Политика

Технический пересмотр: что ожидает в Российской Федерации водителей после отмены обязательного ТО?

Фактически весь 2021 год прошел «под знаком ТО» — данная тема, наверное, была самой обсуждаемой в числе автолюбителей. При этом сначала года пришлось уже во 2-ой раз переносить сроки перемены, а под конец года и совсем сделать технический осмотр необязательным. Однако накануне этого Государственная Дума решила усилить наказания для тех, кто технический осмотр не прошел! Алогично как-то на 1-ый взор. В действительности все можно разъяснить, пишет Игорь Моржаретто в журнале «Профиль».

Технический осмотр взамен техобслуживания

Знакомая всем система проведения постоянного технического осмотра транспортных средств возникла в Советском союзе около полвека назад — всего-то в 70-х годах прошедшего века, когда в государстве стартовала масштабная автомобилизация. Заработали АвтоВАЗ и ЗАЗ, увеличивали создание ГАЗ и завод «Москвич». Да, приобрести машина было большой неувязкой, но все равно раз в год автомобильный парк личных авто вырастал на 500−600 тыс. штук. А вот система постоянного техобслуживания для легковушек личных хозяев в государстве отсутствовала полностью.

У «жигулей», «москвичей» и «запорожцев» не было даже регулированных процедур и графика прохождения ТО. (Обычно обладатели без помощи других меняли масло и фильтры перед началом сезона, и всё.) И, что чрезвычайно принципиально, для большей части собственников авто обычный сервис машинки на редчайших станциях технического обслуживания транспортных средств (СТОА) в принципе был недоступен.

Помните русский кинофильм «Сотрудник ГАИ»? Руководитель СТОА в выполнении Никиты Михалкова там — правитель и бог, перед которым открыты все двери, и ему ничего не стоит снизить в должности добросовестного работника милиции. Да что там — иметь в товарищах мастера на автосервисе для обыденного гражданина было превеликим счастьем. Однако не многим везло, потому русские водители, обычно, «обслуживали» свои авто своими силами — в гараже, на даче либо где получится.

В 1974 году правительство принудило всех хозяев личных транспортных средств проходить технический осмотр на особых станциях. Ведь, как считают огромных руководителей, муниципальный технический осмотр был единственным методом проконтролировать техническое состояние машинки. При этом, как он по факту проходился — это некоторая история. Ведь формально авто должны были провести проверку больше чем по 1000 характеристикам, и, конечно, постоянно оператор мог найти причину, по которой «завернуть» обладателя на 2-ой круг. И однако к тому времени большая часть автолюбителей уже часто обслуживали свои машинки по порядку на 100, технический осмотр в «русском» виде просуществовал до 2011 года.

Технический пересмотр: что ожидает в Рф водителей после отмены обязательного ТО?

Опросы, которые были проведены пару лет назад, продемонстрировали, что 70−80% собственников авто, чтоб не стоять в очередях, талон ТО просто приобрели. Иллюстрация: Александр Миридонов/Коммерсантъ/ Vostock Photo

Технический осмотр в нагрузку к ОСАГО

Бессчетные опросы, которые были проведены сначала нашего века, демонстрировали, что 70−80% автолюбителей священный талончик ТО просто приобрели, чтоб не стоять в очередях и недопустить лишенных смысла и нескончаемых придирок (сам знаю, проходил). Стоимость зависимо от региона колебалась от 1 тыс. до 33 тыс. руб.

Чтоб закончить эту практику, при президенте Дмитрии Медведеве провели огромную реформу — функцию передали личным станциям ТО под контролем Российского союза автостраховщиков (РСА); заодно существенно облегчили требования. Очереди пропали, но большая часть автолюбителей, в соответствии с анкетированием, все так же предпочитают диагностическую карту просто приобрести. Почему — как я думаю, государственные служащие даже не думают. А напрасно.

