Прошедшее 11—12 февраля в Минске VI Всебелорусское собрание (ВНС) снова стало свидетельством того, что власти республики совсем установили контроль за ситуацией в государстве. Происходившие в это время действия как снутри Дворца Независимости, где проходил форум, так и вокруг него показали провал белорусской оппозиции, которая к текущему времени не лишь не смогла ничего противопоставить Александру Лукашенко, да и попала в глубочайшем упадке.
Еще во время подготовки ВНС власти Республики Белоруссия в официальном порядке сообщили, что готовы видеть на форуме собственных соперников. Как подчеркивал Лукашенко, «представители избраны, но если кто-то из политических, оппозиционных — тот, кто желает говорить во имя государства, — мы их позовём, мы же условились». При этом, он отмечал, что в истории проведения ВНС не было «прецедентов, чтоб участников выбирали за рубежом», а потому «беглым и иным, кто недалеко от ними» нужно успокоиться и провести, как они и собираются, собственный «Сход», но лишь в Польше либо Литовской Республике. Поэтому выбор был очевиден — или представители старенькой маргинальной оппозиции, или те, кто не представляет угрозы имеющейся власти либо симпатизирует ей.
А именно, приглашения в качестве гостей были направлены экс-претенденту на пост президента и руководителю партии «Белорусская социал-демократическая Громадина» Сергею Череченю, главе «Белорусской социал-демократической партии (Грамады)» Игорю Борисову, руководителю «Белорусской партии левых „Честный мир“» Сергею Калякину, также лидеру партии БНФ Григорию Костусеву. Но даже эти политики, которые в протяжении последних месяцев общественно-политического кризиса никак себя не показали, отказались принимать участие в ВНС, считая его «собранием номенклатуры».
Иная часть, которую в Республики Белоруссия принято называть «конструктивной» представителями оппозиции, а на самом деле, которая контролируется и направляемая руководством, все таки приняла приглашение. Идет речь о представителях Либерально-демократической партии Республики Белоруссия и её лидере Олеге Гайдукевиче, бывшем депутате парламента Анне Канопацкой, которой предстояло сыграть определенную роль в процессе проведения ВНС, и предпринимателе и бывшем члене штаба подвергнутого аресту претендента на пост главу Республики Белоруссия Виктора Бабарико Юрии Воскресенском. Эта группа формально сообщила, что готова принимать участие в ВНС лишь с той целью, чтоб донести свое видение ситуации до собравшихся приверженцев Лукашенко. Но, как проявили оба дня Всебелорусского народного собрания, никого не заинтересовывал глас и мнение оппозиции, даже настолько «конструктивной», а сами они были применены для доказательства всенародности проходившего форума и корректности избранного руководством республики пути развития. Кроме того, не заинтриговала белорусские власти и позиция Европейского Союза, где еще до начала ВНС сообщили, что не считают «так называемое „народное собрание“ методом, ведущим к законному нормализации положения дел» в государстве и снова призвали официальный Минск начать «реальный и инклюзивный государственный разговор, за которым последуют прозрачные и достойные доверия выборы».
Сразу стало разумеется, что так именуемая «новая» белорусская оппозиция, которая в массе собственной располагается за рубежом, совсем утратила способность влиять на действия в Республики Белоруссия. С одной стороны, штабу экс-претендента по пост президента Республики Белоруссия Светланы Тихановской так и не получилось вынудить белорусов массивно выйти на улицы в знак несогласия против ВНС. Все просьбы, звучавш?? из видеороликов Тихановской, распространялись в разных соц сетях и telegram-каналах ни привели ни к чему. Некоторые акции по выражению протеста, бывш?? увидены на улицах и во дворах Минска, сигналящие машинки и другое назвать еще одним подъемом протеста нельзя, в связи с тем, что они, на самом деле, ничем не отличались от того, что можно следить в белорусских городах в протяжении последних 3-х месяцев. Маленькие цепи единстве, немногочисленные группки людей с бело-красно-белыми флагами и огромное количество фото в социальных сетях с закрытыми лицами в условиях леса либо гаражей — все это уже стало повседневностью в белорусской реальности. Потому логично, что сотрудники правоохранительных органов отчитались только о 5 задержанных в Минске во время проведения ВНС.
