Скандалы

Задачка коррупционеров — недопустить тюрьмы и уничтожить проверку деклараций

Задачка коррупционеров — недопустить тюрьмы и уничтожить проверку деклараций

Наказание за ересь в отчетности: как депутаты желают «кинуть» граждан Украины и Зеленского и проигнорировать Венецианскую комиссию. Большая часть поданных депутатских изменений касается определения меры наказания за ложное декларирование.

В октябре 2020 года судьи Конституционного суда Украины признали не соответствующими конституции ряд положений противокоррупционного законодательства. А именно, они отменили возможности Нацагентства по вопросам недопущения коррупции (НАПК) по декларированию и проверке доходов и собственности руководящих лиц, также норму об уголовного наказания за недекларирование. Результаты этого решения дают о для себя знать до настоящего времени, сообщают средства массовой информации ZN.UA.

В декабре прошедшего года депутаты отдали свои голоса закон об уголовного наказания за ересь в отчетности, но его подвергли критике из-за мягенького наказания для нарушителей. На данный момент госслужащих нереально подвергнуть заключению за ересь в декларации. Нарушителю, который солгал на больше чем 9 млн грн, светит максимум ограничение свободы, другими словами практически общежитие.

Президент Зеленский в январе 2021-го подал в ВР проект закона, который предусматривает усиление наказания за ересь в декларации, включительно с возвратом заключения за преступление. В нем предлагается установить порог в 4,5 млн грн, выше которого государственному служащему грозит тюрьма.

Не так давно Венецианская комиссия поддержала январский проект закона президента, внеся предложение для его усиления: заставить руководящих лиц вторично подать декларации за 2020 год либо удостоверить надежность до этого поданных деклараций.

Однако, судя по большинству поданных парламентариями к законопроекту изменений, они не настроены усиливать наказание за ересь в декларации. К документу на полторы странички нардепы подали примерно 70 изменений. Почти все из них не лишь направлены на выхолащивание президентского проекта закона, да и в состоянии сделать в принципе неосуществимым действенный контроль над доходами и собственностью руководящих лиц.

Задачка — недопустить тюрьмы

Большая часть поданных депутатских изменений касается того, какое наказание должно быть за ложное декларирование.

Нардепы из группы «За майбутнє» и «Довіра», также Григорий Мамка от ОПЗЖ, Сергей Власенко из «Батьківщини» подали различные корректировки, при помощи которых пробуют недопустить введения наказания в виде заключения.

Нардепы из группы «Довіра» и от «Слуги народа» дают очередной обман: «усилить» наказание за недекларирование не лишением свободы, а лишь арестом. Если лишение свободы президент предложил установить сроком до 2-ух лет, то арест будет грозить менее чем на пол года. Практически, согласно Уголовному кодексу, арест считается даже больше мягеньким наказанием по соотношению с ограничением свободы.

Председатель ЛГУ Дмитрий Разумков дает сохранить порог несостыковок в 9 млн грн для пришествия больше твердого наказания за недекларирование, включительно с возможностью присудить лишение свободы. Тогда как Владимир Зеленский желает, чтоб уголовное наказание наступала за ересь на 4,5 млн грн, представители группы «Довіра» и «слуги народа» желают поднять данную стоимость до уровня в 6,8 млн. Разумеется, предложенные парламентариями пороги являются очень высочайшими и не соответствуют украинским реалиям: при таком их уровне просто можно будет скрыть трехкомнатную квартиру на Печерске в Киеве ценой 220 тыс. долл. и не сесть в тюрьму.

Часть нардепов подали корректировки, предлагающ?? не включать связанные с декларированием уголовные правонарушения в список коррупционных. Тогда как включение недекларирования в коррупционные правонарушения не дозволит недопустить уголовного наказания, к примеру, в связи с передачей лица на поруки, освобождением от наказания с испытанием либо без него и т.п. Даже Венецианская комиссия поддержала подобное решение, подчеркнув, что законотворец может сравнивать эти правонарушения с феноменом коррупции, применяя особенные правила к ним.

Новый образ утаивания собственности

Нардепы в собственных изменениях решили не ограничиваться вопросами усиления ответственности за недекларирование и значительно вышли за границы начального проекта закона, предлагая поменять подход к декларированию собственности членов семьи.

На данный момент, если член семьи декларанта не желает предоставлять какие-то сведения, то само должностное лицо должно указать в декларации всю популярную ему данные, а относительно отсутствующих информации — указать, что член семьи не согласился их предоставить.