Для собственников авто, которые и так смотрят за состоянием собственных авто, проходят все положенные регламентные работы, осмотр является только доп налогом и бесполезной растратой времени. А те, кто ездит на убитых развалюхах, обычный осмотр пройти все равно не могут. В конечном итоге организации сферы страхования просто давали в дополнение к полису страхования автогражданской отвественности приобрести и диагностическую карту (за 1−1,5 тыс. руб.) даже без предоставления машинки.

Заместо изучения — почему так случается, ведь функцию облегчили, очереди пропали, ну и стоимость проверки стала низкой — в кабинете министров пару лет назад надумали провести еще одну «карательную» реформу ТО. Чтоб раз и навечно исключить даже гипотетичную возможность покупки диагностической карты без предоставления машины на проверку!

Проекты разрабатывались почему-либо в Министерство экономического развития, и в качестве подтверждения необходимости таковых мер приводили растущие числа числа аварий из-за отвратительного технического состояния авто. Они будто бы составляли выше трёх процентов от числа всех ДТП! Муниципальная дума нежданно стремительно приняла корректировки к закону о ТО, в КоАП и в УК, которые должны были вступить в силу еще в мае 2019 года. Однако произошел режим самостоятельной изоляции (не считая того, по домыслам, не были готовы бессчетные подзаконные акты), потому реформу перенесли на март 2021 года. С того времени в МВД и Министерстве транспорта разработали ряд нужных документов.

Для борьбы с покупными диагностическими картами на пунктах ТО процесс должен будет фиксироваться камерами (сначала и конце обследования) с обязательным четким геопозиционированием. Электронные диагностические карты действительны только при наличии усиленной профессиональной подписи работника сервиса. В случае нарушений ГИБДД сумеет отменить документ. Нарушителей — как продавцов, так и покупателей карт — ожидают кары вплоть до уголовного наказания. Есть и иные новшества и требования, тоже очень твердые, в главном по части оснащения самих станций. Вообщем, сама процедура технического осмотра не перетерпела особенных изменений.

Однако главы всех уровней убеждали, что к реформе все готово, приблизительно с начала февраля в средства массовой информации стали появляться публикации про то, что к работе заного система не готова, что разрешения на работу в новых критериях получили меньше десять процентов станций ТО (из формально имеющихся 5,5 тыс.). И в принципе неясно, готова ли к работе заного информсистема ЕАИСТО. Смогут ли системы геопозиционирования точно указать координаты машинки, чтоб уложиться в твердые требования? И самое основное: лишь около сорока процентов операторов сообщили, что они готовы работать по новым правилам. По половине постов ТО инфы в принципе не было; кто-то, может быть, и совсем не пережил полугодовой принужденный обычный в 2020 году…

И все «оставшиеся в живых» единодушно сообщили, что не смогут работать по имеющимся расценкам. Здесь история такая: местные власти устанавливают максимальные ставки по методике Общегосударственной службы по тарифам, которая была утверждена в 2012 году. Цены издавна не соответствуют нынешним реалиям — к примеру, в республиках Северного Кавказа ТО стоит 300 рублей, в Московской области — 800, в Хабаровске — 1000. В среднем тариф составляет 500 рублей, что не даёт окупить работу служащих, приобретение оборудования и аренду помещения, в особенности в больших городах. Еще летом 2020 года в ФАС (Общегосударственная служба по тарифам была ликвидирована в 2015 году) дали обещание создать актуализированную методику, но до настоящего времени этого не сделали. И сроков не называют.

