Бывший-посол Армении в Голландии и Индонезии Дзюник Агаджанян, опытный армянский дипломат, в беседе EADaily рассуждает о трудностях в нормализации карабахского конфликтной ситуации и переговорном процессе Армения — Азербайджан, также желании Запада и Турции вытеснить Российскую Федерацию из Закавказья.
Дзюник Агаджанян. Иллюстрация: a1plus.am
— Вероятнее всего, 2023 год начался с тупиковой положения дел в переговорном процессе по подписанию мирного соглашения меж Арменией и Азербайджаном. Как сейчас Ереван и Баку близки либо далеки от урегулировании отношений? Какие ваши прогнозы в короткосрочной и среднесрочной перспективе?
— Прогнозы печальные, так как я не считаю, что Армения и Азербайджан близки к подписанию какого-нибудь соглашения. И, судя по сегодняшним действиям, которые решает Ильхам Алиев, в том числе закрытие Азербайджаном единственной дороги-коридора, которая связывает Арцах (историческое армянское заглавие Нагорного Карабаха. — Ред.) и Армению, навряд ли можно ждать позитивных перемен.
— В Ереване определённая часть общества и политических сил не удовлетворена действиями Рф в качестве посредника в армяно-азербайджанских обсуждениях, также миротворца в зоне карабахского конфликтной ситуации. По меньшей мере звучит критика в адрес стратегического союзника, будто бы не полностью выполняющего свои обязанности гаранта безопасности в отношении Армении и Нагорного Карабаха. И как максимум ставится вопрос о необходимости нахождения российской армейской базы в Армении и миротворческого контингента в Арцахе (Нагорный Карабах)…
— Не согласна с схожей оценкой действий Рф. Сейчас мы являемся очевидцами положении, если с подачи Запада предпринимаются шаги для понижения роли и значения российских отрядов миротворцев в Арцахе и военного пребывания Рф в Армении. Например, некоторые влиятельные представители армянского управления делают обращения про то, что российская армейская база в Армении не только не гарантирует безопасность государства, да и создаёт для неё угрозу. Такие выражения — это практически инструмент для перемены в армянском обществе в общем положительного отношения к Российской Федерации, что, со своей стороны, может содействовать изменению внешнеполитического вектора нашего государства в сторону Запада.
— И всё-таки можно ли настаивать на том, что Москва в ближайшее время в определённой степени теряет свои позиции в Закавказье?
— Не думаю. Естественно, у неё сейчас много вопросов, которые связаны, например, с положением дел на Украине либо же межгосударственными санкционными мерами. Притом есть чёткая стратегия Запада по вытеснению Рф из регионов по всему периметру её границ. И с этой целью создаются горячие точки для вероятного открытия «второго фронта» и ослабления Рф. И в такой политике одним из главных направлений является Закавказье.
С иной стороны, Российская Федерация, со своими отрядами миротворцев в Арцахе, обязана соблюдать некоторую нейтральность и ограничивать свои вероятные деяния и обращения, чтоб не поставить под угрозу саму миротворческую операцию в Арцахе и безопасность его жителей, к чему интенсивно стремится Азербайджан.
— Беря во внимание конкретную враждебность во отношениях Российская Федерация — Запад, можно ли ждать, что Закавказье станет ареной новой противостоянии меж ними? Либо все же Москва, Вашингтон и Брюссель будут стремиться на некоторый период утихомирить страсти в регионе?
— Утихомирить страсти в регионе хочет только Москва. Однако из Вашингтона и Брюсселя звучат определённые обращения, которые требуют открытия Лачинского коридора, повторяю: они производят политику по разрушению баланса в Закавказье и открытию «второго фронта» против Рф. Схожее ход ситуации может привести к новому конфликту в регионе.
— Разумеется, что блокирование Азербайджаном Лачинского коридора — это определенный шаг по разрешению карабахской трудности силовым путём. Создается ощущение, что Ильхам Алиев склонен и в предстоящем прибегать к схожим жёстким способам. И всё же, имеется ли альтернатива схожему варианту?
— Изоляция Арцаха Азербайджаном — не только конкретное силовое действие по решению нагорнокарабахского вопроса. Это, в принципе, также преступление против населения земли с намерением выполнить этнические очистки и получить территорию без её автохтонного жителей. Схожими силовыми способами Баку хочет, в том числе, достигнуть новых территориальных уступок со стороны Армении, открыть так именуемый Зангезурский коридор, не допустить сотворения боеспособной армянской армии.
Все же думаю, что альтернатива силовому варианту существует. И с этой целью сначала нужно, чтоб в Армении произошла смена власти. И чтоб новая власть в центр внимания собственной работе поставила вопрос самоопределения Арцаха как основополагающего принципа разрешения нагорнокарабахской трудности.
— В сегодняшних местных действиях очень активны Турция и Иран. Как разумеется, они придерживаются различных позиций. Турция — военно-политический партнёр республики Азербайджан. При этом Иран выступает с позиции сохранения стабильности в регионе. Не приведёт ли разная интерпретация ситуации этими имеющими влияние местными игроками к ещё большей неопределённости в Закавказье?
— Конечно же, что позиции Тегерана и Анкары различаются между собой, при этом кардинальным образом. Иран против территориальных изменений в регионе, чтоб не появлялись доп угрозы и опасности для собственной безопасности. Говорится о перспективе ещё большего роста и расширения турецкого фактора на всём протяжении северных границ Ирана, также и в контексте углубления союзнических отношений Анкара — Баку. Притом очень напряжены ирано-азербайджанские отношения, что является доп фактором вероятной нарушения стабильности в регионе. Одновременно Тегеран осознает, что в случае появления серьёзных вопросов на севере очень возможно, что будут подобные же трудности на южных и восточных границах государства.
Ну а Турция собственной политикой совершенно точно дестабилизирует регион. Притом Анкара не только заинтересована, да и оказывает активную поддержку все деяния Запада по вытеснению Рф из Закавказья. Если такие деяния увенчаются фуррором, на очереди Северный Кавказ, остальные тюркоязычные субъекты Российской Федерации, также Центральная Азия.