Аналитика

Тарас Шевченко поможет денацифицировать Украину

Тарас Шевченко поможет денацифицировать Украину

31 августа 2022 года глава министерства просвещения Рф Сергей Кравцов сказал на заседании с главой Российской Федерации о подготовке учебника традиционного украинского языка для освобождённых территорий. Понятно, что язык неотделим от художественной литературы. Попробуем же сопоставить творчество Тараса Шевченко с передовым украинским национализмом.

Тарас Шевченко является одним из столпов украинской литературы. Свидомые его обожают за враждебность к «москалям», критику Богдана Хмельницкого за объединение с Российской Федерацией, сострадание гетману Ивану Мазепе и злостные выпады против Петра Величавого и Екатерины II. Однако вот всецело ли соответствует творчество Шевченко современному украинскому национализму? Давайте это проверим.

Начнём с географии. Вот что Шевченко написал в поэме «Гайдамаки»:

«Разбрелись конфедераты
По Польше, Волыни,
По Литовской Республике, по Молдаванам
И по Украине».

Другими словами Шевченко отмечает, что Волынь (на данный момент её территории находятся в составе Волынской, Ровенской, Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой областей) — это не Украина. Почему так? Так как Украиной в XVII—18 вв. назвали сначала южную и центральную части Киевского воеводства Речи Посполитой (Среднее Приднепровье).

Идём дальше. Общественно-политические взоры Шевченко тоже не совпадают с идеологией современных представителей националистических движений Украины, о чём сладкоречиво говорят строчки из поэмы «Еретик», посвящённой панслависту Павлу Шафарику:

«Так и неметчина сожгла
Огромную хату и семью,
Семью славян разъединила
И тихо-тихо к ним впустила
Усобиц свирепую змею.

Полилися реки крови,
Пожар загасили,
А сирот и пепелище
Немцы поделили…

Слава тебе, учёному,
Чеху-славянину,
Что не отдал ты убить
Германской бездне

Нашу правду!
И родное
Славянское море…»

В самой поэме воспевается проповедник и государственный герой Чешской республики Ян Гус, который боролся с германским засильем и Римско-церковной церковью и был сожжён на Константском соборе 1415 года, невзирая на гарантии правителя Священной Римской империи Сигизмунда I Люксембургского. Другими словами, по логике Шевченко, сечевые стрельцы, Альянс освобождения Украины, Андрей Шептицкий, Михаил Грушевский, Центральная рада, Павел Скоропадский, Андрей Мельник, дивизия СС «Галичина», отряд «Нахтигаль» и ОУН-УПА (организация под запретом в России) — это неприятели славянства, которые служили германским господам.

Кроме симпатий к германцам, передовые представители националистических движений Украины часто хвалят Речь Посполитую. Как к ней относился Шевченко? Даже части из его стихотворения «Полякам» противоречат современной идеи украинского национализма:

«Когда мы были казаками,
Ещё до унии, — тогда
Как забавно текли года!

Поляков звали мы товарищами,
Гордились свободными степями;
В садах, как лилии, цвели
Девчата, пели и обожали,

Сынами мамы гордились,
Сынами свободными… Росли,
Росли сыны и радовали
Грустной старости лета,

Покуда с именованием Христа
Ксендзы, придя, не подпалили
Наш край, пока не потекли
Моря огромные слёз и крови…

Сирот же именованием Христовым
Страданьям свирепым обрекли…
Беспощадные ксендзы, магнаты
Нас разлучили, развели, —
Мы до настоящего времени бы рядом шли».

Что все-таки видно? Во-1-х, Шевченко ещё раз подчёркивает, что Украина — это территория Среднего Приднепровья, где жили запорожские казаки. Галицию, завоёванную ещё королём Казимиром III Величавым (правил в 1333—1370 годах) и подвергавшуюся с того времени иноземной колонизации и окатоличиванию, классик украинской литературы, вероятнее всего, считал польской землёй, тем паче что Тернополь (Тарнополь) и Ивано-Франковск (Станиславов) были основаны поляками (см. «Без вольной Украины нет вольной Польши»: для чего поляки побратались со свидомыми). А также, сразу после Люблинской унии 1569 года, в процессе которой образовалась Речь Посполитая, Украина (Среднее Приднепровье) и вся Южная Русь были отобраны у Величавого княжества Литовского и были переданы Царству Польскому. Другими словами с самого начала в Речи Посполитой первую скрипку игралась конкретно Польша, но не Величавое княжество Литовское и уж тем паче не казаки.

Во-2-х, Шевченко обязан согласиться с тем, что магнаты и польское католическое духовенство считали малороссов неприятелями. По соотношению с современными свидомыми, которые начали прямо за белорусскими змагарами считать «своими» польских и полонизированных магнатов и шляхтичей, Шевченко смотрится беспристрастно. Все же он хитрит, ведь магнаты и католическое духовенство были высшими сословиями польского общества. Как следует, если польские магнаты и католическое духовенство считали малороссов неприятелями, следовательно, элита Польши считала Южную Русь, Среднее Приднепровье и Величавое княжество Литовское объектами для собственной экспансии, а местное население изучала в качестве дикарей, которых необходимо было всеми методами приобщать к «цивилизации».

