Аналитика

У ворот мезосферной схватки: смогут ли С-400 противодействовать гиперзвуковой HAWCS?

Удачные тесты первого американского макета гиперзвуковой тактической ракеты большой дальности HAWC подстрекнули реакцию в российских экспертных и обозревательских кругах. А именно, почти все корреспонденты пришли к воззрению, что спроектированное спецами компаний Raytheon и Northrop Grumman 5-маховое изделие HAWC является менее чем анахронизмом в сопоставлении с передовыми русскими гиперзвуковыми универсальными КР/ПКР 3М22 «Циркон» и Х-47М2 «Кинжал».

Кроме того на просторах военно-аналитического сектора Руинтернета существует твёрдое убеждение, что лётно-технические характеристики этого семейства гиперзвуковых универсальных тактических ракет даже в дальнейшем не обеспечат им возможность действенного преодоления бессчетных противоракетных «заслонов» ВКС Российской Федерации и войсковой противовоздушной обороны, воздвигнутых зенитно-ракетными полками С-300ПМ2 и С-400, не говоря уже о С-350 «Витязь», С-300В4 и С-500. В качестве обоснования этого представления часто приводится ограниченная 5300 — 6000 км/ч (5 — 5,5М) наибольшая скорость полёта HAWC на маршевом участке линии движения, тогда как наибольшие скорости поражаемых средством ЗРК С-300ПМ2/400, С-300В4 и С-500 задач могут достигать 10500, 16200 и 25200 км/ч следовательно.

Некая же часть обозревательской публики, наоборот, склоняется к выводу, что 1-ый лётный макет многообещающей HAWC является вряд ли не единственным в мировой практике гиперзвуковым летательным аппаратом (ГЗЛА) воздушного размещения с доведенными «до разума» и размеренно функционирующими узлами гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного мотора (ГПВРД). А гиперзвуковой лётно-технический потенциал аэробаллистических ракет Х-47М2 «Кинжал» и 3М22 «Циркон» ставится ими под огромное колебание.

Например, сопоставляя тактико-технические характеристики вышеуказанных российских многообещающих универсальных/антикорабельных ракет с чертами американской HAWC, корреспонденты из вышеуказанной аудитории часто фокусируют внимание на наличии у Х-47М2 «Кинжал» традиционных твердотопливных ракетных движков, которые ограничивают лётно-технические свойства данных изделий на маршевом участке линии движения. Реализация гиперзвукового высокоскоростного спектра (4,7 М = 5000 км/ч и поболее) проходящими муниципальные тесты антикорабельными ракетами 3М22 «Циркон» и совсем стала предметом острых обсуждений. Предпосылкой стало недавнее малоизвестное интервью содиректора коллективного российско-индийского компании BrahMos от «НПО Машиностроения» Александра Максичева представителям СМИ заграничных военно-аналитических редакций.

В нём он сообщил о возможности компании к разработке изменения BrahMos PJ-10 Block III/IV с больше совершенным сверхзвуковым ПВРД, которые обеспечивают ускорение полёта с 2,5 — 3 М до 4,5 М (4750 км/ч) следовательно. Являясь концептуальным и конструктивным аналогом «БраМоса», отечественная ПКР 3М55 «Оникс» располагается на таком же шаге усовершенствования. Разумно представить, что ввиду конкретно перечисленных выше событий корреспонденты засомневались в готовности «НПО Машиностроения» к запуску производственной полосы гиперзвуковых ПВРД, которые обеспечивают «Цирконам» скорость в 7 — 9 М в протяжении всего маршевого участка линии движения.

Кроме того схожему воззрению посодействовало видимое несоответствие размера и энергетического потенциала твердотопливной разгонной ступени массо-габаритным характеристикам боевой (2-ой) ступени 3М22 «Циркон» для разгона последней до скорости свыше 5 М и выведения в верхние слои стратосферы с соответственной кинетической энергией (при запуске с надводного корабля либо подлодки).

Вроде бы то ни было, даже 4750 км/ч «нарядам» «Цирконов» будет полностью довольно для существенного ограничения времени корабельным БИУС «Иджис» на процесс нахождения, «завязки трасс», захвата и целеуказания (целераспределения) зенитным ракетам SM-6 (RIM-174 Block II) и RIM-162 Block II ESSM; тем паче, что они владеют возможностью реализации интенсивных противозенитных манёвров с перегрузками приблизительно 20 единиц на любом участке линии движения.

Что все-таки касается аэробаллистических ракет Х-47М2 «Кинжал», то их маневренные качества (включая воплощение противозенитных манёвров) на маршевых участках квазибаллистических траекторий вправду очень ограничены. Этот факт обоснован потерей кинетической энергии в случае энергичных разворотов в плоскости тангажа после выгорания твердотопливного заряда РДТТ, что чревато существенным понижением скорости и дальности деяния. Энергетическое передвижение «Кинжалов» с перегрузками 25−30G быть может реализовано только на терминальных участках траекторий, когда аэробаллистические ракеты входят в режим вертикального пикирования под углами 75 — 90 градусов (с параллельным постепенным понижением скорости с 7 до 4,5 — 3,5 М, которые были связаны с повышением давления по мере понижения в плотных слоях стратосферы и тропосфере).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Изнасилованная американская мечта»: гимнастки США требуют разогнать НОК государства

У ворот мезосферной схватки: смогут ли С-400 противодействовать гиперзвуковой HAWCS?

