Аналитика

В Республики Белоруссия готовят реформу Конституции. В чем её индивидуальности?

О необходимости проведения конституционной перемены в Республики Белоруссия говорится в протяжении последних пары лет. Побуждением к больше активной работе в этом направлении стали действия, которые последовали после голосования за выборах президента, которые состоялись в августе 2020 года. Разразившийся общественно-кризис в политической сфере, который по формальным признакам сейчас уже прошёл свою острую фазу, принудил белорусские власти находить пути его разрешения.

Конкретно реформа Главного закона государства и показалась управлению Республики Белоруссия главным механизмом восстановления стабильности в республике. Одновременно, за прошедшие месяцы стало разумеется, что перемены в белорусской Конституции не будут носить кардинального характера. Кроме того, почти все из них уже вызывают отрицательное осознание в рядах соперников Александра Лукашенко, надеявшихся при помощи этой перемены придти в руководству.

Мысль конституционной перемены витала в Республики Белоруссия в протяжении последних пары лет. Она была идефикс у оппозиционных сил, о ней размышляли провластные политологи, временами высказывался по этому вопросу и руководитель страны. Еще в 2018 году Лукашенко подчеркивал, что сейчас разговора не ведется ни о каких изменениях Конституции, в связи с тем, что «нам на данный момент не до голосований». При этом, уже тогда в его словах звучало то, что стало лейтмотивом готовящихся сейчас изменений. В 2019 году он сообщил, что «не стоит рассчитывать на то, что в случае изменения Конституции будет организованы фундаменты для наших майданов и майданутых».

«Этого в государстве не будет, пока я президент», — утверждал Лукашенко.

В марте 2019 года руководитель страны опять возвратился к вопросу о вероятном изменении Конституции. В процессе обычного «Огромного беседы» он сказал, что отдал задание Конституционному суду создать проект нового Главного закона, который предусматривает перераспределение возможностей меж ветвями власти и даже вероятный переход на голосование парламента по партийным перечням. Позднее белорусский лидер повторил все это и в собственном послании народу и парламенту, подчеркнув, что пока нет даже идеи новой конституции. Сразу Лукашенко говорил, что государство прошла тот шаг, когда ей необходима была мощная президентская власть и сейчас, как он сообщает, нужно наделять императивными возможностями остальные ветки власти.

«Президент должен быть руководителем страны, но не мотаться по полям и фермам», — сказал Лукашенко.

Может быть, процесс изменений Конституции Республики Белоруссия затянулся бы на долгие и длительные годы, если б не действия 2020 года. Разразившейся в государстве кризис принудил власти республики по-иному посмотреть на происходящее. За полтора месяца до голосования Лукашенко анонсировал внесение решительных изменений в Конституцию, которые положат начало изменениям в государстве, и будут проходить «цивилизованно» и без слома общественного уклада. Предпосылкой изменений президент назвал надобность заного распределить в Главном законе возможности властей различных уровней «вниз — до председателей райисполкомов, главу региона». Но это нисколечко не понизило градус напряженности в государстве, который вылился в многомесячные демонстрации против результатов голосования за выборах президента.

Практический паралич власти в 1-ые недели происходящего заставили Лукашенко лично заниматься тушением возгорания, выступать на массовых акциях, ездить по компаниям и встречаться с недовольными белорусам. Вот тогда все почаще стали звучать слова про то, что новая Конституция будет разработана в самое последнее время, все аспекты недовольных в ней будут учтены, а после её принятия может быть будут проведены и новые выборы президента.

«Никакую конституцию я под себя не делаю. С новой конституцией я уже с вами президентом работать не буду», — сказал Лукашенко в ноябре прошедшего года.

В Республики Белоруссия готовят реформу Конституции. В чем её индивидуальности?

Лукашенко во время поездки на МЗКТ в августе 2020 года. Иллюстрация: БелТА

Тогда почти всем складывалось ощущение, что такие слова белорусского лидера, как и обращение о начале работы над конституционной реформой, являются его уступкой оппозиции и поддерживающему её Западу. Как считают ряда специалистов, протесты принудили Лукашенко пойти на данный шаг, чтоб сгладить положение дел, успокоить народ и западных партнёров, также сделать механизмы неопасного себе транзита власти. Но, как проявили последующие событий, такие расчёты оказались иллюзиями, которые стремительно были развеяны белорусскими руководством.