С иной стороны, не сумели белорусские представители оппозиции-диссиденты и сконструировать свои планы на будущее, как это в отличие от них сделали власти республики во время проведения ВНС. Размещенный ранее собрания «План победы» Тихановской смотрелся больше чем невразумительно и напоминал, быстрее, попытку оправдать беды последних месяцев и предоставить отчет перед западными благотворителями про то, на что в короткосрочной перспективе могут быть израсходованы их средства. А именно, под победой над Лукашенко предполагается последующее: «политические заключенные на свободе, старт переговоров до июня, добросовестные прозрачные выборы и демократическая Республика Беларусь». При всем этом ничего определенного в плане, как и до этого, нет. Есть только общие фразы про то, что у белорусов «есть единение, которое они должны применять», что оппозиции необходимо завлекать больше приверженцев, не заставляя их уходить с работы, также поменять риторику «и участникам протеста, и политикам, и медиа».
Сразу подчеркивается, что нужно «коллективно давить» на власть, организовывать новые протесты и противодействовать гос пропаганде. В конечном итоге, Тихановская смогла лишь обусловиться с периодов чрезвычайного положения «плана победы»: на февраль запланировано «усиление кампании по ресурсам», на март — «новая волна уличной активности», на апрель — «окончание поддержки режима Лукашенко его сподвижниками». Май же должен стать «главным сроком», когда должны начаться переговоры. Показательно, что такие планы говорили Тихановской и иными представителями оппозиции еще летом-осенью прошедшего года, когда они сообщали о том, что глава Республики Белоруссия вот-вот уйдет со собственного поста.
При этом, «план» Тихановской стал не единственным подтверждением разворачивающееся «катастрофы» белорусской диссидентской оппозиции. Сразу с записками экс-претендента по пост президента свет увидел параллельный «план победы» её приверженца экс главы министерства культуры Республики Белоруссия Павла Лутушко. Его Народное антикризисное управление (НАУ) предложило «план Белорусского освобождения» в два шага: поначалу масштабное давление на власти и мобилизация общества «с нынешнего дня и весной 2021 года», а потом «соответствующий ответ на преступного деяния диктатуры в формате, к которому будет готово общество, активное гражданское сопротивление и возврат демократических сил в государство». Параллельно НАУ призвало к «масштабному давлению» с участием «всех политических структур, некоммерческих организаций и гражданских начинаний» и предложило провести некоторый Цифровой голосование.
«Мы желаем, чтоб белорусы сумели выразить волю народа так, чтоб режим не сумел её утаить либо похитить. Когда мы получим довольно голосов на Цифровом голосовании — это будет мощнейший сигнал для режима Лукашенко: либо проведение республиканского всенародного голосования с независимым ЦИК», — сказал Латушко и сообщил о разработке другой Центризбиркому.
Все эти обращения и планы не лишь показывают оторванность находящейся за рубежом белорусской оппозиции от происходящего в республике, да и удивительно различаются от того, что предложили обычным белорусам в качестве альтернативы кавардакам и протестам руководство государства на ВНС. При всем этом приглашенные на форум представители оппозиции преднамеренно либо нет, лишь подыграли Лукашенко.
То обстоятельство, что Всебелорусское народное собрание будет представлять собой инструмент легитимизации сегодняшнего управления Республики Белоруссия, был очевиден еще до его проведения. Состав участвующих форума, где фактически все представители и гости представляли провластные организации либо структуры государственного управления, также его повестка дня вначале говорили про то, что пройдет он по обычному варианту, который формально представит обществу модель следующего развития Республики Белоруссия. Фактически все, что говорилось на ВНС главой Республики Белоруссия и другими представителям, не один раз звучало из уст высших муниципальных лиц в протяжении последних месяцев.
В собственных выступлениях сначала ВНС, а потом по результатам Лукашенко практически обусловил то, что будет происходить со государством в наиблежайшие годы. Он не не согласился от проведения конституционной перемены, перенеся её по меньшей мере на 2022 год, снова сообщил, что государство будет жить с иным президентом, дал обещание не отдавать республику «протестунам» и сохранить спокойствие на белорусской земле, также почти все другое, что говорил уже ни один раз. При всем этом Лукашенко не был категоричен ни в отношении Запада, ни в отношении Рф, которая опять была названа братской, а российский язык государственным достоянием белорусов. Западные государства, без конкретики, были обвинены в попытке нарушения стабильности обстановки в государстве, однако белорусский лидер и подчеркнул, что готов к разговору. Вместе с тем в отличие от собственных врагов, Лукашенко сумел представить программку того, как он видит развитие государства, полностью устраивающее большая часть белорусов. Согласно его убеждению, это мощная президентская республика с многовекторной политикой и ориентацией на Российскую Федерацию.