Оперативно-тактическая аэробаллистическая ракета Х-47М2 «Кинжал» на центральном подфюзеляжном узле подвески перехватчика МиГ-31К (ударная модификация далекого перехватчика МиГ-31БМ). Иллюстрация: naked-science.ru

Прямоточные воздушно-реактивные движки американских многообещающих гиперзвуковых ракет HAWC располагают передовой компьютеризированной системой регулирования интенсивности подачи сжиженного газообразного либо твёрдого порошко-/пастообразного топливного заряда в камеру сгорания, которая представлена спец клапаном в сопловом блоке газогненратора. Эта конструктивная изюминка обеспечивает пролонгирование периода «выгорания» твердотопливного заряда (деятельности мотора) вплоть до терминального (оканчивающего) участка линии движения. Как итог, гиперзвуковые ракеты HAWC получат возможность реализации противозенитных манёвров (с перегрузками от 10 до 15G) не лишь на терминальных, да и на маршевых участках траекторий с высотами полёта порядка 35 — 55 км. — как у российских 3М22 «Циркон».

Несмотря на способность зенитных управляемых ракет 48Н6Е2/ДМ и 9М82МВ комплексов С-300ПМ2, С-400 и С-300В4 перехватывать цели на схожих высотах, процесс ликвидации маневрирующих гиперзвуковых ракет HAWC может позиционироваться как очень непростая процедура. Это обосновано неоднократным понижением продуктивности аэродинамических рулей перечисленных выше зенитных ракет в мезосфере и верхних слоях стратосферы, характеризующихся очень низким давлением 0,02 — 0,005 бар (в 50 — 200 раз разреженней, ежели на у земной поверхности). Вывод: в обозначенном высотном спектре ЗУР 48Н6Е2/ДМ и 9М82МВ владеют еще наименьшими располагаемыми перегрузками (порядка 15 — 12G), ежели в больше плотных нижних слоях стратосферы и тропосферы, из-за чего наибольшая перегрузка перехватываемых задач не обязана превосходить 5 — 7,5 единиц.

Появляется полностью закономерный вопрос: какие средства противовоздушной обороны-ПРО, которые состоят на вооружении Зенитно-ракетных войск ВКС Российской Федерации, смогут отлично оказывать противодействие будущей гиперзвуковой универсальной ракете HAWC?

С этой задачей способны управится только сверхманевренные зенитные управляемые ракеты 9М96ДМ, которые входят в боекомплекты зенитно-ракетных комплексов С-350 «Витязь», также 55Р6М «Триумфатор-М» (С-500 «Прометей»). Несмотря на то, что скорость данных ЗУР-перехватчиков составляет порядка 4 М (4250 км/ч), не обеспечивая перехват гиперзвуковых ракет HAWC вдогон (в заднюю полусферу), наличие газодинамических поясов движков поперечного управления дозволит им без усилий перехватывать маневрирующие HAWC в обозначенном высотном спектре в переднюю полусферу (на встречно-пересекающихся курсах).

Ведь газодинамические системы управления (в отличие от аэродинамических) могут повытрепываться высокой продуктивностью как в плотных слоях атмосферы, так и в космическом пространстве. Ещё одним перехватчиком, которые способны отлично оказывать противодействие маневрирующему изделию HAWC, является зенитная управляемая ракета 9М317МА комплекса «Бук-М3». Эта ЗУР вооружена газоструйной системой отличия вектора тяги (ОВТ/СУВТ), блок которой размещён в сопловом канале твердотопливного ракетного мотора и представлен жаропрочными плоскостями-лопатками, которые вращаются средством малоразмерных сервоприводов.

У ворот мезосферной схватки: смогут ли С-400 противодействовать гиперзвуковой HAWCS?

Зенитная управляемая ракета 9М317МА/Э наземных войсковых ЗРК «Бук-М3» и корабельных ЗРК «Штиль-1». Источник иллюстрации: free3d.com

В общей сложности с аэродинамическими рулями система отличия вектора тяги обеспечивает зенитным ракетам 9М317МА возможность перегрузок порядка 62 — 65G, чего полностью довольно для ликвидации маневрирующих задач с перегрузками 25 — 30G (к целям этого типа будет относится и американская гиперзвуковая ракета HAWC).

При этом, высочайшие летно-технические характеристики данных зенитных ракет могут быть реализованы только на исходных и маленьких отрезках маршевых участков траекторий (в больше плотных слоях атмосферы), так как продуктивность газоструйной системы отличия вектора тяги сохраняется только во время деятельности двухрежимного твердотопливного ракетного мотора, после выгорания заряда которого все функции управления 9М317МА возлагаются только на аэродинамические рули, не обеспечивающие схожих маневренных свойств.

Однако, на сегодня ВКС Российской Федерации уже имеют в распоряжении средства противовоздушной обороны-ПРО, которые способны парировать возможности будущих американских гиперзвуковых ракет HAWC.

Евгений Даманцев

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»