А за подобные средства даже «выжившие» пункты ТО работать не очень готовы. И в кабинете министров Российской Федерации, вероятно, решили поступить по обычному варианту: из-за длящейся сильной эпидемии разрешили автолюбителям не проходить ТО с 1 марта до 1 октября. А позже, дескать, разберемся…

Заявление премьера и опубликованное через трое суток распоряжение кабинета министров стали шоком для операторов технического осмотра. И даже, говорят, для некоторых госслужащих, которые готовили новшества в данной области. Главы почти всех станций и постов технического осмотра были думают, что результаты этого решения могут быть трагическими. Ведь ветвь, где работали несколько 10-ов тысяч профессионалов, с огромным трудом пережила результаты полугодового карантина 2020-го.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  США поделятся с Австралией ядерными военными технологиями в рамках AUKUS

Те, кто выжил, готовились к работе по новым правилам, приобретали новое оборудование и ПО, нанимали и готовили профессионалов, оформляли электронные подписи… Никто пока не посчитал вложенные средства, но при любом варианте счет шел на 10-ки млрд рублей. Получится ли окупить эти вложения, если заместо намеченного потока легковушек (а это приблизительно 15−20 млн) на пункты приедут лишь миллион большегрузов и автобусов? Они особенной погоды не сделают…

Можно ждать, что существенная доля операторов закроется и уйдет с рынка. А также, как и раньше нерешенным остается вопрос ставок за проведение ТО (см. выше). Новых формул расчетов пока нет, а по старым расценкам кто даст согласие работать? Резкое же увеличение цен вызовет взрыв недовольства рядовых автолюбителей. Словом, как ни старайся, с реформой ТО что-то нужно делать. Или опять откладывать её введение на новый срок, или опять переписывать. Сейчас — кардинальным образом.

Откуда возникла добровольность ТО

Если честно, я даже представить для себя этого не мог, но в августе прошедшего года глава ГИБДД МВД Рф Михаил Черников высказал воистину революционную мысль — сделать добровольческим технический осмотр легковых транспортных средств, которые принадлежат личным лицам и употребляются в своих интересах. А что, отличная мысль. В особенности если вспомнить, что при любом варианте в соответствии с законодательством за техническое состояние машины отвечает шофер, и лишь шофер.

Перед выездом он должен «провести проверку и в пути обеспечить исправное техническое состояние тс» (Правила дорожного движения, ст. 2.3.1). Потому во большом количестве государств обязательный технический осмотр для личных транспортных средств отменен, но в страховом полисе верно прописана такая ответственность шофера (с вероятными финансовыми выводами в случае ДТП). К слову, в конце лета случилась по данному поводу еще одна отличная новость — депутаты «отвязали» ОСАГО от технического осмотра (ранее без предъявления диагностической карты полис приобрести было нельзя).

Нежданно мысль об отмене ТО поддержали депутаты, также главы кабинета министров. И в доказательство корректности этого плана здесь же были озвучены новые сведения статистики, сейчас от РСА. Оказывается, настоящая аварийность из-за отвратительного технического состояния транспортных средств составляет… приблизительно 0,1 %! И в принципе, почти всегда это 2-ая, которая сопутствует причина. К примеру, шофер превысил скорость и допустил ошибку в управлении, а еще у него была летняя резина в зимнюю пору… Лишь технический осмотр, который был проведен летом, никак не сумел бы предупредить такую трагедию!

В общем, далее нежданно завертелся некоторый маховик, и всем вдруг прояснилось, что технический осмотр для личных авто может (и должен) стать добровольческим и необязательным. Стремительно возник проект закона, приготовленный руководящей партией, в месяц прошло волеизъявление в 3-х чтениях (фактически единогласное) в Государственной Думе (к слову, так же стремительно депутаты два с половиной года назад ужесточили требования к проведению технического осмотра). И уже 30 декабря, что называется, «под елочку», документ начал своё действие. Радуемся?

Технический пересмотр: что ожидает в Рф водителей после отмены обязательного ТО?

ТО нужно пройдет, если возраст машинки больше 4 лет, если были внесены перемены в конструкцию, также при постановке машины на учет либо смене обладателя. Иллюстрация: Олег Харсеев/ Коммерсантъ/ Vostock Photo

Что ожидает хозяев пунктов ТО

Непременно, причина для радости есть. Однако для начала давайте разберемся, что случилось и на кого эти новшества распространяются. В Государственной Думе думают, что отмена обязательного технического осмотра коснется приблизительно 50 млн тс (легковых транспортных средств и байков), существенно облегчив жизнь их обладателям.

