Скандалы

«Золотые» колеса Пинчука: как «Интерпайп» нанес «Укрзалізниці» ущерб на полмиллиарда гривен

«Золотые» колеса Пинчука: как «Интерпайп» нанес «Укрзалізниці» ущерб на полмиллиарда гривен

Эта история о том, как скрытая монополия может стать золотой жилой неконтролируемых цен и сверхприбылей. И о том, как государственная компания то ли не умеет, то ли не хочет защищать свои интересы перед монополистом.

В прошлом году Антимонопольный комитет завершил расследование антиконкурентных действий компании «Интерпайп» и ее спарринг-партнеров. Предметом расследования стали закупки Укрзализныцей в 2018 году, в которых ООО «Интерпайп Украина» разыграло 42 тендера с тремя компаниями, которые имели тесные связи с холдингом «Интерпайп». Всего на участников сговора наложили штраф в более 70 млн. грн, пишет издание Наші гроші.

Эта история о том, как скрытая монополия может стать золотой жилой неконтролируемых цен и сверхприбылей. И о том, как государственные компании то ли не умеют, то ли не хотят защищать свои интересы перед монополистами.

Единственным производителем цельнокатаных колес в Украине является ПАО «Интерпайп НТЗ», который входит в структуру холдинга олигарха Виктора Пинчука. Аналогичную продукцию, которая предназначена для колеи 1520 мм, производят только несколько заводов в мире: холдинг «ОМК» (Россия), АО «Евраз» (Россия) и «Проммашкомплект» (Казахстан, принадлежит российскому «Трансмашхолдингу»). Последний не прошел сертификацию своих колес в Украине. И даже теоретически не может поставлять эту продукцию.

Россия же ограничила экспорт цельнокатаных колес для вагонов, в связи с не обеспечением потребностей РЖД. Поэтому «ОМК» и «Евраз» не поставляют колеса для грузовых вагонов в Украину уже много лет. Напротив, Россия в 2018-2019 годах даже активно закупала украинские колеса «Интерпайп», чтобы закрыть дефицит заказа колес для своего рынка.

Поэтому понятно, что в тендерах Укрзализныци единственным поставщиком мог быть только представитель «Интерпайп НТЗ». Понимая свое монопольное положение, «Интерпайп» начал «играть в конкуренцию». На тендеры Укрзализныци вместе с основным представителем холдинга ООО «Интерпайп Украина» (ТОВ «Інтерпайп Україна» — укр.) поочередно приходили ООО «РЕТЕК», ООО «Транспортные Инвестиции» и ООО «Фирма «Интервторпром» (ТОВ «РЄТЕК», ТОВ «Транспортні Інвестиції», ТОВ «Фірма «Інтервторпром» — укр.). Кроме того, что эти фирмы также предлагали продукцию завода «Интерпайп НТЗ», их должностные лица работали в структурах «Интерпайп», предложения часто подавались с общего IP-адреса и почти в одинаковое время. Ну и, конечно, никакой борьбы за контракт не могло быть.

Но так как формально тендер проходил (два участника подавали свои предложения), для «Интерпайп» открывались свободные конкурентные цены.

Ожидаемую стоимость тендера Укрзализныця определяла на основании предложений «участников рынка». Ими были посредники «Интерпайп». И конечно эти цены были согласованными и никак не рыночными. Более того — Укрзализныця покупала колеса значительно дороже, чем частные вагоностроительные заводы в Украине.

В ходе расследования АМКУ исследовал цены на колеса согласно коммерческих предложений того же «Интерпайп НТЗ» в 2018 году. И они были в среднем на 17% ниже, чем в тендерах УЗ.

Только на этой разнице и только за один год Укрзализныця переплатила около 80 млн. грн.

Но на этом «Интерпайп» не останавился. В 2019 году компания Пинчука начала активно выходить на российский рынок. На котором длительное время аккумулировался дефицит предложения железнодорожной продукции на фоне активного строительства новых вагонов. За счет этого дефицита цены на колеса на российском рынке к середине 2019 года почти вдвое превышали цены в Украине.

В результате российской экспансии «Интерпайп» решил поднять в 2 раза цены и для Укрзализныци. Очевидно придя к мысли, что не хорошо «братскому» народу продавать колеса дороже, чем своим заказчикам. В случае, если бы эти сделки совершались по прямой процедуре закупки у монополиста, поставщику пришлось бы обосновывать уровень такого повышения. Но закупки происходили по «конкурентным» процедурам, что позволяет устанавливать любые цены и без какого-либо обоснования. Просто путем анализа предложений «рынка». Это тот случай, когда имитация конкуренции может быть хуже неконкурентной процедуры.

Цена одного железнодорожного колеса весом 400 кг прыгнула с 15 900 грн. до 29 800 грн. за штуку без НДС.