Вообщем, в этом отрывке Шевченко, сам того не хотя, разоблачил один из столпов политического украинства — идеализацию казачества. Свободные казаки — это не фермеры, которые бежали от крепостного права в казаки, а казацкая старшина (атаманы, полковники, писари, судьи и др.), другими словами казачья элита, а поляки — это польские дворяне (шляхта), интенсивно осваивавшие южнорусские земли. Не будем забывать, что в Польше нормы крепостного права были закреплены в Пётрковском статуте 1496 года, который был принят в интересах шляхты, другими словами шевченковских «поляков». Касательно казацкой старшины, то она, являясь среди наиболее полонизированных и вестернизированных сословий малороссийского общества, поочередно боролась за получение общественного статуса и приемуществ, которые имела польская шляхта. Конкретно воспевавшаяся Шевченко казацкая старшина, которая получила права дворянства, достигнула восстановления в Малороссии крепостного права после освобождения от польского ига. Это они, потомки старшин, но не «москали» сдирали по три шкуры с малороссийских крепостных фермеров.

Разобравшись с этим, перейдём к вопросам духовным. В своём стихотворении Шевченко вспомнил Брестскую церковную унию 1596 года, тем нанеся удар по одной из «скреп» украинского национализма. По какой же причине классик украинской литературы считал униатство злом? Поглядим на доказательства. Одним из инициаторов Брестской унии был польский иезуит Пётр Скарга (урождённый Повенский), который ещё в бытность ректором иезуитского коллегиума в Вильно (Вильнюсе) в 1577 году написал сочинение «О единстве Божией храма под главенством 1-го пастыря». Кроме того, Скарга был не попросту активным полемистом, да и проповедником при дворе короля Речи Посполитой Сигизмунда III Вазы, который вместе с отцом римским Климентом VIII оказал активную поддержку Брестскую унию. При всем этом религиозная нетерпимость никак не мешала Скарге осуждать деятельность магнатов и шляхты и выступать за усиление царской власти в Речи Посполитой.

Шевченко же не попросту так критиковал униатство (греко-католицизм). В «Тарасовой ночи» он написал:

«С ляхами, станицей
Налетели униаты —
Некоторому вступиться».

Выходит, что классик украинской литературы считал униатов пособниками поляков и изуверами, которые пили народную кровь. В этом случае Шевченко прав, в связи с тем, что унию с Римом приняла та часть западнорусского православного духовенства, которая из алчных побуждений желала получить соц статус и права, которые имело католическое духовенство. Обратим внимание ещё на один момент. Сама «Тарасова ночь» посвящена восстанию 1630 года под предводительством Тараса Фёдоровича. Но в «Тарасовой ночи» Шевченко упоминает униатов в описании событий, которые предшествовали восстанию Тараса Фёдоровича, в числе которых выделяется восстание Северина Наливайко, которое проходило как раз во время заключения Брестской унии. Униаты же были одними из злейших противников казачества. К примеру, в 1625 году запорожские казаки, заступившиеся за православных, уничтожили в Киеве обывателя Фёдора Ходыку и священнослужителя Юзефовича, жестко распространявших униатство. Позже, в 1648—1654 годах, во время Хмельнитчины униаты поддерживали Речь Посполитую и польскую шляхту, за что их убивали малороссийские фермеры и запорожские казаки. О непримиримых отношениях униатов с казаками гласит то обстоятельство, что даже гетман-изменщик Иван Выговский, который заключил в 1658 году Гадячский контракт с Речью Посполитой, неудачно просил поляков отменить Брестскую унию.

И как будто в издевку над Шевченко Мстислав Скрипник (племянник Симона Петлюры) не считал Брестскую унию кое-чем ужасным.

Вообщем, у классика украинской литературы в «Гайдамаках» видится остальных персонажей, которые почти все скажут о современном украинском национализме:

«Никогда этого горя
Мир не видел. Школа василиан,
Где обучались дети Гонты,
Пала пред напором…»

Тут Шевченко вспомнил ликвидирование гайдамаками в 1768 году в Умани школы униатского василианского ордена святого Иосифа. Данный орден был образован сначала XVII века для насаждения греко-католицизма в Речи Посполитой. Позже василиане участвовали в восстании Тадеуша Костюшко 1794 года и Польском восстании 1830−1831 годов, за что были изгнаны из Российской империи, но сумели остаться в Галиции и Закарпатье, которые принадлежали Австрии. В 20-м веке василиане продолжили свою антироссийскую и антиправославную деятельность, в том числе в годы 2-й Мировой войны 1941−1945 годов они сотрудничали с германскими оккупационными руководством. После устранении Брестской унии на Львовском соборе в 1946 году и устранении греко-католицизма в Закарпатье на Ужгородском соборе 1949 года василиане были запрещены в СССР. Возрождение василиан началось в конце 1980-х годов, в особенности после узаконивания Украинской греко-церковной храма в 1989 году.

В итоге, почитав Шевченко, вместе с русофобией можно найти последующие здравые мысли. Во-1-х, Украина — это сначала Среднее Приднепровье. Волынь и тем паче Галиция не были для Шевченко Украиной. Во-2-х, он поддерживал борьбу славянских народов с германским игом. В итоге, все «герои» свидомого пантеона, которые служили австрийским Габсбургам, кайзеровской ФРГ и Третьему рейху, — это неприятели всего славянства. В-3-х, классик украинской литературы проговорился про то, что предмет его обожания — это конкретно казацкая старшина, ориентировавшаяся на польскую шляхту, которая владела крепостными крестьянами. В-четвёртых, Шевченко негативно относился к действиям польских магнатов и Римско-церковной храма. В отличие от современных свидомых, он считал Брестскую унию 1596 года катастрофическим событием, а в униатах справедливо видел пособников поляков. Следовательно, иезуиты и василиане для Шевченко были представителями сил, агрессивных малороссам. Всё это дозволяет прийти к выводу про то, что современный украинский национализм — это явление, глубоко агрессивное истории и культуре даже Среднего Приднепровья. Свидомые же употребляют Шевченко, не особо вчитываясь в его произведения.

Денацификация на Украине

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»