В действительности цифра, как я думаю, несколько гиперболизирована. Ведь в процессе обсуждения депутаты исключили из перечня несколько принципиальных категорий транспортных средств, для которых ТО остается обязательным. Я не говорю о грузовом, частном транспорте, автобусах и такси — для них ничего не изменяется (а технический осмотр для автобусов собираются еще более ужесточить). Однако с этого момента функцию обязательного технического осмотра нужно пройдет при постановке машины на учет (или при смене обладателя), если возраст машинки больше 4 лет. Сейчас при регистрации в ГИБДД этого машины потребуют и действующую диагностическую карту. Другими словами после покупки новый обладатель должен будет в течение 10 дней пройти ТО.

Технический пересмотр: что ожидает в Рф водителей после отмены обязательного ТО?

После покупки машины новый обладатель должен в течение 10 дней пройти ТО. Иллюстрация: Алексей Сухоруков / СМИ

Считаю, что таким образом депутаты желали подсластить «горькую таблетку» для хозяев станций технического осмотра, которые лишились львиной толики клиентов. А так — гарантированный поток по меньшей мере в 6 млн авто в год (столько у нас продают в год машин на вторичном рынке).

Еще одна группа собственников авто, которым придется пройти ТО, — те, кто занес перемены в конструкцию и поменял один из главных агрегатов машины (к примеру, движок). Самые пользующиеся популярностью переделки у нас — это перевод машины на газовое горючее либо суровая доработка для поездок по бездорожью. И, по различным подсчетам, таковых собственников авто много — до 0,5 млн раз в год. Наверное найдутся и подобные водители, которые привыкли уже проходить технический осмотр и будут делать это и далее. На всякий случай. Так что не все так плохо для хозяев пунктов ТО. Однако, естественно, большая часть их новую реформу не переживет.

И отмена (точнее, его добровольность) технического осмотра не значит, что можно расслабленно выезжать на магистраль на неисправном авто. У инспекторов ДПС и ранее была легитимная возможность (и даже обязанность!) приостановить машину для проверки «при зрительном обнаружении признаков поломки, создающ?? угрозу безопасности дорожного движения».

Технический пересмотр: что ожидает в Рф водителей после отмены обязательного ТО?

У инспекторов ДПС как и раньше остается право проверки технического состояния машинки. Иллюстрация: Анатолий Жданов/Коммерсантъ/ Vostock Photo

Технический осмотр на магистрале проводить нельзя, но как пропустить авто с разбитыми, неработающими фонарями либо клубами темного дыма из выхлопной? Перечень дефектов, с которыми запрещена эксплуатация машины, есть в ПДД. А сейчас такая обязанность служащих ГАИ прописана и в законе. И если машина-нарушитель «вне закона», офицер милиции должен запретить его внедрение до ликвидации недочетов, также следующего прохождения технического осмотра.

Чего мне не хватило в новом законе? На данный момент, когда все автомобильные заводы устанавливают для собственной продукции порядки техобслуживания, а большая часть собственников авто эти порядки соблюдают, было бы разумно выдавать свидетельство о прохождении технического осмотра по итогам планового техобслуживания. Поехал на постоянное сервис и заодно получил диагностическую карту. Это, к слову, стало бы доп побуждением для перехода собственников авто от различных «гаражных сервисов» к передовым 100, имеющ?? подобающую лицензию (другими словами делают нужные эталоны). Однако депутаты как и раньше думают, что это приведет к навязыванию доп услуг. Не знаю… Данная практика есть в ФРГ и почти всех остальных государствах и непревзойденно работает.

А еще мне чрезвычайно бы хотелось, чтоб в этом году у нас… отменили и мед справку, которая издавна тоже перевоплотился в лишенный смысла анахронизм. И большая часть автолюбителей её приобретают, невзирая на бессчетные попытки госслужащих ужесточить функцию. Однако это уже иная история.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»