«Золотые» колеса Пинчука: как «Интерпайп» нанес «Укрзалізниці» ущерб на полмиллиарда гривен

И это подорожание можно было бы попробовать списать на динамику курса нестабильной гривни и повышение себестоимости производства продукции, но курс гривны в 2019 году демонстрировал неожиданную мощь. А цены производителей металлопродукции в Украине неуклонно падали в течение всего года, демонстрируя минусовую динамику впервые с 2014 года.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Трагедии на объектах «Норникеля» опустили Владимира Потанина на 2-ое место в рейтинговом списке Форбс

От «Наших грошей”. Вот как выглядел скачок закупочной цены колес для «Укрзализныци» при пересчете в доллары:

«Золотые» колеса Пинчука: как «Интерпайп» нанес «Укрзалізниці» ущерб на полмиллиарда гривен

Согласно данным Госстата индекс цен производителей металлургического производства и производства готовых металлических изделий в 2019 году упал на 18,8% по отношению к 2018 году. То есть, вместо того чтобы дорожать, колеса Пинчука должны были дешеветь. По крайней мере, на 15-20%.

«Золотые» колеса Пинчука: как «Интерпайп» нанес «Укрзалізниці» ущерб на полмиллиарда гривен

Но «Интерпайп» объяснил рост цен «повышенным спросом» на свою продукцию. И монополист, пользуясь схемой формальной конкуренции, начал давать предложения цен по-новому. Укрзализныця сформировала ожидаемую стоимость на основании предложений «рынка» связанных посредников, а дальше цены легитимизировали через формальные тендеры.

Двойное повышение цены на колеса стоило УЗ от 245 млн. грн. в закупках 2019-2020 годов.

Примечательно, что по возвращении антидемпинговой пошлины РФ для украинского производителя в 34% и, как следствие, сокращение сбыта продукции «Интерпайп НТЗ» в страну-агрессор, для внутреннего рынка Украины цены почти не снизились. Хотя якобы «повышенный спрос» исчез.

Кроме цельнокатаных колес «Интерпайп» имеет многомиллионные контракты на поставку Укрзализныци бандажей до колесных пар. И здесь ситуация абсолютно аналогична. За исключением того, что еще одним альтернативным производителем является польская компания «Huta Bankowa Spółka Sp. Zoo». И эта компания к 2018 году даже пыталась конкурировать с «Интерпайп» в тендерах УЗ. Но ее постоянно дисквалифицировал тендерный комитет заказчика.

Причиной для сноса конкурента «Интерпайп» было то непредоставление справки МВД об отсутствии уголовных производств в отношении должностных лиц поляков, то ошибочное указание не того года в справках, или другие формальные основания, по крайней мере часть которых является описками, а не нарушениями. И не должны были стать основанием для дисквалификации.

«Золотые» колеса Пинчука: как «Интерпайп» нанес «Укрзалізниці» ущерб на полмиллиарда гривен

Несмотря на то, что поляки не выиграли ни одного тендера, «Интерпайп» приходилось держать цены по крайней мере в адекватном диапазоне к предложениям «Huta Bankowa». И похоже, что в какой-то момент компания Пинчука сделала польской фирме предложение, от которого та не смогла отказаться. В 2018 году «Huta Bankowa Spółka» перестала участвовать в торгах УЗ, зато у польской компании появился новый дилер — ООО «Интерпайп Украина» (см. фото). Конкуренты объединились.

За это сговор двух участников рынка, опять же, заплатила Укрзализныця. С 2018 года цены на бандажи постоянно росли, а тандем «Интерпайп» в торгах составляли исключительно формальные конкуренты, которые никак не хотели выиграть хотя бы одни торги.

Сравнивая цены 2018 года, которые установил АМКУ, с ценами на торгах УЗ, оказывается, что для железной дороги стоимость бандажей была в среднем на 14% завышенной. А это еще около 16 млн гривен возможной переплаты.

В целом же сумма возможной переплаты Укрзализныци на закупках продукции «Интерпайп» с 2018 года составляет около 450 млн. грн. За эти средства можно было бы приобрести новый скоростной электропоезд. Или оборудовать двести вагонов вакуумными туалетами. Но Укрзализныця решила просто подыграть в этой игре в формальную конкуренцию и завышенные цены.

Решение АМКУ, которым наложен штраф за антиконкурентные действия, «Интерпайп Украина» обжаловал в хозяйственном суде. Так как результат рассмотрения этого дела напрямую влияет на интересы УЗ (в случае, если решение АМКУ суд признает обоснованным, государственная компания может взыскать двойной ущерб с “Интерпайпа”), Укрзализныця якобы даже попыталась вступить в дело в качестве третьей стороны. Но 7 апреля суд вынес решение, которым отклонил ходатайство Укрзализныци о вступлении в дело в связи с недоказанностью своего интереса в деле:

«Из поданного заявления не усматривается, каким образом решение по данному делу может повлиять на права или обязанности Акционерного общества «Українська залізниця»…».

Такое решение может означать как предвзятость суда, так и непрофессионализм (или отсутствие желания) у юристов УЗ. Ведь вступать в дело железная дорога решила только после того, как «Лига антитраста» подняла вопрос взыскания ущерба с «Интерпайп» в пользу государственной компании.

На запрос «Лиги антитраста» Укрзализныця отказалась предоставлять поданное ею в суд заявление, отметив, что эта информация якобы является конфиденциальной.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»