю.

По имеющейся информации, в КНР разрабатывают гиперзвуковую планирующую площадку, также, для оснащения китайских антикорабельных баллистических ракет. По данному поводу американские наблюдатели выражают суровую обеспокоенность, так как подобные ракеты в гиперзвуковом оснащении в купе с системами наблюдения и наведения разрешают Китаю штурмовать далековато в море авианесущие корабли и иные надводные корабли ВМС США либо корабли союзных и партнерских сил, которые действуют в западной части Тихого океана. Военно-морской флот США до этого никогда не сталкивался с угрозой со стороны высокоточных баллистических ракет, которые способны поражать передвигающиеся надводные корабли в море. По данной причине некоторые наблюдатели называют китайские гиперзвуковые площадки — орудием, которое «меняет правила игры» в морской войне.

Антикорабельные крылатые ракеты представлены в китайском арсенале в огромных количествах. Тут можно найти и крылатые ракеты российского производства, и свои китайские разработки. Наилучшей в классе китайцы называют противокорабельную сверхзвуковую крылатую ракету CM-302 разработки Китайской компании аэрокосмической науки и индустрии. Ракета была показана в Китай на авиационном салоне Чжухай. CM-302 является экспортным вариантом состоящей на вооружении НОАК крылатой ракеты YJ-12. Её развитием является новая противокорабельная крылатая ракета YJ-18, показанная на параде в Пекине 1 октября 2019 года.

YJ-12 имеет дальность полета до 400 км, а YJ-18, вероятно — до 550 км.

YJ-12 является ракетой воздушного размещения. Беря во внимание, что главные китайские истребители-бомбовозы типа Су-30МКК и J-11В имеют боевой радиус около 1500 км, оснащение их в YJ-12 дает им потенциальную зону поражения радиусом в 1900 км.

YJ-18 расположена на сверхновых кораблях типа 052D и в дальнейшем — на кораблях типа 055. Ракету могут нести в вертикальных шахтах атомные универсальные субмарины класса «Шань» (тип 093).

Некоторые американские наблюдатели пеняют, что руководство ВМС США отстает в вооружении надводных кораблей военно-морских сил США такими же китайским сверхзвуковыми крылатыми ракетами.

Китайские авианесущие корабли. Действующие китайские авианесущие корабли «Ляонин» (бывш. недостроенный русский тяжкий авианесущий боевой корабль «Рига») и «Шаньдун» не имеют катапульт. «Ляонин» на данный момент употребляют для подготовки пилотов китайской авианосной авиационной техники. В текущее время в КНР в постройке располагается авианосец «тип 003». По своим размерам и водоизмещению — 85 либо даже 100 тыс тонн он близок ударным авианесущим кораблям ВМС США. «Тип 003» будет обустроен катапультами. Но «тип 003» имеет не атомную, а обыденную двигательную установку. Но многообещающий китайский ударный авианосец «тип 004» будет обустроен уже атомной энергетической установкой. В КНР имеется две верфи, на которых вероятна постройка огромных авианосцев. К 2030 году китайский ВМФ, по усмотрительным оценкам, может иметь в строю шестерку авианосцев.

Китайские авианесущие корабли не в особенности необходимы в сценариях конфронтаций, которые связаны с Тайванем либо в Южно-Китайском море, так как эти места находятся в границах досягаемости китайских самолетов наземного размещения.

Как следует, Китай строит свои авианесущие корабли прежде всего из-за их ценности для каких-либо остальных операций либо для демонстрации статуса КНР как ведущей местной и наикрупнейшей мировой державы.

В боевых ситуациях с противоборством военно-морским и военно-воздушным американским силам китайские авианесущие корабли будут очень уязвимы для нападений кораблей и самолетов США.

На конфликт из-за Тайваня и на атакующие тактики китайцев, быстрее, показывает не авианесущие корабли, а китайская программа постройки огромных десантных судов. В сентябре 2019 года Китай запустил в плаванье 1-ый из тройки судов нового класса — десантных кораблей-вертолетоносцев под заглавием «тип 075», который, по оценкам, имеет водоизмещение от 30 до 40 тыс. тонн, что близко к американским кораблям такого же класса. В июле 2020 года говорилось, что Китай, планирует выстроить 1-ое судно из нового класса десантных кораблей-амфибий «типа 076». Огромные десантные корабли «типа 071», «типа 075» и в дальнейшем «типа 076» отлично подступают для проведения атакующих операций на острова «первой гряды» в Западной части Тихого океана. Однако, американские военно-морские специалисты больше боятся китайских антикорабельных ракет, но не новых больших китайских судов водоизмещением в 20, 40 либо даже 80 тыс. тонн. Сила китайского военного флота не в размерах его тоннажа, а в передовых военных возможностях не лишь самого флота, да и всей НОАК.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»