Про то, что работа над новой Конституцией начинается, Лукашенко заявил лишь в феврале, когда стало совсем ясно, что попытка захвата государственной власти в государстве упала, а его противники оказались или за рубежом, или за сеткой, или в глубочайшем подполье. На проходившем в Минске Всебелорусском народном собрании (ВНС), президент сказал, что в течение 2021 года проект новой Конституции будет разработан и вынесен на голосование. В сей раз речи о новых голосовании не шло, а требованием руководителя страны было внесение таковых положений в Главной закон, по которым «ни один волос со приверженцев сегодняшнего президента свалиться не может».

В марте глава Республики Белоруссия поставил подпись под указом о разработке Конституционной комиссии в составе 36 человек, чем отдал старт практической работе по изменению Главного закона государства. Броско то, что в её состав вошли не лишь юрисконсульты, как, к примеру, глава Конституционного суда Петр Миклашевич, да и люди, дальние от сотворения и интерпретации законов. А также, в нее попал и глава информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский, который все еще является подозреваемым в попытке организации масштабных правонарушений, но после выхода из следственного изолятора КГБ интенсивно принимает участие в общественно-политической жизни государства. Комиссия провела 11 больших совещаний, исследовала огромное количество предложений с мест, которые собирались руководством на территории всего государства в протяжении осени и, в результате, вышла со своими предложениями к президенту. Но, как в процессе работы, так и во время представления предложений руководителю страны стало ясно, что процесс разработки новой Конституции идет очень трудно, а её новый вариант сама комиссия сделать навряд ли сможет. Логично, что летом Лукашенко отторг 170 страничек «писанины», которые ему были представлены.

«Собирайтесь и попытайтесь это до чтения на уровне президента привести в соответствие. А позже вместе со мной (я дал обещание это), мы сядем и пойдем по каждому разделу, по каждой статье. А позже вынесем на общенародное обсуждение — пусть люди ознакомятся. И не позднее февраля мы проведем голосование», — сообщил тогда он.

В Республики Белоруссия готовят реформу Конституции. В чем её индивидуальности?

Юрий Воскресенский. Иллюстрация: president.gov.bу

Схожая реакция Лукашенко на выставленные ему предложения была полностью закономерной, в связи с тем, что Комиссия длительное время не могла придти к одному воззрению по поводу того, что должно быть в новой Конституции, чтоб она приглянулась руководителю страны. На самом деле, её члены не могли без помощи других решить, что поменять, а от Лукашенко никаких особенных распоряжений не следовало. В протяжении всей работы Комиссии никакой определенной инфы о предложениях не было и даже во время последнего совещания с участием руководителя страны 28 сентября полной чёткости по этому вопросу не появилось. Потому не случаем, что белорусский лидер решил больше не мучать членов Комиссии, и сообщил, что сейчас «дошлифовкой проекта Конституции займутся специалисты-юрисконсульты, которые в сжатые сроки избавят юридические разногласия». Подразумевается, что проект Главного закона будет подготовлен к концу года, после этого будет проведено публичное обсуждение, и лишь после чего пройдет голосование в феврале месяце.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Безальтернативная «Альтернатива»: к чему приведёт уход сопредседателя АдГ

В общем, вариант представленных предложений по изменению Конституции Александра Лукашенко устроил, однако у него и осталось огромное количество вопросов и замечаний. Но главной посыл белорусского лидера был услышан — никаких серьезных перемен, которые могли бы допустить в руководству его врагов, в государстве не будет. Кроме того, по имеющейся сейчас инфы, по собственной сущности новая Конституция, если она будет принята, будет носить больше жёсткий характер и лишь укрепит президентскую роль в государстве, с одним маленьким, но принципиальным исключением — руководителя страны будет легче отстранить от власти, задействуя механизм ВНС. Конкретно это, как считают специалисты, говорит о том, что Лукашенко вправду задумался о транзите власти, но планирует сохранить у себя в руках полный контроль за управлением государством. При всем этом сам белорусский лидер всевозможными способами опровергает такие утверждения, утверждая, что его необходимо будет еще «просить на коленях и благодарить» за то, если он даст согласие возглавить Всебелорусское народной собрание, однако такие обращения уже все почаще стали раздаваться в его ближнем круге.

