Попытки Южной Кореи стать глобальным атомным экспортером и без помощи других строить АЭС за рубежом, вероятно, обречены. Американская Westinghouse перекрывает судебным разбирательством единоличные проекты корейских KHNP и KEPCO в Европе и Саудовской Аравии. В Сеуле рассчитывали на прорыв во время встречи в Вашингтоне. Однако у Соединенных Штатов Америки сильно большое количество обстоятельств, чтоб не отпускать единомышленников в свободное плавание, считают специалисты.
Южнокорейские KHNP и KEPCO планировали без помощи других строить атомные реакторы в Польше и принимать участие в конкурсах на стройку АЭС в Чешской республики и Саудовской Аравии. Но в октябре прошедшего года Westinghouse подала в общегосударственный райсуд обращение и заблокировала планы корейских компаний. Организация из США мотивировала свою позицию тем, что KHNP и KEPCO употребляют в предлагаемых реакторах APR-1400 её технологии и умственную собственность и должны получать у нее разрешение.
До этого организации из Южной Кореи строили реакторы APR-1400 на АЭС «Барака» тогда и получали согласие у Westinghouse. Однако в сей раз KHNP и KEPCO обосновывали, что освеженные проекты полностью чисты от американских технологий. Кроме того, корейцы пробовали получить разрешение от Министерство энергетики США, но в министерстве им сообщили, что подобные обращения должны направляться от американских лиц, указывая на то, что взаимодействие с Westinghouse непременно.
В Сеуле строили огромные планы на то, что визит президента Южной Кореи Юн Сок Еля в США на текущей неделе дозволит позволить спор. Но, вероятно, все идет к тому, что KHNP и KEPCO придется как и раньше работать с американцами.
«В коллективном обращении, размещенном по итогам встречи Юн Сок Еля и главу Соединенных Штатов Америки Джо Байдена, заявляется, что две цивилизации уважают нормы экспортного контроля и права на умственную собственность в обеих государствах по вопросам атомной энергетики», — рассказывает агентство Yunhap.
А также, как пишет The Maeil Business Newspaper, в Вашингтоне глава министерства торговли, индустрии и энергетики Ли Чхан Ян повстречался с руководителем Министерства энергетики США Дженнифер Грэнхолм и стороны условились крепить солидарные возможности, чтоб выигрывать заказы по строительству АЭС в остальных государствах.
«Был целый перечень систем, которые корейцами признавались как умственная собственность Westinghouse при проекте в ОАЭ. По ним корейцы получали согласие от американцев и платили им средства. На данный момент корейцы заявляли, что все переделали. Но факт того, что они в декабре подавали „в качестве жеста хорошей воли“ запрос в Министерство энергетики США на трансфер некоторых технологий в рамках экспорта APR-1400, принуждает представить, что не все чисто», — полагает руководитель «АтомИнфо-Центра» Александр Уваров. Он подчеркивает, что при любом варианте настрой у корейцев был биться до конца, в связи с тем, что им чрезвычайно очень хотелось сбросить Westinghouse со собственных проектов, но политика перевешивает.
Александр Уваров называет несколько обстоятельств, почему у Южной Кореи не много возможностей уйти в самостоятельное плавание.
«Westinghouse неофициально называют компанией юристконсультов. Она различается грамотным (в свою пользу) составлением договоров. Конечно же, что Westinghouse не мог пройти минуя открывшейся возможности получить доход на договорах, подписывающ?? южнокорейские атомщики», — полагает руководитель «АтомИнфо-Центра». А также, отмечает он, проект APR-1400 — это реактор приблизительно 1-го класса с американским AP-1000.
«Как говорят, в тендерах его цена обозначают чуток менее, чем цена AP-1000. Так что это суровый конкурент Westinghouse, и это 2-ая причина, почему Westinghouse пошел на рассмотрение дела в суде», — не прекращает Александр Уваров.
3-я причина — Саудовская Аравия. «В этом государстве Westinghouse в принципе не может получить договор на стройку АЭС, а организации из Южной Кореи KHNP и KEPCO могут. Если Westinghouse добьется собственного пребывания в договорах корейцев, то таким образом он сумеет пробиться на саудовский рынок „с темного входа“. Это принципиально и исходя из убеждений дохода, и исходя из убеждений возможностей контроля за саудовской ядерной программой», — сообщает руководитель «АтомИнфо-Центра».
В The Maeil Business Newspaper называют еще две предпосылки, почему американцы заинтересованы в взаимодействии с корейцами. С одной стороны, в отличие от KHNP и KEPCO, Westinghouse не владеет мощностями по строительству АЭС. С иной — один из самых крупных акционер организации из США Brookfield Business Partners LP планирует закрыть договор по реализации собственной толики в июне и инвестиционному фонду нужно прирастить корпоративную ценность Westinghouse.
Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и имиджевую составляющую. В Вашингтоне уже ни один раз сообщали о том, что США утратили первенство в атомной энергетике, уступив его Рф и Китаю. Министерство энергетики США публиковало даже дорожную карту про то, каким образом возвратить позиции к середине 2030-х годов. И Южная Корея в данной ситуации может стать тем младшим братом, который поработает во славу старшего. Так как тому пока похвастать особо нечем. В текущем году Westinghouse запустила 3-ий энергетический блок американской АЭС «Вогл». Но его приступили возводить еще в 2013 году.