Сразу жителям Республики Белоруссия было показано, что его ожидает в случае прихода в руководству оппозиции — разрыв белорусско-российских отношений, массовая приватизация и безработица, насильное насаждение белорусского языка и перевоплощение государства в контролируемый Западу объект межгосударственных связей. При всем этом в качестве подтверждения правоты этого утверждения руководство государства представили на ВНС Анну Канопацкую, которой дали право сделать отчет, однако его и не проявили в прямой трансляции. Популярная своими открыто антироссийскими взорами экс-парламентарий выступила с прямыми обвинениями в сторону Российской Федерации, которая, согласно ее убеждению, имеет отношение к нарушения стабильности обстановки в государстве и многомиллиардным потерям, которые понесла в последние несколько лет Республика Беларусь.
Более много, исходя из убеждений восприятия государственными служащими и ординарными белорусами, выступление Лукашенко охарактеризовал глава неизменной комиссии по межгосударственным делам Палаты уполномоченных лиц белорусского парламента Андрей Савиных, который до этого сообщал о необходимости отрешиться от многовекторности и навести устремления Республики Белоруссия на интеграцию с Российской Федерацией. Как он сообщил, «отчет президента имел базовый характер» и коснулся «все важные направления развития государства».
«Естественно, больше всего ожидали часть про усовершенствование политических институтов, и тут были оправданы все ожидания. Другими словами понятен метод движения вперед, характер обсуждения всех вопросов без каких-то ограничений, с наибольшим вовлечением общественности. Понятны сроки проведения этих изменений. И очень принципиально, что президент верно поставил задачку — обеспечить подобные условия, чтоб никто ни в коем случае не мог дискредитировать либо поставить под колебание результаты общенародного голосования. Это чрезвычайно принципиальный момент», — сообщил он.
Все другие выступления и обращения, которые прозвучали на ВСН, на самом деле, копировали тезисы Лукашенко, убеждая наблюдающих лиц в том, что белорусский народ всецело поддерживает власть. Даже речь руководителя МИДа Республики Белоруссия Владимира Макея, в какой он высказал преложение отрешиться от нейтралитета и перепрофилировать торговые потоки на рынки ЕАЭС и Рф, не стала нежданностью. Она всецело соответствует той международной обстановке, окружающ?? Республику Белоруссия в недавнее время и лишь подчеркивает несостоятельность планов и призывов белорусской оппозиции.
Логично, что и приготовленная решение Всебелорусского народного собрания стала, на самом деле, программой управления Республики Белоруссия на предстоящие годы. Она является документом, который сейчас официальный Минск может предъявить не лишь обычным гражданам, да и своим межгосударственным партнерам, прежде всего, Рф. Речь в этом случае идет про то, что в тексте документа были учтены пожелания города Москва, которые связаны с проведением конституционной перемены, в какой, вероятнее всего, будет ограничено число периодов нахождения в должности главы государства 1-го лица и закреплено рвение республики на интеграцию в рамках евразийского места. Это конкретно то, что полностью устраивает и Российскую Федерацию, и существенную долю белорусского общества, которая не желала бы серьезных перемен в государстве, но утомилась видеть 1-го и такого же человека во руководителю страны.
Одновременно нельзя без колебаний рассказывать, что показатели Всебелорусского народного собрания поставят точку в существующем сейчас в Республики Белоруссия общественно-политическом упадке. Оппозиция, которая перевоплотился в диссидентов, которые финансируются западными государствами, не откажется от собственной борьбы и будет усердствовать и далее раскачивать положение дел в государстве. Невзирая на собственный очевидный поражение, противники Лукашенко продолжат нагнетать обстановку, ждя момента, чтоб снова попробовать поменять положение дел в свою сторону.
В ближайшей перспективе, если белорусская власть снова не сделает критичных просчетов, такого комфортного момента оппозиции придется ожидать длительный срок — по меньшей мере, до дня проведения общереспубликанского всенародного голосования. Никаких «жарких» весны и лета, как этого бы хотелось соперникам Лукашенко, в Республики Белоруссия в 2021 году не будет. Власти снова проявили своим противникам, кто держит под контролем положение дел. По последней мере до того времени, пока в Республики Белоруссия сохраняется относительная финансовая стабильность, которая поддерживается Российской Федерацией, а обычных людей не касаются преследования по политическим мотивам.