Вероятные перемены в Конституции Республики Белоруссия смотрятся последующим образом. На базе «мирового опыта» и «современных тенденций развития конституционного законодательства» подразумевается поменять 53 статьи, сделать 14 новых и еще 3 исключить. Согласно мнению Петра Миклашевича, президентская форма правления сохранится, но функции веток власти будут перераспределены. Сразу Всебелорусское народное собрание получит конституционный статус «высшего презентабельного органа народовластия» с правом отстранения президента от власти. Кто будет заходить в состав ВНС, какие будут возможности у этого органа и как они будут соотносится с работой белорусского парламента, сейчас все еще не понятно. Но понятно, что изменения подразумевают бессрочное участие в ВНС главу Республики Белоруссия.

А также, никаких изменений в плане партийной либо избирательной систем в Конституции пока не предусматривается, однако в конце 2020 года об этом заявлялось открыто, и в государстве даже началась работа по созданию новых партий. Единственным нововведением станет единый день выборов, а работа парламента продлится на один год — с 4 до пять лет. В остальном политическая системы страны сохранит свою прежнюю форму. При всем этом в Главной закон будет внесено огромное количество разных косметических изменений, которые, на самом деле, только узаконят сложившуюся на сей день положение дел.

А именно, идет речь про то, чтоб дополнить преамбулу Конституции словами о новых ценностных установках — «сохранение государственной самобытности и независимости». Устанавливается обязанность страны «обеспечить сохранение исторической правды и памяти о геройском подвиге белорусского народа при защите Отечества в годы 2-й Мировой войны» и подтверждается верность прежней соцполитике. В качестве конституционного долга людей закрепляется «проявление любви к отечеству, гражданской активности, сохранение исторической памяти». Добавочно прописывается пункт про то, что брак — это альянс мужчины и дамы, а смертельный приговор сохраняется. Эти два положения смотрятся как реальный вызов Западу, в особенности в условиях того, что вопрос о смертной экзекуции является одним из краеугольных в построении отношений Республики Белоруссия с Европейским Союзом. Еще в зимнюю пору подразумевалось, что высшую меру наказания в государстве упразднят, но Лукашенко высказался против этого, и вопрос отложили на неопределенный срок, вплоть до проведения некоторого всенародного голосования.

Вправду суровыми переменами в Конституции могут стать только те статьи, касающиеся наружной политики и статуса руководителя страны. В первом случае идет речь о закреплении положения, который исключает возможность армейской злости с территории республики в отношении остальных стран, также отказ от рвения к нейтралитету. Во-втором — перераспределение возможностей и ограничение сроков нахождения у власти 1-го человека, бывшее конфисковано из Конституции после всенародного голосования 2004 года. Подразумевается, что сейчас главой Республики Белоруссия может стать гражданин республики не молодее сорок лет, который не имеет зарубежного гражданства и повсевременно живущий в государстве более двадцать лет конкретно накануне выборов. Одно и тоже лицо не быть может руководителем страны свыше 2 раз, президент больше не будет иметь права отменять акты кабинета министров и издавать декреты, а часть его возможностей будет отдана кабинету министров, парламенту и местным органам управления. Одновременно, сейчас непонятно, какие конкретно возможности будут переданы и как кардинальным образом это поменяет роль руководителя страны в управлении.

Как считают ряда специалистов, никаких глобальных изменений в случае окончания конституционной перемены в Республики Белоруссия ожидать не стоит. Республика не лишь остается в рамках прежней модели управления, но в ней могут показаться доп механизмы, которые не допустят в руководству никого из сегодняшних либо будущих врагов Лукашенко. Это, на самом деле, являлось основным требованием белорусского лидера, и на это были направлены все последние юридические начинания, претворённые в жизнь в государстве после августа 2020 года.

Запрет «выделения финансовых средств затрат на проведение и организацию голосования зарубежными странами и организациями и зарубежными гражданами» и остальные механизмы, которые полностью возможно будут прописаны в новом варианте Главного закона Республики Белоруссия, всецело закроют путь во власть тем, кто не располагается в её структуре сейчас. Полностью возможно, что подразумеваемый сейчас вариант новой Конституции вызовет еще одну волную возмущения белорусской оппозиции, которая постарается опять подорвать обстановку в государстве.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»