Нардепы от «Слуги народа» и группы «За майбутнє» желают предугадать декларирование лишь той инфы об активах члена семьи, о которых он либо она сами предоставили сведения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Не поделили деньги: стала известна причина конфликта между Михаилом Шуфутинским и Александром Розенбаумом

Кроме того, эти же нардепы требуют конкретно в новых статьях Уголовного кодекса указать, что ответственность наступает за недекларирование «популярной субъекту декларирования инфы». Доказывают это изменение депутаты тем, что работающий состав правонарушения «содержит элемент субъективности» и делает декларанта зависимым от «воли третьих лиц», которые могут отрешиться от предоставления инфы, предоставить её в неполном объеме либо неточно и не будут нести за это какую-или ответственность, в то время как ответственность как бы наступит для декларанта.

Однако для привлечения должностного лица к уголовному наказанию за недекларирование сторона обвинения обязана вне разумного колебания обосновать, что должностное лицо не указало определенные активы целенаправленно, другими словами конкретно декларанту было понятно о принадлежности, владении либо использовании членом семьи определенным активом. Обвинение должно сделать это, основываясь на соответствующих и приемлимых подтверждениях, но не на своих догадках.

Данная группа изменений практически делает дыру в системе декларирования, ведь декларанты постоянно смогут апеллировать к тому, что определенные активы членов семьи отсутствуют в декларации конкретно потому, что им не предоставили данные об активах либо определенная сведения об активах будто бы была неведома самому декларанту.

Уничтожить проверку деклараций

Если будет учтена еще одна поправка нардепов, то это может поставить крест на выполнении контроля и проверки деклараций. Нардепы дают зафиксировать, что при принятии решения НАПК по итогам контроля и проверки деклараций какие-или несогласования либо некорректности, выявленные в них, интерпретируются в пользу декларантов.

К чему это приведет на практике?

Можно даже не грезить об действенной автоматической проверке деклараций, ведь она практически и имеет целью устанавливать несоответствия в декларации, которые требуют больше кропотливого исследования для выявления вероятных ложных информации. С данной нормой будет неясно, где «несоответствие», а где «несогласование» либо «некорректность» в декларации, которую нужно толковать в пользу должностного лица. Хоть какое несоответствие можно будет добиваться интерпретировать конкретно в пользу декларанта, и по данной причине какого-то больше кропотливого исследования декларации в границах полной проверки даже не будет.

Аналогичным образом быть может нивелирован контроль корректности и полноты наполнения деклараций, не позволяющий декларанту подать декларацию, пока в ней не будут устранены все несогласования либо заполнены все обязательные поля.

В границах полной проверки методом установления значительных несогласований в декларации НАПК может сделать вывод о наличии признаков ложного декларирования, необоснованности активов либо нелегального обогащения. Однако если значительные несогласования будут толковаться в пользу декларанта, то о каких установленных правонарушениях может идти речь?

Байкотировать «Венецианку»?

Не так давно Венецианская комиссия положительно оценила проект закона Зеленского, ограничившись общим советом по укреплению антикоррупционных институтов и устройств, также советом по применению усиленного наказания еще к декларациям за 2020 год. Ведь депутаты всевозможными способами пробовали успеть подать декларации, пока за ересь в них не предвидено лишение свободы.

И одна из изменений от нардепа Ярослава Юрчишина дозволяет воплотить мысль Венецианской комиссии, принуждая некоторых сегодняшних больших руководящих лиц подать декларацию за прошедший год поновой. Если её учитывать после незначимой корректировки в части списка лиц, обязанных вторично подать декларацию, то это дозволит усилить данный проект закона, применить большее наказание уже к декларациям за прошедший год и воплотить предложение «Венецианки».

Обещаний о возможности поддержать усиленное наказание за недекларирование, включительно с возможностью заключения за подобные деяния, от парламентариев прозвучало много. Осознать, были ли откровенными эти обещания либо же это снова было попыткой ввести в заблуждение граждан, можно будет после совещания специализированного парламентского комитета по вопросам правоохранительной работе. Оно состоится 19 мая, и на нем будут изучать поданные парламентариями корректировки.

Если будут учтены корректировки на ослабление проекта закона либо даже нивелирование института декларирования и игнорирование корректировки о последующей подаче деклараций за 2020 год, то это будет значить, что депутатам полностью безразличны инициатива Зеленского, мнение Венецианской комиссии, просьбы общественности и межгосударственных партнеров.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»